Коломна — город в Московской области, административный центр Коломенского района (в состав которого не входит), единственный населенный пункт городского округа Коломна. Этот город — один из древнейших и красивейших в Подмосковье, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке. По странному стечению обстоятельств в советские годы Коломна не попала в традиционное Золотое кольцо России. Однако, несмотря на это, в последние годы она стала настоящей туристической Меккой Подмосковья. В 2021 году Коломна получила премию губернатора Московской области «Прорыв года» в номинации «Туризм в новых реалиях» и, наконец, вошла в состав туристического маршрута «Большое Золотое кольцо» после того, как на Петербургском международном экономическом форуме был подписан соответствующий документ с главой Ростуризма Зариной Догузовой и руководителями соседних регионов.
Москва и Коломна находятся на расстоянии 115 километров друг от друга. Из Москвы на машине добраться до города можно примерно за два часа, в зависимости от загрузки трассы. Также можно доехать на электричке от Казанского вокзала до станции «Голутвин», время в пути — около двух с половиной часов (чуть быстрее — на экспрессе), либо на автобусе от станции метро «Котельники».
История Коломны
Коломна является ровесницей Москвы и возникла в том же XII веке, что и столица. Впервые в летописи город упоминается в 1177 году в связи с междоусобицей владимирского князя Всеволода Большое Гнездо и рязанского князя Глеба Ростиславича. Коломна на несколько веков становится городом, неразрывно связанным с политической и военной историей страны.
В начале XIV века город привлёк внимание московских князей, впоследствии став одним из первых городов Северо-Восточной Руси, с которых началось собирание русских земель вокруг Москвы. Многие десятилетия Коломна являлась форпостом московских князей и была ими любима. Князь Дмитрий Иванович, впоследствии Донской, венчался в Коломне с Евдокией Суздальской в 1366 году. С середины XVII века Коломна, расположенная на важнейших сухопутных и водных путях, прочно получает звание «южных ворот» Москвы. В Коломенском уезде, с верфи в селе Дединове, в 1669 году со стапелей сходит первый военный русский корабль «Орёл». Город становится важнейшим торговым хабом Московской губернии. Через Коломну непрерывным потоком идут караваны с рыбой, зерном, солью, ремесленными изделиями. Капиталы, полученные от торговли, вкладываются купцами, в том числе и старообрядческими, в промышленные предприятия. В конце XVIII века в Коломенском уезде строятся ткацкие фабрики и другие заводы. В XIX веке наступает «золотой век» коломенского купечества. В городе и уезде строятся каменные храмы, купеческие усадьбы.
Историки карамзинского времени пытались приписать названию «Коломна» западное происхождение. Сам Карамзин утверждал, что первыми в этих местах поселились итальянцы, семья с фамилией Colonna, хотя теория о том, что в XII веке здесь жили итальянцы, просто невероятна. Более достоверную гипотезу происхождения названия города приводит Владимир Иванович Даль, автор знаменитого «Толкового словаря». Он полагает, что название города произошло от рязанских слов «коломень», «коломенье», означающих околицу, околоток, окраину, соседство.
Коломна туристическая
Туристическая инфраструктура современной Коломны развита весьма хорошо. В городе полтора десятка гостиниц с ценами, рассчитанными на гостей разной степени состоятельности, включая экономкласс. Каждый год в городе открываются новые сувенирные лавки и музейные площадки, а также кафе и рестораны. Хотя во многих кафе и ресторанах цены на уровне столичных, в них можно отведать не набившие оскомину пиццы и гамбургеры, а блюда, приготовленные по старинным русских рецептам, в том числе разнообразные настойки и наливки. Впрочем, есть заведения и с демократическими ценами, но с более скромным меню.
Одной из интересных для туриста особенностей города является трамвайный транспорт — в остальных городах Московской области трамваев уже не осталось. На трамвае можно проехать через всю Коломну, ведь трамвайная сеть города насчитывает 10 маршрутов общей длиной 46 км, которые связывают между собой практически все части города. Так что, кто хочет насладиться романтической поездкой в трамвайном вагончике, пусть не откладывает путешествие в долгий ящик. И конечно, такое путешествие не может обойтись без дегустации знаменитой коломенской пастилы, на упаковках которой красуются фотографии городских достопримечательностей и прочие сюжеты на исторические темы.
Коломна и писатели
С Коломной связана жизнь ряда русских и иностранных писателей.
Так, в городе побывал немецкий путешественник, историк, переводчик Адам Олеарий (1599 — 1671), который в 1633-1635 годы входил в первое посольство шлезвиг-голштинского герцога Фридриха III в Московию. Главным свершением Адама Олеария стал подробный дневник путешествий, в котором правдиво и точно описаны города и люди, которых он встречал. В дневнике Олеария можно найти много сведений касающихся древнерусской культуры, традиций и обычаев, в том числе коломенских. Книга немецкого путешественника привлекает и современных исследователей и историков, поскольку изложенные в ней сведения уникальны. Сайт «Русская вера» использует информацию, опубликованную Адамом Олеарием, для подготовки статей по русской истории и русскому быту. В частности, предлагаем почитать публикации «Как праздновали на Руси день Петра и Павла» или «О забавах и увеселениях на Руси».
В Коломне родился и жил известный русский писатель, выходец из старообрядческой среды Иван Лажечников (1790 — 1869), который изобразил нравы и быт коломенских жителей в ряде своих произведений. Его исторические романы «Ледяной дом», «Басурман», «Последний Новик» долгие годы были любимым чтением в среде русских разночинцев и вошли в историю русской литературы, благодаря драматичным сюжетам и ярким повествованиям о малоизвестных страницах русской истории. Усадьба писателя расположена неподалеку от Коломенского Кремля, на площади Двух Революций, сейчас в ней действует музей.
Коломна связана с именем знаменитого русского писателя-реалиста Александра Ивановича Куприна (1870 -1938), автора таких произведений как «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», «Яма», вошедших в золотой фонд русской литературы. На улице Успенской, расположенной на территории Коломенского кремля, проживала старшая сестра Куприна Зинаида Ивановна Нат. Ее муж Станислав Нат был лесничим в Зарайском уезде, граница которого проходила тогда по реке Оке. Куприн был заядлым охотником и приезжал в Коломну, чтобы вместе с мужем сестры поохотиться в коломенских и зарайских лесах. Муж сестры, человек интереснейшей судьбы: воспитанник Петровской лесной академии и впоследствии лесничий в Подмосковье, а затем в Череповце и Великом Устюге, стал прототипом героев нескольких рассказов Куприна, в частности, с него написан главный герой рассказа «Черная молния». Также коломенским краям посвящен рассказ Куприна «Молитва господня» о страшном урагане, прошедшем по местным лесам и селениям. Дом родственников Куприна ныне восстановлен, и его можно найти на территории Кремля.
Бывал в Коломне и Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1882 — 1975) — известный русский и советский бытописатель, журналист-натуралист. Во время путешествия в Коломну он написал четыре произведения: «У белого камня», «Судьба брыкаловской барыни», «Карла на сухих ножках», «На перекате». Соколов-Микитов много путешествовал, участвовал в арктических экспедициях, возглавляемых Отто Шмидтом, и создал цикл произведений, посвященных северу.
В Коломне жил и работал советский писатель Борис Пильняк (1894 — 1938), известный представитель русской модернистской литературы ХХ века. Пильняк оказался очень популярным у советской элиты — за него лично ходатайствовали Сталин и Троцкий, его книги без купюр выходили огромными тиражами, и вскоре писателю начали позволять то, о чем другие могли только мечтать, — выезжать за границу и публиковать отчеты об увиденном. Борис Пильняк был одним из самых издаваемых авторов в советской России 20-х годов. Однако своеобразие автора не совпало с новым этапом развития советского общества — становлением тоталитарного государства, и в 1938 году Пильняк был расстрелян.
