От редакции:
Вчера на сайте «Русская вера» вышло интервью с известным богословом и миссионером РПЦ о. Андреем Кураевым. Наши авторы уже начали откликаться на этот материал, и сегодня мы публикуем первый комментарий. Настоятель храма покрова Пресвятой Богородицы Ростова-на-Дону (РПСЦ) о. Иоанн Севастьянов делится, какие, на его взгляд, выводы должны сделать старообрядцы, в чем он не согласен с о. Андреем, а также сам адресует ему непростые вопросы.
***
С сожалением приходится констатировать, что даже для ведущих богословов РПЦ проблема старообрядчества представляется чем-то революционно-протестантским. Причинами раскола видятся некие реформатские посылы.
Почему я сделал такой вывод из этого интервью? В словах отца Андрея видна своеобразная претензия старообрядчеству:
Вы отделились за поиском лучшей духовной жизни, но при этом у вас ничего не изменилось. Вы сделали очень рискованный шаг, но проблемы остались те же». Нельзя иначе понять высказывание про язвы, одинаково видимые и в «православии, и в староверии.
Видимо, автор считает, что старообрядцы отделились из-за своеобразного «поиска лучшей жизни», но при этом ничего не добились.
И этот же посыл виден в интервью дальше. Протодиакон Андрей считает, что соборность, общинность старообрядцев, наличие дисциплины и самодисциплины, доверия друг к другу и к общине, права общины и людей в ней есть всего лишь «социопсихологическое» явление. Не духовное, не каноническое и не религиозное. И связано это опять-таки только с тем, что старообрядцы из-за своего протеста оказались во враждебном окружении, что и стало причиной их религиозной подтянутости.
Повторюсь, меня удивляет такое невнимательное отношение к проблеме старообрядчества со стороны РПЦ. Спрашивается, если образ жизни старообрядцев есть следствие внешнего враждебного воздействия, то почему эти первохристианские общинные формы не просияли в РПЦ во времена советских гонений? Или если личное восприятие современной литургической жизни противоречит здравому смыслу, то как быть, когда надуманно меняется веками закрепленная традиция?
Думаю, что это интервью с одним из образованнейших представителей РПЦ МП должно в очередной раз побудить нас, старообрядцев, скорректировать направление нашей миссионерской деятельности. Нам все же пора отказываться от навязчивой популяризации наших культурных традиций (как бы они нам не были дороги) и этакого лубочно-идеалистического образа старообрядчества. В этом стремлении мы ничем не отличаемся от внешнего окружения. Вот человек смотрит на нас и видит в нас одну из вариаций протестантов.
Для того чтобы отцу Андрею все же стала понятнее проблема старообрядчества, я бы ему задал вот такой личный вопрос:
Отец Андрей, судя по материалам Вашего блога в ЖЖ, в последнее время против Вас назревает серьезная репрессивная реакция. Вполне возможно, что и Вы, и все, кто разделяет Вашу позицию, можете быть серьезно наказаны. Вплоть до отлучения от Церкви. Ясно, что если это произойдет, то только по политическим мотивам. Какова будет Ваша реакция, если, в конечном счете, все мыслимые церковные «судебные» инстанции подтвердят, что например, Ваши изобличения «гомоепископов» не что иное, как нарушение правила о досаждении епископу? Посчитаете ли Вы возможным как-то организовывать свою церковную и литургическую жизнь после такого «отлучения»? Будете ли Вы искать возможность создать некую Общину из таких неправедно отлученных?
Епископ Зосима пишет(со ссылкой на святых отцов).:Будем помнить что человек находящийся в ереси. или безразлично общающийся с еретиком(по поводу и без.)питается ядом религиозной лжи.Вследствии чего лишается благодати Божией! И все более и более омрачается сознанием удаляясь от Бога.;Преподобного Ефрема Сирина спросили:какой грех непростителен? на что он ответил.Грех против Святого Духа.и если не обратятся к Истине им не будет отпущения ни сей век ни в будущей.по слову Господню.Это грех всякого еретика.потому что еретики хулят Дух Свят. Если св.отцы так пишут.то какие могут быть богословы у еретиков? Собор Р.П.С.Ц.2007.г.опредилил новолюбцев признать ересью 2 чина.и осудил экуменизм(утверждает возможность спасения вне Церкви.в других исповеданиях и размывает границы Церкви)Нет и не может быть некакого богословия вне Единой Святой Соборной Апостольской Церкви.Ария и прочих еретиков сколько их после не было и всех кто мыслит также анафематствовали именно за богохульство.поэтому нет богословия вне Церкви.потомучто ;все боги язык бесови.Господь небеса сотворил.БОГ один и как Апостол пишет :одна вера одно крещение.Вот заблуждений много. И у святых отцов есть предостережение не общатся с еретиками потому что один только Бог знает кто там через него говорит.А даже маленькому бесенку и 1000 богословов не чего не смогут доказать и переспорить его. потому Апостол и пишет :"еретика после 2-3 вразумлений отвращайся…"
Игорь, это здесь не к месту :) тут понятие Бога гораздо шире христианского. Индуистксие религиозные мудрствования за богословие даже считаются. все абстрактно. ну какие епископы и правила соборов, если даже комментатор, которого мы комментируем пишет о ведущих богословах РПЦ? и никакого экуменизма. тут просто проблема того, что "ведущие богословы" не все про старообрядчество понимают. разговор не про христианство. про феномен и его проблемы…
Вы используете значение слова "богослов" многовековой давности, здесь же используется смысл современный. Прежде чем что-то обсуждать надо синхронизировать терминологию.
Ну а про лишение благодати за общение с еретиком "по поводу и без" это вообще проще оставить без комментариев. Мне только не понятно как люди, которые это всерьез сегодня пишут, умудряются это писать. Почему они до сих пор не бросили работу и не уехали в тайгу, в скит и т.п. А сидят в городах, работают с еретиками, получают от них еще зарплату скорее всего, ходят по сайтам и… укоряют там других за то, что не почитают правила, предписывающие "не общаться с еретиками…"
Сергий, да.
Если спросить священников, никто не запрещает, за неимением лучшего, читать "Жития святых" Дмитрия Ростовского. И даже Синодальный Новый Завет. Смотреть программу "Союз" (но, с оговоркой, чтобы смотреть с рассуждением). А, например, слушать "свидетелей Иеговы", которые хулят саму веру христианскую, никто, конечно, не будет.
Смотреть и читать с рассуждением надо всегда, даже если это автор-единоверец. Ничьи произведения нельзя принимать без критического осмысления. Иначе беда.
Предложение редакции сайта: вот этого богослова ещё проинтевьюируйте. Это вам не Леонид. Тут все гораздо фейеричней.https://www.facebook.com/frolov.moskva?fref=ufi
Октябрьские тезисы Ассоциации православных экспертов:Марс-это каноническая территория Московского Патриархата!
Русская Церковь-это фактор развития и индустриализации России!
Освоение космоса-это православное дело!
Космос-это место для аскетического подвига, за орбитальными монастырями-будущее !
Заповедь "Плодиться и размножаться и наследовать Землю" касается не только планеты Земля
Российский марсианский проект-это православный проект. Как и проекты Сирия, Новороссия, "русский миллиард"
Союз веры и науки-это православный русский союз!
Тема бороды не раскрыта.
Людмила, никто не запрещает даже статьи копипастить из Д. Ростовского. Лишь бы во благо.
http://ruvera.ru/articles/marina_voloskova_propovednik_very_hristovoiy
Сергий, вы пишете о рассуждении. Прп. Антоний Великий называл рассудительность величайшей христианской добродетелью. Но следует помнить, что есть различные понятия о "мудровании плотском" и премудрости духовной. Апостол Иаков пишет так: "Аще зависть горьку имате и рвение в сердцах ваших, не хвалитеся и не лжите на истину. Несть сия премудрость свыше нисходяще, но земна, душевна, бесовска. Идеже бо зависть и рвение, ту нестроение и всяка зла вещь. А яже свыше премудрость, первее убо чиста есть, потом же мирна, смотрелива, кротка, благопокорлива, исполнь милости и плодов благих". Т.е., истинная христианская мудрость сочетается и с прочими добродетелями и не может быть без любви и смирения. Как и пророк Исаия говорит: "Горе разумным в своих очах и самим себе художным". (Это о гордости). Без смирения всякая мнимая премудрость действительно может обернуться большой бедой. Можно и к "марсианам" улететь.
Простите ! я по простоте душевной хотел с христьянами пообщатся. но вижу ошибся.тут по мимо явных болтунов срасширеным сознанием церкви. только видемо есть которые думают что они христиане. я не давно в этом .(интернете) но сдесь не много пользы получил.И мне нет времини по сайтам кого то в чем то укорять ходить. А насчет тайги и скита. вы правы .надо ведь и о душе подумать всем нам а как вам кажется? или вы что сегодня не собираетесь умирать. а смерть то рядом и ад рядом.Се мне сметь предстоит и гроб предлежит. атам том ух как все не так.
А без тайги и скита ко спасению никак? Разве призывал Христос к отчуждению и изоляции себя от других?
Игорь, вы правильно все поняли.
Вопрос к батюшкам не адресую. Их позиция понятна. Можно ли еретика считать богословом?
Можно.
Арий — богослов тоже по вашему?
Ведущий арианский богослов. Можно ещё один комментарий состряпать :) . С сожалением приходится констатировать, что ведущие арианские богословы вообще игнорировали проблемы старообрядчества….
Насколько мне известно, Арий — это не "богослов", а богохульник. У Ф. Е. Мельникова есть книга, которая называется "Блуждающее богословие". Там хорошо показана разница между истинным богословием и богословскими заблуждениями.
Igor, к чему провокационные вопросы? Зайдите на ваш любимый сайт Википедию, там есть ответ, что такое Богословие и кто такой Богослов.
Да пусть задают вопросы. "Как известно вся земля начинается с Кремля". У них кто не старообрядец тот вообще непонятно где как и зачем. Игорь хоть рассуждает, а вот отец Александр Панкратов даже страшно подумать чего бы еретикам уготовил.
Я на ваш любимы сайт зашёл , Иринка, и прочитал, кто такой богослов. Вот и интересно стало, чем одни еретики от других отличаются. Вы же не всех еретиков богословами называете, как оказалось.
Игорь, в наше время наименование "богослов" стало профессией. Это нужно признать, к сожалению. Проблема не нова и еще в XIX веке в новообрядческой среде это было. Старообрядцы к этому относились негативно, у нас были начетчики. Тот же Мельников писал, что уже в его время многие никониане сделались "блуждающими богословами". Для нас богословами были и есть великие святители, такие как Василий Великий. Таким образом, когда вы спрашиваете, может ли еретик быть богословом, то нужно сначала понять, что вы подразумеваете под этим словом?
Естественно, что есть еретические богословы, а есть православные. Плохо только что еретических богословов сегодня гораздо больше, а православных кот наплакал.
Любой человек, претендующий на размышления о Боге, занимающийся этим на профессиональном или полупрофессиональном поприще с публикациями, лекциями и пр. является богословом. Причем это касается не только христианства. Никто же не станет отрицать, что есть мусульманские богословы, которые в силу своих знаний (пусть и для нас неприемлемых) также размышляют и рассуждают о бытии Божием.
под словом богослов я не понимаю профессию. и на записи в трудовой книжке, такие как: целитель, богослов, мой вопрос не распространяется :) таким образом вы различаете Иоанна Богослова и Кураева? и почему все же ария богословом не называете? его рассуждения о Боге вошли в церковную историю, Кураев карлик по сравнению с ним…
Людмила, я тоже Мельникова люблю читать…
Игорь, давайте не смешивать разные понятия. Некоторые святые отцы называли первым богословом Самого Христа, а вторым благоразумнаго разбойника. "Помяни мя Господи, егда приидеши во царствии Си" — это же молитва не просто признания Бога, но и осознания собственного недостоинства. Чем не богословие?
Богослов в православии тот, кто ведет непрочную жизнь и чьё учение разделено всею церковью, не противоречит святым отцам, вошло в вероучение. Но вне христианства тоже есть так называемые богословы. Это некое подобие философов или мыслителей, духовных наставников.
Я ЖЕ КАК РАЗ ПРОТИВ СМЕШИВАНИЯ!!! чье интервью вы разместили? что за некоторые отцы? и что за богословие может быть вне христианства? можете не отвечать,на первый вопрос в начале этой статьи ответили. еще можно вопросы задавать?
Ой, а сколько еретиков на сайте РПСЦ. http://rpsc.ru/lib/nestaroobryadci-o-staroobryadchestve/igumen-kirill-saharov-razmishleniya-ob-uvrachevanii-cerkovnogo-raskola-17-veka/
Богословия вне христианства сколько угодно, оно вероятно было и до христианства.
Кирилл. Но Бог один. в целом, понятно.
нестарообрядцы о старообрядцах. все понятно. рубрика же не называется "богословы про старообрядцев". вроде все честно
Под словом богослов надо понимать обще принятое филологическое значение, а не свои личные хотели.
> под словом богослов я не понимаю профессию
Ну мало ли чего вы себе там на эту тему надумали. Богослов есть сегодня профессия, а еретик он, дурак, правоверный или еще какой это его качество. Не я вам об этом указал повыше. Вы опять пытаетесь присвоить себе монополию на абсолютную истину и тут же удивляетесь, что кто-то ваши монопольные амбиции не разделяет. Да мало ли что вы там себе думаете о себе и своих убеждениях. Для кого-то и вы еретик, сходите к безпоповцам и поговорите с ними, что они думают о вашем священстве и т.п.
я вашу позицию понял. не мои, а ваши личные хотели и то, что вы себе на эту тему надумали — то и богослов. уяснил.
а арий не богослов, потому что он не профессионально богословием занимался, у него был другой источник доходов. теперь все ясно.
Сергий, вы лучше безпоповцам сообщите, что Кураев — Богослов, они не в курсе
Арий такой же богослов. Большинство древних еретиков были богословами. Но Арий тут даже не пример, Несторий или Ориген были гораздо более развитыми богословами, пусть и осужденными в последствии.
Есть истинные богословы, есть заблуждающиеся. Но есть и богохульники. Богохульников нельзя называть "богословами".
Осталось только четко сформулировать критерии "богохульников", а то некоторые ревнители отнесут к богохульникам любого с кем они не согласны.
Игорь, я лучше вам ссылочку дам, найдете там много нового по поводу того какие бывают богословы по типам: http://vk.cc/4g1ow4
Сергий, сходил. я понял вашу позицию.
Igor раз нет богословов кроме как в старообрядчестве, то значит нет больше нигде богослужения, нет попов, нет таинств А точнее, любое богослужение, что не в твоем согласии или твоей квартире — то всё бесам каждение и сатанизм, царство антихриста.
Короче вперед, к Пензенскому оврагу, от бесов подальше.
"Сатанизм" в Америке — там, где служат "черные мессы". Про "попов" и "таинства" никто от себя ничего не придумывает. Все это обговорено на Вселенских Соборах много столетий назад.
Ну вот и до Америки добрались.
Вопрос таинств и канонических границ церкви очень интересный, но непростой. Рекомендую книгу «Вызов экуменизма» А.Кураева, в ней очень подробно раскрыта эта тематика через анализ святоотеческих текстов.
Кирилл, этот сайт и без вас весьма украшен :), но кашу маслом не испортишь :))))
>Будете ли Вы искать возможность создать некую Общину из таких неправедно отлученных?
Кураев неоднократно в интервью говорил о том, что никакого "альтернативного православия", "истинных катакомб" и прочего не примет даже в случае самого негативного (лишение сана; об отлучении речи быть не может) развития события
Я имею в виду, в других интервью. На "Эхе Москвы" и проч.
В каком-то из интервью он говорил, что у него есть гражданские специальности, поэтому он себя прокормит даже если его совсем из церкви выпрут.
"Вы отделились за поиском лучшей духовной жизни, но при этом у вас ничего не изменилось. Вы сделали очень рискованный шаг, но проблемы остались те же». Нельзя иначе понять высказывание про язвы, одинаково видимые и в «православии, и в староверии."
Где эти слова о.Андрея в интервью?
> Спрашивается, если образ жизни старообрядцев есть следствие внешнего враждебного воздействия, то почему эти
> первохристианские общинные формы не просияли в РПЦ во времена советских гонений?
По свидетельству самих же старообрядцев советские гонения "выкосили" их ряды похлеще, чем РПЦ. Видимо, гонения не должны превышать некий порог, после которого они только уничтожают, не оставляя шансов крепнуть.
> Думаю, что это интервью с одним из образованнейших представителей РПЦ МП должно в очередной раз побудить нас,
> старообрядцев, скорректировать направление нашей миссионерской деятельности.
А она есть?
Да. Лучше бы без этого отзыва висело интервью Андрея Вячеславовича. Скорректировать направление миссионерской деятельности, -это звучит как "скорректировать лечение кариеса в беззубом рту". Про первохристианские общинные формы тоже как то странно читать во время, когда членами общины считают тех, кто записан в регистрационных документах и когда митрополиту "влиятельные" семьи предлагают совершать определенные действия в обмен на переход права на объект недвижимости… Формы теперь другие… Такие статейки здесь присутствующий Сергий может в день несколько пучков стряпать
Насколько я знаю..в советское время, особеннов 40-50-е гг. У старообрядцев так же как и у сергиан-никониан появились в календарях "красные дни" для их празднования
Это было во всех календарях всех конфессий или вы думаете, что можно было в СССР напечатать календарь со статьей "Все на борьбу со Сталиным"?
>когда митрополиту "влиятельные" семьи предлагают совершать определенные действия в обмен на переход права на объект недвижимости… Формы теперь другие..
До революции вообще все храмы были в собственности частных лиц. В данной ситуации проще решить вопрос передав храм под омофор патриарха Александра. Собор РДЦ уже давно признал Крым российским и ввел его территорию в состав своей епархии.
> Да. Лучше бы без этого отзыва висело интервью Андрея Вячеславовича.
Хороший критический отзыв. Лучше признать проблемы и скорректировать деятельность, чем до конца упираться в ошибочном направлении.
> Собор РДЦ уже давно признал Крым российским
Вроде как и РПЦ не стали переводить "под себя" церкви УПЦ МП на территории Крыма.