Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Наш новый репортаж из старинной Костромы.
Из Москвы от м. Щелковская в Кострому регулярно ходят автобусы. Также в Кострому ходят поезда с Ярославского вокзала. Разного рода гостиниц и апартаментов в Костроме достаточно много, однако цены на проживание весьма завышены даже в отелях на окраине города.
История города
Кострома — один из древнейших городов на Волге, основанный Юрием Долгоруким в 1152 году. Первое летописное упоминание о существовании Костромы относится к 1213 году, оно связано с распрями между сыновьями великого князя владимирского Всеволода Большое Гнездо. В этом году Ростовский князь Константин сжег Кострому, которая поддержала его брата — владимирского князя Юрия. После победы Константин в 1216–1217 году передал Кострому в удел своему малолетнему сыну Василию.
После 1239 года Кострома была восстановлена великим князем владимирским Ярославом Всеволодовичем, построившим в городе деревянную церковь в честь святого покровителя Феодора Стратилата, имя которого он носил в крещении. В 1246 году город перешел в удельное владение малолетнего младшего сына Василия. В этом же году Кострома стала столицей Костромского удельного княжества, которое выделилось из состава Владимиро-Суздальской Руси.
В 1272 году Василий Ярославич стал великим князем владимирским — главой всех удельных княжеств Северо-Восточной Руси. Он не поехал в стольный Владимир, а остался в удельной Костроме, тем самым сделав город столицей Северо-Восточной Руси до своей кончины в 1276 году.
В XIII–XIV веках вокруг Костромы возникли укрепленные монастыри, которые защищали подступы к городу: Ипатьевский и Николо-Бабаевский. В 1364 году Кострома вошла в состав Московского княжества.
В Смутное время Кострома была дважды взята отрядами польского пана Лисовского и подверглась страшному опустошению, в 1609 году костромское ополчение сыграло важную роль в борьбе с польской интервенцией, изгнав из Ипатьевского монастыря укрывшихся там сторонников Лжедмитрия II. Костромские отряды влились в народное ополчение Минина и Пожарского. В Ипатьевском монастыре в 1613 году был призван на царство Михаил Федорович Романов.
После Смутного времени в Костроме были заново отстроены оборонительные укрепления кремля, а вокруг раскинулся обширный торгово-ремесленный посад и слободы. К середине XVII века Кострома по своему экономическому развитию и числу жителей становится третьим после Москвы и Ярославля крупным ремесленным городом Русского государства с развитым текстильным, кожевенным, мыловаренным, серебряным и иконописным производством. Получили развитие кузнечный, гончарный, строительный промыслы. Тогда же в Костроме возникает большой торговой центр, в городе была учреждена английская фактория. Во второй половине XVII века в Костроме сформировалась выдающаяся школа фресковой и иконной живописи.
В результате реформ Петра I Кострома в 1708 году стала провинциальным городом Московской губернии. 16 июля 1744 года учреждена Костромская епархия. В 1767 году Екатерина II учредила герб Костромы с изображением галеры «Тверь», на которой она прибыла в Кострому. После пожара 1773 года был основательно перестроен кремль и близлежащие кварталы, возведен новый гостиный двор. К концу века была закончена соборная колокольня, которая высилась над окружающей застройкой, тем самым организовывая пространственную среду города. С 1778 года Кострома стала центром Костромского наместничества.
В 1781 году Екатерина II утвердила генеральный план застройки Костромы, по которому были засыпаны оборонительные рвы, срыты земляные валы, началась застройка города торговыми рядами и гражданскими зданиями.
C середины XVIII века началось развитие Костромы как текстильного центра: в 1751 году купцом И. Д. Углечаниновым была построена первая полотняная фабрика. По объему производимых льняных тканей Кострома быстро вышла на первое место в России. Здесь также действовали 12 кожевенных и 18 кирпичных заводов, 6 суконных мануфактур, колокололитейный, изразцовый и другие заводы. Кострома стала крупной торговой пристанью на волжском транзитном пути. В декабре 1796 года указом императора Павла I город стал центром созданной Костромской губернии.
В 1870 году в Костроме построен первый водопровод, в 1891 году открылся музей древностей. В 1894 году в Костроме насчитывалось 36 церквей. В 1895 году в Костроме построено первое пятиэтажное здание (общежитие для рабочих и служащих Товарищества Ново-Костромской льняной мануфактуры).
Начало XX века ознаменовалось оживлением социальной и экономической активности в городе. В 1905 году в Костроме был создан второй (после Иваново-Вознесенского) в России Совет рабочих депутатов. В 1913 году в Костроме широко праздновалось 300-летие дома Романовых: город посетил император Николай II с семьей.
14 января 1929 года постановлением ВЦИК СССР Костромская губерния была упразднена. Кострома потеряла статус губернского города и была включена в состав сначала Ивановской, а затем Ярославской области. Индустриализация выразилась в форсированном развитии предприятий текстильной, легкой и деревоперерабатывающей промышленности, а также текстильного машиностроения. В 1932 году было закончено строительство железнодорожного моста через Волгу. По проекту инженера И. Д. Зворыкина построена льнофабрика. В 1932 году создан текстильный институт, а в 1939 году — учительский институт.
