Покрово-Успенский храм в Малом Гавриковом переулке передан РПсЦ

20 декабря 2017 года Покрово-Успенский храм в Малом Гавриковом переулке был передан Русской Православной старообрядческой Церкви. Старообрядцам выдали соответствующее распоряжение, договор и акт приема-передачи храма. В воскресенье, 24 декабря, в 13:00 состоится благодарственный молебен внутри храма. Именно в этот день в 1911 году был освящен верхний Покровский храм.

Покрово-Успенский храм в Малом Гавриковом переулке

24 декабря 1911 года архиепископ Иоанн (Картушин) с епископами Александром (Богатенковым) и Мелетием (Картушиным) совершили освящение верхнего главного Покровского храма. 23 апреля 1912 года архиепископ московский Иоанн вместе с епископом Рязанским и Егорьевским Александром и многочисленным духовенством освятили нижний Успенский храм. Величественный, бронзовый, четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П. Рябушинским. В советское время самые ценные памятники древнерусской живописи — деисусный чин новгородской иконописной школы XV века из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.

Величественный, бронзовый, четырехъярусный иконостас храма, 1912 год

23 марта 1933 года Президиум ВЦИК постановил закрыть Покровско-Успенский храм. С 1960-х годов в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак», секции по единоборствам. В конце 1990-х, несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его ограды стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами, Покровско-Успенский старообрядческий храм с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали. Внутри бывшего здания храма располагался спортивный зал.

В декабре 2011 года, в столетие освящение храма, состоялся молебен старообрядцев Москвы во главе с протоиереем Виктором Жельцовым. 16 марта 2017 года, во время встречи митрополита Корнилия и президента РФ Владимира Путина в Кремле, в ходе обсуждения частных вопросов рассматривался также и вопрос о храме в Малом Гавриковом переулке. По благословению митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова), 3 сентября 2017 года старообрядцы Москвы совершили молебен возле Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке. На молебне, который возглавил о. Никола Бобков, присутствовали около 50 человек.

У ворот Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке

Политический и религиозный публицист, координатор Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Михаил Тюренков прокомментировал передачу храма РПсЦ:

Не могу не поздравить христиан Русской Православной старообрядческой Церкви с долгожданным возвращением одного из их московских храмов! Эта святыня осквернялась много лет, в том числе боксерским рингом в алтаре, и вот теперь она наконец возвращена верующим. Результаты сближения Главы Государства Российского Владимира Путина с главой этого крупнейшего старообрядческого согласия митрополитом Корнилием (Титовым), что называется, налицо. Уверен, эта тенденция в интересах представителей всех традиционных религий нашей страны. И в первую очередь нашей Русской Православной Церкви. 

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (19)

  1. Сергий 985

    Интересно как всё же удалось вернуть здание. Насколько я знаю, попытки были, и не один раз, но все вязло в то, что здание принадлежало "боксёрам" законно и просто забрать его было не возможно. А тут вдруг опа и передали.

    • Владимир*

      Что ж, только порадоваться и можно, слава Богу! Во многом столь успешное решение проблемы – личная заслуга Митрополита Корнилия. Не в том, что Президент приехал и с ним встретился. А в том, что визит Президента – следствие его, владыки, деятельности.
      И как пожелание, наполнился бы новый старый храм молящимися. А то веди москвичи не ходят на службы даже вечером в субботу. Что те, что эти.

    • Сергий 985

      Безусловно, событие крайне хорошее вне зависимости от того какие конкретно меры позволили его достичь.
      Но я был бы не я, если бы не нашёл повод поворчать.

      Так вот, если много раз люди пытались вернуть храм "стандартными путями" (документы, обращения, суды, молебны и т.п.), а сработал в итоге случай и личная указка сверху, то это как бы сказать демотивирует другие возвращения. То есть получается, что ходи, судись, молись — всё мимо. А потом вдруг сверху пальцами щолк и храм вернули.

    • Иерей Алексий Гугливатый

      Сергий, а почему Вы считаете, что не сработало всё выше указанное? Указка сверху — вполне может быть следствием прежних многолетних стараний и молений христиан. Все же Пилату Исус тоже указал, что не было бы дано ему свыше — не имел бы никакой власти над Ним[над Христом].

