Вопросы канонического церковного права, его применения и адаптации к нынешним реалиям являются одними из самых непростых для современного христианства. С одной стороны, существует обширный корпус канонических документов, разработанных и принятых Вселенскими и Поместными Соборами, имеется историческая правоприменительная практика, многочисленная литература, посвященная толкованиям тех или иных церковных установлений. С другой стороны — стремительная модернизация общественной жизни приводит к тому, что ряд христианских деноминаций, прежде всего реформатского толка, не только вывели из употребления каноническое наследие Вселенской Церкви, но перешли уже и к отрицанию некоторых положений Священного Писания.
В новообрядческих церквях восточного обряда пока еще сохраняется уважительное отношение к каноническому праву. Однако в большинстве случаев оно носит формальный характер, многие каноны и правила не исполняются, а иногда и откровенно нарушаются. Как в свое время отметил известный публицист РПЦ диакон Андрей Кураев:
«Ну, тошнит же уже от пропагандистского лицемерия: мы клянемся в верности святоотеческим канонам, ни на йоту от них не отступаем и будет верны им и впредь! И при этом нет ни одной попытки серьезного обсуждения реального исполнения канонов».
Однако проблемы с исполнением церковных канонов существуют не только у протестантов и новообрядцев. Время от времени и в старообрядческих согласиях, как на общественном, так и на церковном уровне, возникают дискуссии об исполнении того или иного правила. Если в старину обладание рукописями Номоканонов и Кормчих было прерогативой княжеских, архиерейских и монастырских библиотек, то в последние десятилетия многочисленные переиздания подобной литературы сделали ее доступной любому клирику или мирянину.
Обращаясь к страницам Кормчей, книг правил и толковых Номоканонов, старообрядцы все чаще стали замечать расхождение между обычаями современной церковной жизни и святоотеческими установлениями. Также многие обращают внимание не только на нарушения древних, стародавних правил, но и на систематическое нарушение и неисполнение постановлений современных Соборов. Комментаторы указывают, что сложная ситуации с исполнением канонов и постановлений Соборов сложилась в Русской Православной старообрядческой Церкви.
Впервые в Русской Православной старообрядческой Церкви этот вопрос был поставлен на Освященном Соборе 2018 года. Особое внимание соборян привлек доклад протоиерея Геннадия Четвергова «О соблюдении церковных канонов», где священник поднял проблемы действия канонического права в Русской Православной старообрядческой Церкви.
В этом докладе в частности говорилось:
«Мы имеем не одно, не два и не десять правил в «Кормчей», а более, которые мы не соблюдаем. Лет 30 назад, когда я первый раз заглянул в Кормчую, это для меня было открытием: «Наша Церковь самая чистая, самая правильная… и вдруг, не соблюдаем!» А кто их отменил? А кто вообще мог отменить правила Кормчей?
Чтобы отменить правило, нужно иметь больший статус. То есть чтобы отменить апостольское правило, нужно быть хотя бы верховным апостолом! Но это поверхностное суждение. Конечно, я понимаю, что есть правила в этой книге взаимодополняющие, взаимоисключающие, взаимокорректирующие, есть правила явно местного или временного характера. Но есть и правила, явно обличающие наши сегодняшние обычаи. Например, это целая серия правил, касающихся вопроса причащения. Это наиболее больной вопрос, потому что он касается мирян. Почему можно причащаться только в пост? Почему нельзя причащаться на Пасхальной неделе, тогда как правила говорят обратное?
Или, например, мы приняли решение №… по вопросу исповеди, которое вообще ставит нас в тупик. Решили, что миряне должны перед каждым причащением исповедоваться. Это дело хорошее. Но в Номоканоне пишется так:
«И се да уведят и хранят епископи и священницы, яко должни суть имети духовники, пред ними же часто исповедают грехи вся. Кроме же исповеди да не дерзают литургисати. И никто же таинам божественным причастник будет неисповедався. Аще людином сие узаконоположися, колми паче иерей должен есть сие хранити!»
А у нас, поскольку попы в основном безгрешные, то могут не исповедоваться и 5, и 10 лет и более. У католиков только папа безгрешный, а мы, похоже, еще дальше пошли. Встречаю как-то батюшку, он когда-то у меня исповедовался. Спрашиваю: «А у тебя кто сейчас духовный?» Он говорит «Ты!». — Больше 10 лет не исповедовался и служил преспокойненько.
Раньше в нашей общине только у меня была Кормчая, а теперь у каждого молодого человека в кармане всегда есть. И мы уже не можем отвечать, что де «так положено». Он открывает телефон и показывает мне: «Вот как положено! Или ты Кормчую не признаешь?»