В 1930-х годах в Костроме было разрушено или перестроено множество храмов. Наиболее известно разрушение храмового комплекса Костромского кремля в 1934 году, церквей и часовен в центре.
В годы Великой Отечественной войны в Кострому были эвакуированы госпитали, военные училища и гражданское население. Близ Костромы осенью 1941 года формировалась Ярославская коммунистическая дивизия. Тысячи костромичей за подвиги на фронте и тылу награждены орденами и медалями, 29 из них удостоены звания Героя Советского Союза.
13 августа 1944 года город Кострома стала административным центром вновь образованной Костромской области. В 1950-1980-е годах в Костроме, кроме текстильной и деревообрабатывающей промышленности, получают интенсивное развитие новые перспективные отрасли: энергетика, машиностроение и металлообработка, радиоэлектроника и приборостроение. В это время осуществлялось интенсивное промышленное и жилищное строительство: формировались промышленные зоны и жилые микрорайоны. В 1958 году на базе Ипатьевского монастыря был организован историко-архитектурный музей-заповедник. В 1970 году открыто движение по мосту через реку Волгу; в 1972 году начато движение троллейбусов; в 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.
Ипатьевский монастырь
Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь расположен в западной части Костромы на берегу одноименной реки недалеко от ее впадения в Волгу. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.
Монастырь впервые в летописи упоминается в 1432 году. Согласно поздней легенде, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Пресвятой Богородицы с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. По одной из версий, монастырь основал князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня.
После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию родоначальником. Его представители становились ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.
В этот период монастырь развивался. Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых 1000 рублей и несколько сел. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель стала четвертой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 селами. На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595–1597 годах был возведен храм, посвященный священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Феодоровны, родной сестры Бориса Годунова; каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома.
В годы Смуты монастырь пережил период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II.
В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять ее сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окруженную мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года Александр Лисовский, сняв часть войска из-под Троице-Сергиевой лавры, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее, костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.
В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью инокиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царем, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарем Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Федором Шереметевым. 14 марта в Троицком соборе монастыря был совершен обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени. По указу Михаила Федоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесен высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Федоровича в Москву после его избрания на царство. Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.
В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.
В 1837–1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен обруб — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году).
Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.
После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднен, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей. Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка.
Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы. В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.
23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская иноческая община РПЦ. В 2005 году Костромская епархия стала законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. Сегодня это не только монастырь, но и музей в одном лице.
Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме расположен в центре города, на улице Симановского. Монастырь был основан происходившим из Подмосковья учеником преподобного Сергия Радонежского — преподобным Никитой, бывшим настоятелем Высоцкого монастыря в Серпухове, а затем Высоко-Покровского монастыря в Боровске. Первоначально все постройки обители были деревянными. В XVI веке деревянные стены монастыря защищали Кострому на подступах к городу. В 1559 году началось строительство Богоявленского собора — самого древнего из сохранившихся в городе Костроме каменных сооружений. Инициатором его строительства был игумен Исайя (Шапошников), а одним из наиболее крупных жертвователей являлся князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат царя Ивана Грозного. В XVI веке к обители были приписаны два женских монастыря — Анастасиин (основанный дочерью Дмитрия Донского — Анастасией) и Крестовоздвиженский.
В 1569 году монастырь посетил князь Владимир Андреевич Старицкий, направлявшийся с войском для защиты Астрахани; братия во главе с игуменом с честью встретила его, что послужило, вместе с торжественным приемом, оказанным князю жителями Костромы, поводом для окружения царя Ивана IV оговорить перед ним князя. В конце того же года князя Владимира убили по приказу царя в Александровской слободе. Царский гнев обрушился и на богоявленских иноков: значительная их часть вместе с игуменом Исайей была также казнена в 1570 году.
Монастырь пострадал в Смутное время. В конце 1608 года отряды Лжедмитрия II осадили Богоявленскую обитель. Несмотря на продолжительную оборону монастыря, которую вели иноки и монастырские крестьяне, польские отряды ворвались в монастырь, разграбили его и разгромили. При этом погибли 11 иноков: три священноинока — Трифилий, Макарий и Савватий, иеродиакон Афиноген, иноки — Варлаам, Дионисий, Иов, Кирилл, Максим, Иоасаф и Гурий, 5 монастырских служебников: Василий, Иван, Стефан, Никита и Диомид, и 38 монастырских крестьян.
В XVII веке велись значительные восстановительные работы. В обители была построена церковь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1607–1618 годах была возведена двухэтажная двуглавая Трехсвятительская (позднее — Сретенская) церковь (ныне не сохранилась), в 1620-е годы — звонница с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского в нижнем ярусе (до настоящего времени не сохранилась). В 1642–1648 годах вокруг обители взамен деревянных были выстроены каменные стены с шестью башнями, превратившие монастырь в мощную крепость. Стены сохранились лишь частично, единственная уцелевшая до нашего времени башня превращена в колокольню. Богоявленский собор был перестроен. Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились.