Старообрядчество Коломны
Историк Сергей Михайлов сообщает следующую информацию о старообрядцах Коломны: «В XIX – начале XX в. старообрядцы составляли небольшой процент от общего числа жителей Коломны, они не играли ключевой роли в жизни города, но местные общества (поповское и федосеевское) занимали важное место в своих согласиях. Касательно именно численно старообрядцев в интересующем нас городе и соотношение его с общим числом жителей, в качестве примера приведем сведения Московского губернского правления за 1883 г. Тогда на 28176 чел. населения крупного торгового и промышленного центра было всего 332 официально признаваемых старообрядца [12, л. 1об]. Даже с учетом, что на деле древлеправославных в городе было в несколько раз больше, возможно, что и около тысячи человек, это был все равно небольшой процент жителей. Сколько старообрядцев было в Коломне в том же XVIII ст., когда и население города было значительно меньше, и местные сообщества были многолюднее. Напомним, что история старой веры в Коломне начинается еще в первые годы никонова раскола, и местный епископ Павел Коломенский оказался единственных архиереем, который выступил открыто против сомнительной церковной реформы».
Другие исследователи уточняют, что основная масса старообрядцев этой местности жила не в самом городе, а в его окрестностях. В Коломенском уезде приверженцев староверия было довольно много, особенно в Мячковской, Колыберевской и Сандыревской волостях. В этих местностях были устроены многочисленные моленные. Это связано с влиянием близлежащего Богородского уезда, в котором число старообрядцев было самым большим в Московской губернии.
Автор краеведческого сайта «История Ступино и Коломны» Татьяна Залата сообщает, что священники господствующего исповедания тайно совершали таинства и обряды для староверов еще в начале XVIII века. Известна история синодального священника из Коломны Якова Семенова, против которого в 1720 году было возбуждено уголовной дело. Этот священнослужитель исполнял различные требы, используя старопечатные книги в домах у разных людей. Рассмотрение дела Якова Семенова Святейшим Синодом было завершено в 1721 году, по результатам священник был осужден к помещению в покаянную земляную яму в Соловецком монастыре, в которой он должен был провести всю свою жизнь. А Тайная канцелярия при этом назначила дополнительное наказание – бить нещадно кнутом. Но это наказание не было приведено в исполнение, так как осужденный умер.
Особое место среди коломенских старообрядцев занимали купцы. Их было немало среди известных торговых и промышленных фамилий: Рыбаковых, Бутиковых, Шапошниковых, Хлебниковых, Кудиновых, Рыбаковых.
В 1812 году в Коломне с разрешения властей была устроена первая легальная поповская моленная, находившаяся при доме Григория Титова. Эта деревянная часовня, освященная в честь Покрова Пресвятыя Богородицы, на целое столетие стала главным молитвенным центром поповского согласия в городе.
После выхода «Окружного послания», в 1860-х гг., моленная Титовых, а с ней и большинство старообрядцев-поповцев Коломны и ее окрестностей, оказалась в стане неокружников. С. Михайлов указывает, что отношения с Рогожским кладбищем разорвал фактически весь коломенский приход, ушедший вместе с молитвенным зданием. Во второй половине XIX мтолетия верность Рогожскому кладбищу в городе сохраняли только переселившиеся из подгородного селения Бобренево купцы Рыбаковы. Согласно одному из дел Московской Духовной Консистории за 1890 г., всего в городе Коломна на тот момент проживало 368 душ старообрядцев-поповцев, из которых не менее 200 человек, т.е. большая часть, были прихожанами Титовской моленной. Однако всего в неокружническом приходе было не менее 2000 прихожан, большинство из которых обитало в разных селениях вокруг города. К началу ХХ столетия коломенское неокружничество относилось к пастве епископа Иова, т.е. принадлежало к т.н. «иовцам». Они, единственные из трех имевшихся к тому моменту течений противников «Окружного послания», признали после объявления вероисповедных свобод в 1906 г. регистрацию общин. В 1907 г. прихожане неокружнической моленной первыми в городе зарегистрировали официальную общину. Она получила название «Коломенско-Покровская старообрядческая община».
После 1917 года старообрядческие храмы и моленные стали закрываться, а затем уничтожаться. Когда в 1988 году в СССР вернулись религиозные свободы и встал вопрос о регистрации старообрядческой общины, стало ясно, что ни одного исторического здания, принадлежавшего старообрядцам, не осталось. Тогда в начале 1990-х годов один из старейших и красивейших храмов города Коломны (ХVI в.) постановлением главы администрации Московской области был передан общине Русской Православной старообрядческой Церкви. В настоящее время члены общины собираются на молитву в Никольском храме — в небольшом приделе, освященном во имя св. Николы Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских. Главное помещение храма все еще ждет своего освящения и, вероятнее всего, главный престол будет освящен в честь святителя Павла Коломенского.
Коломенские достопримечательности
Естественно, что исторический центр Коломны находится в кремле. Кремли есть и в других российских городах. Знаменитый кремль Ростова Великого практически целиком отдан музею. Московский кремль совмещает и музей, и ряд государственных учреждений, доступ к которым закрыт. Но территория Коломенского кремля живет совсем другой жизнью. Это до сих пор жилой район, как это было и сто и двести лет назад. На территории кремля находятся жилые дома, школы, магазин. Можно услышать звуки стройки, увидеть вновь возводимые дома. Большинство исторических строений на территории кремля отреставрированы и содержатся в приличном виде.
Коломенский кремль возводился по указанию великого князя Московского Василия III русскими мастерами под руководством итальянских зодчих. Закладка состоялась 25 мая 1525 года, и 15 августа 1531 года работы были закончены. Когда-то все пространство кремля было защищено двухкилометровой стеной, по периметру которой стояли 16 башен, в трех из которых имелись проездные ворота. До нашего времени сохранилось семь башен и два прясла стены.
При прогулке по кремлю сразу бросается в глаза красное здание собора Воздвижения Честного Креста Господня Брусенского монастыря. Крестовоздвиженский собор бвл возведён по проекту архитектора А.С. Кутепова в 1852 – 1855 гг. Величественный алый собор с пятью шатровыми главами, облицованный белокаменной резьбой, стал украшением не только монастыря, но и всего кремля. На внутреннюю отделку собора пожертвовал 30 тыс. рублей знаменитый меценат Московской губернии Яков Яковлевич Ермаков, дочь которого Феодосия (в постриге Феофания) находилась в монастыре.
Яркими красками играет собор Троицы Живоначальной Ново-Голутвина монастыря (монастырь тоже находится на территории кремля). Он был построен в 1680–1705 гг. трудами коломенского архиепископа Антония. Кирпичная церковь, выстроенная в местных, несколько упрощенных формах московского барокко, расположена в северо-западной части монастыря. Церковь является композиционным центром ансамбля монастыря и играет немаловажную роль в облике всего центра города. Храм этот бесстолпный, одноглавый, поставлен на высоком сводчатом подклете. В декоративном оформлении фасадов использованы детали, ведущие происхождение от «нарышкинского» барокко конца XVII в.
Стоит отметить, что на территории Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря с 1350 по 1799 гг. располагалась архиерейская резиденция, где жили епископы, управлявшие Коломенской епархией. В 1655 г. в Коломне останавливался Антиохийский патриарх Макарий. Из письма его секретаря сирийца Павла Алеппского мы знаем о том, как выглядел архиерейский дом в XVII веке. Жил здесь и последний дораскольный православный епископ Павел Коломенский. Он, как известно, был замучен патриархом Никоном за отказ принять церковную реформу и ныне почитается старообрядцами как мученик.
Рядом с монастырем, на соборной площади, находится живописный храм Тихвинской иконы Богородицы, построенный в 1776 году тщанием местного купца Ивана Мещанинова. С западной стороны к Тихвинскому собору примыкает шатровая колокольня XVII века.
Множество исторических памятников и храмов находятся уже за пределами Коломенского кремля.
Старообрядческий храм Николы «Мокрого» на Посаде — один из старейших православных храмов Коломны и Московской области вообще. Первое упоминание о нем встречается в летописях 1577–1578 годов и относится ко временам Золотой Орды.
В начале XVIII века на средства прихожан на месте старого деревянного был построен каменный храм в стиле «московского узорочья», а в XVIII веке внешние архитектурные формы были изменены на стиль раннего барокко. Здание очень оригинально, благодаря обильно отделанной кирпичной резьбе. Его верх украшают 106 кокошников в пять рядов и «пучковое» пятиглавие. Это уникальная особенность храма. Центральный барабан световой, а остальные четыре — «глухие».
Наличники и кокошники срубили в XVII веке, а восстановили их уже в 1970-х годах в ходе реставрации. Иконы и стенопись были утрачены после Октябрьской революции в 1930-х годах. В начале 1990-х годов по распоряжению администрации города храм Николы был передан Русской Православной старообрядческой Церкви. К сожалению, в этот старообрядческий храм постороннему посетителю попасть практически невозможно. В отличие от коломенских храмов РПЦ, он закрыт в обычное время и открывается только на службу. А во время службы посещение храма не старообрядцами также возбраняется.
В окрестностях Коломны также имеется немало древних произведений церковной архитектуры. Большой популярностью у местных жителей и приезжих пользуется церковь Зачатия Ивана Предотечи, расположенная в центре древнего села Городище (в настоящее время село вошло в городскую черту). Самые ранние сведения о церкви содержатся в Писцовой книге 1577–1578 гг. Предтеченский храм «на Городище» является образцом «послемонгольской» архитектуры и вместе с Никольской церковью в селе Каменском Наро-Фоминского района и церковью Рождества Богородицы в селе Городне Тверской области относится к числу трех дошедших до наших дней памятников архитектуры этого времени. Современные ученые установили, что храм неоднократно достраивался и перестраивался. В результате анализа и сопоставления полученных данных исследователи датировали церковь второй половиной XIV века. В этот храм часто приезжают бездетные пары в надежде получить милость Божию в виде рождения ребенка.
Большое впечатление производит величественный Троицкий храм, расположенный за пределами Коломны в селе Щурово. Это единственное культовое здание этой местности, построенное в неовизантийском стиле. Само село Щурово довольно древнее — оно упоминается еще в платежных книгах 1595-1597 гг. Первоначально деревянная Троицкая церковь в Щурове была построена в 1775 году княгиней Натальей Александровной Голициной. В 1883 году священник села Щурово отец Феодор Соколов и прихожане решили отвести место под постройку нового каменного храма по проекту московского архитектора М.К. Геппинера. К 1900 г. были закончены основные строительные работы по возведению стен и купола. Храм Святой Троицы стоился на средства владельца цементного завода Эмиля-Александра Липгарта, пожертвования купцов Матвея Савинова и Павла Шарапова, фабриканта-старообрядца Ивана Давыдовича Морозова и был освящен в 1907 году.
Рядом с Щуровым, на берегу Оки, находится внушительных размеров архитектурный комплекс Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря. Основание монастыря относится к XIV веку (большинство исследователей указывают 1385 год). По преданию, восходящему к житию прп. Сергия Радонежского (написанному Епифанием Премудрым), монастырь был основан по указанию князя Димитрия Донского преподобным Сергием и его учеником преподобным Григорием.
Сегодня на территории монастыря, помимо иноческих корпусов и келий, находится Коломенская духовная семинария Русской Православной Церкви. Путешественникам также будет интересно проехать от монастыря на берег, где открываются интересный вид на слияние рек Москва и Ока.
Комментариев пока нет