В одной нашей епархии есть такой любопытный документ, называется «Испытание христиан-старообрядцев о чистоте их исповедания Древлеправославной Веры», так сказать, испытание на вшивость. Пункт 14 этого тестового документа гласит: «Приемлешь ли правила Кормчей и прочие Древлеправославныя Церкви предания и уставы?» И далее два варианта ответа: «Приемлю с любовью» и «Не приемлю». Я бы еще один вариант ответа добавил: «Приемлю с любовью, но считаю, что не все правила нужно соблюдать» — так у нас получается?
Подводя итог. Считаю, что мы, наша Церковь в лице Освященного Собора, должна очертить некую совокупность правил, которые безоговорочно соблюдает наша Церковь. Понятно, что будут выделены всего десятка два правил, которые мы не соблюдаем, и будет сформулировано, почему».
О. Геннадий Четвергов предложил следующее решение этого вопроса:
Поручить канонической комиссии последовательно, начиная с Кормчей, выявлять писанные правила, которые не соблюдаются в нашей Церкви, анализировать и доносить свои рассуждения до членов Совета Митрополии.
Совету Митрополии на каждом заседании заслушивать и обсуждать возможные объяснения причин несоблюдения правил. Одобренные рассуждения выносить на рассуждение Освященного Собора.
На Освященном Соборе или призвать Церковь соблюдать эти правила, или несоблюдение считать обоснованным.
К большому сожалению, Собор не стал принимать никаких решений по проверке современной церковной практики на соответствие церковно-каноническим правилам. Соборяне ограничились вынесением христианской благодарности о. Геннадию Четвергову за подготовленный доклад.
А теперь приведем некоторые случаи о несоблюдении правил Кормчей в РПсЦ.
О возрасте поставляемого: 14 правило; 15 правило VI Вселенского Собора; 11 правило поместного Неокесарийского Собора; 22 правило поместного Карфагенского Собора.
Комментарий: У нас с легкостью нарушаются, потому что «де сам св. Аввакум был поставлен с нарушением».
О причащении: 8 и 9 правило святых апостол; 2 правило поместного Лаодикийского Собора.
Комментарий: У нас принято, например, на Покров Пресвятой Богородицы в Москве на Рогожском причащаться не более, чем четырем священнослужителям (я уж не говорю о мирянах). А как бы хорошо всем (!) от единой Чаши хоть раз в год причаститься! У нас бывает даже, что епископ облачится в епитрахиль, поручи, мантию, достанет свои записки, повынимает немножко просфир и разоблачится, то есть прямо супротив правил.
Об одежде священнослужителей: 16 правило VII Вселенского Собора; 27 правило VI Вселенского Собора.
Комментарий: Конечно, по этому вопросу требуется проработка, конкретизация. Но то, что допускают некоторые священники и епископы, просто возмутительно.
Об отношении к подготовке и исповеди оглашенных: 5 правило Кирилла Александрийского.
Комментарий: Из правила ясно, что оглашенный может исповедоваться и нести епитимию, которая может не допускать его до крещения. У нас же некоторые попы говорят, что нужно сначала крестить, потом исповедовать, а то как же мол молитвы перед исповедью читать?!
О недопустимости совершения крещения в храминах. 59 правило VI Вселенского Собора.
Комментарий: У нас иной раз крестят в квартире, в ванной и агиасму сливают прямо в каналью. И ничего!
О причащении на Светлой неделе. 66 правило VI Вселенского Собора.
Комментарий: У нас в голове такое не укладывается, чтобы на Светлой неделе еще кто-то дерзнул причащаться, кроме «безгрешных» попов и младенцев. А если младенцев нет, значит, литургия совершается, чтобы только батюшка причастился. «Со страхом Божиим приступите!» А у людей такой страх, что боятся и заикнуться о причастии. Слава Богу, что из церкви не выгоняют на Светлой неделе! А если вспомнить, что мы слышали от Иоанна Златоустаго, то совсем печально становится. А ведь как красиво читали (!) на особую погласицу: «Павловы уста — Христовы уста». А потом повернулись к Престолу — и сделали все наоборот, подчеркивая тем самым, что мы сами ничего не поняли из того, что читали. В общем, печально.
О днях, разрешенных для совокупления с женой. 13 канонический ответ святого Тимофея Александрийского.
Комментарий: У нас все наоборот: смотрите любой календарь. «Дни, в которые не совершаются браки» — это ведь те, как говорят наши батюшки, в которые нужно воздерживаться. Но святой Тимофей говорит совсем не так, и другого правила на эту тему нет.
Несоблюдение правил Кормчей не является единственной проблемой в канонических вопросах Русской Православной старообрядческой Церкви. Не исполняются также и решения собственно старообрядческих Соборов, как дореволюционных, так и современных.
Приведем примеры неисполнения решений Соборов из нынешней практики:
Освященный собор РПСЦ 1999 года
Избрание Ревизионной комиссии РПСЦ
6.2. Поручить председателю ревизионной комиссии РПСЦ организовать ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности всех религиозных организаций, находящихся в каноническом подчинении Русской Православной Старообрядческой Церкви.
6.3. Промежуточные результаты работы ревизионной комиссии РПСЦ заслушивать Митрополиту на каждом Совете Митрополии, общий годовой отчет — на Освященных Соборах Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Комментарий: Ревизионная комиссия не действует, на Освященных соборах ее доклады не зачитываются.
Порядок проведения Архиерейского Собора.
10.1. Заседание Архиерейского Собора происходит во время проведения Освященного Собора в присутствии делегатов Освященного Собора (Исключение: выборы местоблюстителя митрополичьего престола и в случае чрезвычайных обстоятельств).
10.2. Делегаты Освященного Собора во время проведения Архиерейского Собора не имеют права решающего голоса.
Комментарий: Архиерейские соборы часто проводятся в другие даты. Те же архиерейские соборы которые проходят во время Освященных соборов происходят тайно, без присутствия делегатов Освященного собора.
Определение полномочий Совета Митрополии и порядка его работы.
9.1. Определить, что Совет Митрополии является совещательным органом при Митрополите.
9.2. Решение Совета Митрополии принимается простым большинством голосов от количества присутствующих и утверждается Митрополитом.
9.3. Принятые Советом Митрополии решения оформляются в соответствии с установленным образцом.
Комментарий: Совет Митрополии это совещательный орган при митрополите, следовательно его решения это личные решения митрополита. Однако на практике, на Советах Митрополии ставятся общецерковные вопросы или наоборот, вопросы чужого епархиального подчинения в которые не имеет право вмешиваться митрополит.
Освященный собор РПСЦ 2001 года
Создать комиссию для подготовки современной редакции «Чина отречения от ересей» с учетом современного отношения РПЦ МП к древним обрядам и возникновением в ХХ веке новых сект и нетрадиционных религий.
Комментарий: Новый чин отречения так и не создан до сих пор.
Освященный собор РПСЦ 2002 года
Об организации и проведении Освященных Соборов.
1.1. Создать комиссию по дальнейшей разработке порядка проведения Освященных Соборов и Советов Митрополии на основе Устава Церкви, Постановления Освященного Собора 1999 года и исторического опыта проведения Освященных Соборов в составе: — епископ Андриан Казанско-Вятский, — иерей Евгений Чунин, — иеродиакон Варнава, — Рябцев А.Ю.
1.2. Комиссии доложить о результатах работы на очередном Совете Митрополии.
1.3. Утвердить порядок проведения Освященных Соборов на Освященном Соборе 2003 года.
Комментарий: Положение об Освященных соборах не разработано и не принято до сих пор. На отдельных соборах принимались решения по ограничению участию в соборах мирян. В частности запрещено участие в соборах мирян младше 25 лет, а также сокращено представительство мирян от крупных общин.
О сохранности церковных ценностей.
11.1. Доклад председателя Рогожской Общины (г. Москва) Рябцева А.Ю. принять к сведению.
11.2. Обязать Общины провести инвентаризацию материальных ценностей в срок до следующего Собора и предоставить результаты инвентаризационной работы икономам соответствующих епархий.
11.3. Ответственность за инвентаризационную работу возложить на епархиальных икономов.
Комментарий: Никакой инвентаризации в храмах не проведено. Не составлены фотокаталоги икон и прочих святынь, что лишает возможности отслеживать пропажу икон в случае стихийных бедствий (пожаров, затоплений), так и в случаях банальных краж или подмен во время «реставрации».
О восстановлении древних благочестивых обычаев и церковных чинов, утраченных в течении последних 70 лет.
14.1. О возобновлении службы Новому Лету.
А. Указать на необходимость совершения службы Новому Лету по чину месячной минеи с включением молитв Новому Лету, имеющихся в Большом Потребнике.
Б. Признать издание церковного календаря с Новолетия (1 сентября ст.ст.) несвоевременным.
14.2. О освящении масла на всенощном бдении в великие праздники (маслопомазание).
А. Признать целесообразным совершение маслопомазания на всенощном бдении в великие праздники.
Б. Маслопомазание вводить в церковную практику прихода по благословению епархиального епископа.
14.3. Общее соборование для желающих прихожан.
А. Проведение общего соборования проводить по усмотрению настоятеля прихода.
14.4. Чтение синодика на вселенских панихидах.
А. Одобрить чтение синодика на вселенских панихидах.
Б. Разработать проект синодика и поручить Совету Митрополии его утверждение.
В. Для работы над проектом синодика создать комиссию в составе: иерей Сергий Дурасов, Дмитрий Урушев.
Комментарий: Большинство благочестивых обычаев так и не введено в общее употребление в РПСЦ.
Освященный Собор РПСЦ 2004 (октябрь)
Об учреждении редакционной коллегии для подготовки издания сборника деяний Освященных соборов 1898-2004 гг.
Учредить редакционную коллегию в составе:
председатель — митрополит Андриан,
члены комиссии:
иерей Алексий Лопатин,
иерей Геннадий Четвергов,
иерей Елисей Елисеев,
А. Ю. Рябцев.
Комментарий: Сборник соборных постановлений РПСЦ до сих пор не издан, что лишает как чад Церкви, так и всех остальных важного источника канонического права.
Освященный Собор РПСЦ 2006 года
О порядке формирования списка вопросов для обсуждения на Освященном Соборе и недостатках подготовки настоящего Собора
10.1. Учесть поступившие пожелания по улучшению подготовки Освященных Соборов.
10.2. Предоставить митрополиту, епархиальным архиереям и епархиальным съездам право составления предварительного списка вопросов, для рассмотрения на Соборе.
10.3. Рассылку предварительного списка вопросов осуществляет Московская Митрополия за 25 дней до открытия Собора.
10.4. Порядок созыва епархиальных Съездов до разработки более подробного положения является аналогичным порядку созыва Освященных Соборов.
Подобное решение было повторено и на Освященном соборе 2011 года:
3.4. Продолжить совершенствовать практику подготовки и проведения Освященных Соборов. Замечания и предложения в письменном виде направлять протоиерею Вячеславу Зобнину.
Комментарий: Положения о проведении Освященных соборов и епархиальных съездов не разработаны и не приняты до сих пор.
Освященный Собор РПСЦ 2007 года
О протоколе встреч епископата и клириков Русской Православной Старообрядческой Церкви с инославными священнослужителями
7.1. При встречах с инославными клириками считается недопустимым: совместная молитва, лобзание, благословение инославных клириков.
7.2. Создать комиссию по выработке протокола встреч с инославными в следующем составе: протоиерей Евгений Чунин, протоиерей Валерий Шабашов, иерей Алексей Лопатин (председатель), А. Ю. Рябцев.
7.3. Поручить комиссии представить проект протокола встреч на ближайший Совет Митрополии.
Комментарий: Положение о протоколе встреч с инославными разработано, но судя по отзывам, не исполняется, а встречи никак не контролируются.
Освященный Собор РПСЦ 2008 года
О возможности проведения Всемирного Освященного Старообрядческого Собора 2009 г. в г. Казани
9.1.Одобрить проведение Всемирного Освященного Старообрядческого Собора в ноябре 2009 г. в г. Казани.
Комментарий: Ни в Казани, ни в каком либо другом месте Всемирный Освященный Старообрядческий Собор (Московской и Белокриницкой митрополий) не созван.
Освященный Собор РПСЦ 2009 года
О Церковном суде
8.1. Создать рабочую группу по разработке Положения о Церковном суде. Включить в состав рабочей группы членов канонической комиссии и А. Ю. Рябцева.
8.1. Рабочей группе в мае 2010 г. представить Совету Митрополии проект Положения о Церковном суде.
Комментарий: Положение о церковном суде не разработано.
О регистрации Духовного Училища
11.1. Создать при Московской Митрополии религиозное образовательное учреждение.
Комментарий: Духовной училище не зарегистрировано.
Освященный Собор РПСЦ 2012 года
О разработке печатных учебных пособий для молодых священников
13.1. Выразить благодарность преосвященному епископу Евфимию Казанско-Вятскому и протоиерею Геннадию Четвергову за проводимую работу;
Комментарий: Учебное пособие для молодых священников не напечатано и не опубликовано.
Освященный Собор РПСЦ 2013 года
О путях дальнейшего развития Церкви
2. Поручить иерею Михаилу Родину подготовить проект положения о миссионерстве и организации новых общин.
1.3. Настоятелям храмов обратить внимание на необходимость ведения работы с вновь приходящими людьми. В каждом храме желательно иметь подготовленного человека для работы с посетителями храмов.
1.4. Создать комиссию по разработке рекомендаций для служителей храмов о ведении работы с вновь приходящими. Включить в состав комиссии руководителя Информационно-издательского отдела Митрополии А.В. Антонова, протодиакона Виктора Савельева.
Комментарий: Разработано или нет положение о миссионерстве и организации новых общин не известно. Подготовленные люди для работы с посетителями храмов не замечены.
ВЫВОД: Вопросы исполнения требования канонического права и исполнения решения Освященных соборов является одним из самых острых в РПСЦ и требует незамедлительного решения.
Автор: С. Иванов
Комментариев пока нет