    • Безусловно, это позитивный ответ государя на просьбу митрополита и ерничать здесь нечего. Вместо спортсменов придут христиане. Затраты потребуются, не смотря на отремонтированное здание, но вопрос — кто заполнит храм? От того, кто настоятель (была информация, что бывший из никониан сбежал), какая "атмосфера" в общине, многое зависит привлекут ли современных москвичей, интересующихся древним чином , или это будет очередная Остоженка со своим замкнутым мирком для узкого круга " своих"? Тем более, что "конкуренцию" составит совсем рядом находящийся единоверческий Покровский храм, находящийся на подъеме после перехода туда с Рогожского бизнесменов В.С.Якунина и Л.Севастьянова. Время покажет. В любом случае помоги им, Господи!

    • Сергий считает, что Господь, внимая нашим молитвам, издает некий указ, циркуляр нижестоящим, а не вразумляет должных человеков на поступки. и ворчать в его возрасте рановато, это нам дедкам скорее позволительно… как-то неожиданно суждение о связи духа в общине и количества денег у прихожан.

    • Сергий 985

      > Сергий, а почему Вы считаете, что не сработало всё выше указанное?
      > Указка сверху — вполне может быть следствием прежних многолетних стараний и молений христиан.

      Конечно, было бы интересно знать поболее о деталях возврата храма. Но насколько я знаю, этот возврат не был какой-то непрерывной линией усилий которые привели к результату. Возникали очаги активности отдельных деятелей по возврату, но как правило эти очаги по разным причинам затухали, причем как мне известно немало этому затуханию способствовала внутрицерковная пассивность руководства в этом вопросе. Проще говоря, реально рубиться за храм были не готовы и не особо желали, поэтому когда активисты выходили на необходимость задействовать рычаги повыше себя, инициатива тухла.
      А тут почти "втихаря" храм отдают. Отсюда и мысли такие.

    • Сергий 985

      > Указка сверху — вполне может быть следствием прежних многолетних стараний и молений христиан.

      Да, тема этого храма регулярно всплывала в ревнительских блогах и форумах, очагами словесных рвений вернуть храм, а ещё больше бранью в адрес спортсменов, йогов, никониан, коммунистов, опять никониан и т.п. Но насколько мне известно, все эти словесные взрывы никуда за пределы интернета никогда не выходили почти, и на деле большинство ревнителей особо возвратом храма не запаривались.

    • Сергий 985

      > или это будет очередная Остоженка со своим замкнутым мирком для узкого круга " своих"

      Ого, расскажите про Остоженку. Про неё почти никогда не вспоминается нигде. Хотя она есть.

      Главное, чтоб в новом храме не стало второго Рогожского. От Рогожского можно унаследовать только трапезную. Даже нужно. Ревнителей которые придираются на входе к каноничности шнурков ни в коем случае нельзя. Иначе проект общины и миссионерства будет загублен на корню.

      Относительно хорошим на мой взгляд примером может служить Беларусская. Вроде там всё либеральнее, и движухи всякой больше типа лекций интересных.

    • Если храм вернули "так Богу угодно", не вернули "тоже Богу угодно" — обычные фигуры речи на всякий случай жизни. Особенной активности по возвращению храма со стороны его общины ( а она существует уже 15 лет и успела сменить двух председателей и двух настоятелей) не было. Не занимались этим и "ревнители" кроме ворчания на блогах и форумах.

    • >>>Тем более, что "конкуренцию" составит совсем рядом находящийся единоверческий Покровский храм, находящийся на подъеме.

      Инославные храмы никакой конкуренции не составляют. Пример — долгое соседство на Рогожском белокриницкого кафедрального собора и единоверческой церкви Николы. В те годы, когда единоверческая община была в зените славы, это никак не влияло на наполнение верующими старообрядческих храмов рогожского.
      Теперь единоверческой общины там нет, но и рогожские храмы пусты. И с каждым годом все пустее.

    • Елена Демидова

      Сергий 985, "стандартные пути" тут не работали, потому что здание на праве собственности принадлежало не государству, а профсоюзам. А закон, по которому храмы передаются религиозным организациям — только для государственной собственности составлен.

    • Сергий 985

      Я не спорю. А говорю как это со стороны выглядит. Вокруг этого храма много шума и давно. А реальное дело случилось лишь после известных визитов.
      Так что моя идея актуальна: спорный храм можно вернуть только при задействовании высших эшелонов, через суды, документы и петиции всякие это всё бесполезно. Вообще всё бесполезно. И безнадёжно. С наступающим)

    • Сергий 985

      > беЗполезно и беСнадёжно

      Я и забыл про эти благочестивые лингвоигрища…

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля