21-22 октября 2025 года в духовном центре РПсЦ, что на Рогожском кладбище г. Москвы прошел Освященный собор. Число очных участников Собора уменьшается с каждым годом. Уже более 10 лет не приезжают делегаты Киевской и всея Украины епархии. Из-за новых правил заметно уменьшилось число мирян. Многие священнослужители, в частности Уральской епархии, участвуют в Соборе онлайн, не посещая духовный центр РПсЦ. Также сокращается время проведения Соборов, вместо традиционных трёх дней последние годы Соборы проходят за два дня. Предполагается, что на этом Соборе присутствовало около 170 человек.

***
1. Отчёт правящих архиереев о совершённых ими хиротониях
1.1. Принять к сведению отчёт правящих архиереев о совершённых ими хиротониях.
2. О подготовке священнослужителей
2.1. Поручить Просветительскому отделу Митрополии подготовить учебный служебник для священников к следующему Освященному Собору.
2.2. Иерею Иоанну Ошину продолжить работу над составлением учебной программы подготовки священнослужителей с участием преподавателей Московского старообрядческого духовного училища, сотрудников Просветительского отдела Митрополии и портала «Древо». О результатах доложить на Совете Митрополии в сентябре 2026 г.
Комментарий: об этом учебном служебнике для священников говорится несколько десятилетий, однако до сих пор ничего не сделано. Духовенство Белокриницкой иерархии России и других стран мира повсеместно пользуется учебником «Старообрядческое богослужение. Литургия» и «Старообрядческая Литургия для начинающих». Эти издания получили положительные отзывы не только от духовенства, но и от прихожан РПсЦ и представителей других конфессий.
3. Общецерковное прославление местночтимых Уральских святых
3.1. Утвердить общецерковное прославление святого праведного Симеона Верхотурского, день памяти 3 (16 н.ст.) февраля.
3.2. Утвердить общецерковное прославление преподобного Максима Тагильского, день памяти 6 (19 н.ст.) сентября.
3.3. Утвердить общецерковное прославление преподобного священноинока Иова Тагильского, день памяти 4 (17 н.ст.) сентября.
3.4. Благословить написание служб и икон новопрославленным святым и совершение богослужения как четверичным святым.
Комментарий: святые, прославленные на этом Соборе, издавна почитаются уральскими старообрядцами, не только белокриницкого, но и часовенного согласия. Идея их прославления в РПсЦ была выдвинута несколько лет назад и поддержана этим Собором.
4. Об оказании гуманитарной помощи в зоне СВО
4.1. Общинам продолжить совершать молитвы о российском воинстве.
4.2. Выразить христианскую благодарность преосвященному епископу Ярославско-Костромскому Викентию, протоиерею Михаилу Родину, иерею Евгению Иванову, иерею Михаилу Смирнову, иерею Сергию Рожкову, иерею Александру Девину, протодиакону Димитрию Коноваеву и др. за активное участие в передаче гуманитарной помощи в зону СВО.
4.3. Призвать общины принимать участие в оказании гуманитарной помощи в зоне СВО.
4.4. Предоставлять информацию о текущей деятельности по оказанию гуманитарной помощи в зоне СВО Рабочей группе по взаимодействию с Министерством обороны РФ и организации гуманитарной помощи.
5. О переизбрании Календарной комиссии
5.1. Выразить христианскую благодарность протоиерею Алексею Лопатину за труды по изданию Церковного календаря.
5.2. Утвердить следующий состав Календарной комиссии: председатель протоиерей Вадим Коровин, иерей Александр Панкратов, иерей Василий Андроников, Р.Ю. Аторин, м. Елена Родина.
Комментарий: на этом Соборе был практически полностью сменен состав Календарной комиссии. Однако в ее состав вошли специалисты, которые в прошлом занимались составлением Святцев и некоторых публикаций для Календаря.
6. Об утверждении устава Сочинской и Кубанской епархии
6.1. Выразить христианскую благодарность Рабочей группе по разработке устава Сочинской и Кубанской епархии за проделанную работу.
6.2. Утвердить устав Религиозной организации Сочинская и Кубанская епархия Русской Православной старообрядческой Церкви в предложенной редакции.
6.3. Юридическому отделу Митрополии зарегистрировать устав в установленном законом порядке и доложить об итогах работы на ближайшем Совете Митрополии.
Комментарий: вопрос бытия Сочинской и Кубанской епархии в последние годы является одним из самых спорных и сложных, ее приходы базируются главным образом на бывших приходах Древлеправославной Архиепископии. Это старообрядческое согласие в 2017 году вступило в литургическое и молитвенное общение с РПсЦ. Это соединение привело к церковным нестроениям и разрыву с Белокриницкой Митрополией (митрополит Леонтий (Изот)). Сейчас предстоятель РПсЦ, митрополит Корнилий, возглавляет две конфессии: Древлеправославную Архиепископию (ДА) и РПсЦ. В РПсЦ он трудиться в качестве митрополита, а в ДА — часть верующих принимает его за архиепископа, а другая часть — полагает обычным иноком, лишенным священного сана за восхищение престола Древлеправославной Архиепископии, а также за принятие клириков без отпускных грамот. Пока неясно, как ситуация будет развиваться дальше, останется ли Древлеправославная Архиепископия отдельной конфессией или на самом деле вольется в РПсЦ.
7. О границах Донской и Кавказской епархии и Сочинской и Кубанской епархии
7.1. Вернуться к рассмотрению вопроса о границах Сочинской и Кубанской епархии на следующем Освященном Соборе после посещения преосвященным Андреем, епископом Самарским и Саратовским, приходов Сочинской и Кубанской епархии.
8. О внесении изменений в устав общины
8.1. Принять изменения и дополнения к типовому уставу Местной религиозной организации РПСЦ в предложенной редакции.
8.2. Напомнить общинам решение Освященного Собора 2021 г. о необходимости принятия устава в новой редакции и регистрации его в органах юстиции.
9. О праздновании в 2026 году 180-летия присоединения свт. и исп. Амвросия, митрополита Белокриницкого, к православной старообрядческой Церкви
9.1. В рамках празднования в 2026 году 180-летия присоединения свт. и исп. Амвросия, митрополита Белокриницкого, к православной старообрядческой Церкви провести конференцию, посвященную этому событию.
9.2. Издать специальный выпуск «Вестника Митрополии».
9.3. Пригласить представителей Белокриницкой Митрополии принять участие в торжественных мероприятиях.
9.4. Создать Рабочую группу по подготовке празднования в 2026 году 180-летия присоединения свт. и исп. Амвросия, митрополита Белокриницкого, к православной старообрядческой Церкви в составе: иерей Александр Панкратов, Д.В. Ивлиев.
Комментарий: традиционно на Соборах последних лет обсуждаются предстоящие юбилеи, празднества и торжества. Некоторые эксперты считают, что чрезмерное увлечение торжествами наносит ущерб решению более насущных для внутрицерковной жизни вопросов.
10. О взаимоотношениях с Белокриницкой Митрополией
10.1. Направить обращение высокопреосвященнейшему Митрополиту Леонтию и Освященному Собору Белокриницкой Митрополии.
Комментарий: в 2022 году состоялся разрыв канонических отношений между Белокриницкой и Московской Митрополиями. Проблема эта не решена, и ее решение не предвидится в обозримом будущем.
11. Об окормлении приходов сёл Ольховатка и Городище в ЛНР
11.1. Поручить окормление территорий ЛНР и ДНР Митрополиту Московскому и всея Руси.
12. О подготовке Освященного Собора
12.1. Обратить внимание христиан, желающих подать вопросы на Освященный Собор, на необходимость соблюдения порядка, принятого Освященными Соборами 1999 и 2011 гг.
12.2. Поручить диакону Антонию Егорову представить на очередной Совет Митрополии доклад с предложениями по совершенствованию подготовки к Освященному Собору.
Комментарий: Освященный собор 2002 года еще при митрополите Алимпии (Гусеве) постановил разработать положение о проведении соборов. Подразумевалось уточнение количества и числа делегатов, процедура их избрания, порядок подачи вопросов на Собор. В частности, предлагалось, что вопрос, поставленный легитимным епархиальным собранием, обязателен для обсуждения на Соборе. Также планировалось избрание на соборах протокольной комиссии, которая бы несла ответственность за тождество соборных решений их печатными формулировками и отвечала за их качество. Эксперты отмечают, что современные постановления Соборов РПсЦ не отвечают стандартам делопроизводства. Однако спустя четверть века никакого «Положения о проведении Освященных соборов» так и не появилось. Разработка этого положения и сейчас продолжает оставаться актуальной, так как порядок проведения соборов и издаваемые ими деяния оставляют желать гораздо лучшего.
13. О временном окормлении вдовствующих епархий
13.1. Продлевать полномочия архиереям, временно управляющим вдовствующими епархиями, до того времени, пока в таковых не будет поставлен постоянный архиерей.
Комментарий: дефицит кандидатов в епископы сформировался ещё в середине прошлого XX века. До революции источником пополнения епископата служило старообрядческое иночество. Немалая часть белокриницких епископов поставлялась из казаков. В результате политических репрессий старообрядческое иночество и казачество были практически полностью уничтожены. За 40 лет, прошедших после прекращения гонений на религию, полноценно возродить иночество не удалось. А казачество почти полностью оказалась в лоне Русской Православной Церкви. Периодически звучат предложения ставить в епископы так называемых маститых или заслуженных протопопов, однако в большинстве случаев их супруги не горят желанием постригаться в инокини, что предписывается церковными правилами. Поэтому число кандидатов в епископы остается крайне малым, можно сказать критическим для существования иерархии. Поэтому действующие епископы окормляют одновременно по несколько епархий. Собор постановил продлить такой порядок управления.
14. О положении дел в приходах Уганды и Пакистана
14.1. Выразить христианскую благодарность протоиерею Алексею Лопатину, протоиерею Михаилу Родину, иерею Николе Бобкову за проделанную работу по развитию приходов Уганды и Пакистана.
14.2. Принять к сведению доклад иерея Кирила Шахзада (Пакистан) о существующих финансовых сложностях. Призвать христиан оказывать посильную помощь общинам Пакистана.
Митрополит Московский и всея Руси КОРНИЛИЙ
Архиепископ Кишиневский и всея Молдавии ЕВМЕНИЙ
Епископ Ярославско-Костромской ВИКЕНТИЙ
Епископ Казанско-Вятский ЕВФИМИЙ
Епископ Томско-Енисейский ГРИГОРИЙ
Епископ Казахстанский САВА
Епископ Самарский и Саратовский АНДРЕЙ
Икос. От моще́й твои́х о́тче на́ш И́ове, исцеле́нии струи́ излия́шася бога́тно, все́м тре́бующим, и я́коже в жити́и се́м пода́тель ми́лостыни неоску́ден бы́в, та́ко и по преставле́нии ми́лость подава́еши лю́дем человеколю́бне, и на́ Небесех при́сно ра́дуешися предстоя́ престо́лу Вы́шняго; моли́ преподо́бне Всесвяту́ю Тро́ицу, спасти́ся пра́зднующим святу́ю па́мять твою́.
Тропарь преподобному Максиму Тагильскому, глас 4-й. Злове́рия угонзну́в оте́ческаго, к ве́ре Христо́ве от ю́ности прилепи́ся блаже́нне, и пусты́нное жи́тельство избра́л еси́, труды́ и боле́зньми мно́гими, моли́твою же нусы́пною, тезоимени́т яви́ся вои́стину, ве́лии уго́дник бы́в Бо́жии о́тче Макси́ме; и́ноким наста́вниче, и а́нгелом сожи́телю, моли́ непреста́нно о душа́х на́ших.
https://rpsc.ru/publications/person/iov_tagilskii/
https://rpsc.ru/publications/person/maxim_tagilskii/
Ждем старообрядческое житие преподобного Симеона и молитвы ему!
прошу прощения за опечатки: они взяты с сайта РПСЦ, как их теперь исправить?