В подклете Богоявленского собора сохраняются надгробные камни, в частности, к XV веку относятся захоронения старца Никиты и сыновей князя Василия Боровского. В XVII веке Богоявленскому монастырю покровительствовал боярский род Салтыковых, создавший в стенах обители свое родовое кладбище. На территории монастыря сохранился Трапезный корпус XVII века — трехэтажное здание с красивыми наличниками окон.
В 50-е годы XVIII века была построена Никольская церковь. Это был высокий барочный храм типа «восьмерик на четверике», с ярусным завершением. В советское время он был снесен. В XIX веке наружную лестницу Трапезной палаты, которая вела в помещения второго этажа, убрали и обозначили вход нарядным крыльцом.
После секуляризационной реформы 1764 года Анастасьин монастырь был упразднен, его инокини были переведены к Успенскому собору в Крестовоздвиженский монастырь — после этого монастырь получил название Анастасиина-Крестовоздвиженского. В 1773 году Крестовоздвиженский монастырь был уничтожен пожаром, и монахини снова были размещены в зданиях бывшего Анастасьина монастыря. После того как в 1847 году Богоявленский монастырь был почти уничтожен пожаром, он по ходатайству настоятельницы Марии был приписан к Анастасьину монастырю в 1863 году, после чего последний и получил название Богоявленско-Анастасиина.
В 1918 году монастырь был закрыт, однако Богоявленский собор стал приходским храмом и действовал до 1924 года. С 1925 года в здании закрытого собора размещалось губернское архивное бюро, ставшее затем областным архивом. В 1920–1930 годах были почти полностью уничтожены монастырские стены и большинство башен, разрушены Никольский храм и Никольская часовня. В 1982 году в Богоявленском соборе, используемом как хранилище областного архива, произошел пожар, уничтоживший остатки фресок собора XVII века.
Монастырь был возрожден 20 июля 1990 года. 17 августа 1991 года Богоявленский собор стал кафедральным собором Костромской епархии Русской православной церкви. Сюда перенесли главную святыню Костромы — Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы.
В настоящее время на территории Богоявленско-Анастасииного женского монастыря располагаются Костромское епархиальное управление и Костромская духовная семинария (в здании Трапезной палаты). Проход посетителей на территорию монастыря запрещен; открыты только наружные входы Богоявленского собора и часовни.
Церковь на Дебре
Воскресенская церковь на Дебре — это единственный сохранившийся в Костроме посадский храм XVII века. Он был построен в середине XVII века, не позднее 1652 года. Нижняя Дебря — одна из древних улиц Костромы, проходящая вдоль левого берега Волги.
По преданию, первая церковь «на нижней дебре» была поставлена костромским князем Василием Ярославичем. Как сообщает дошедшее фрагментами его Житие, молодой князь любил охотиться в борах над Черной речкой и, чтобы не водить всякий раз с Сулы своры собак, перевел туда псарню, поселил псарей и построил для них деревянную церковь Воскресения. К XV веку выросший вдоль Волги Вознесенский посад достиг здешних мест, в XVII веке в районе Дебри располагались многочисленные кожевенные мастерские. В начале XVII века здесь, на Нижней Дебре, значится шатровая деревянная посадская церковь Воскресения с приделом святой Екатерины и с теплой церковью Козмы и Дамиана. Умножившееся посадское население решило возвести на их месте каменный храм. Самый крупный вклад на его сооружение внес богатый торговец из Гостиной сотни Кирилл Григорьев сын Исаков, живший неподалеку — «от реки от Черной идучи к Боровой улице». Согласно преданию, среди бочонков краски, поставленных ему из Англии, обнаружил один не с краской, а с золотыми монетами. Исаков решил использовать их на строительство церкви.
Строили храм мастера из Ярославля и Великого Устюга. Храм был расписан вскоре после постройки, в 1650–1652 годах. Предположительно, росписи сделаны мастерами артели Василия Запокровского, а фрески Трехсвятительского придела — в 1670 году, как предполагают, Гурием Никитиным и его артелью.
В 1740-х годах окна церкви были растесаны, проемы галереи заложены, а западное крыльцо соединено крытым переходом со Святыми воротами. Первоначально при храме была колокольня. Но в 1801 году при перестройке соседнего «теплого» Знаменского храма, составляющего с Воскресенской церковью единый комплекс, колокольня была разобрана, а на ее месте возведена новая, примыкающая к Знаменской церкви. В 1911–1912 годах церковь была частично реставрирована.
В советское время храм оставался действующим до 1930-х годов. Тогда он был закрыт, и в его стенах устроили зернохранилище, а в подклете был военный склад. В 1946 году храм вновь был открыт. По воспоминаниям современников, в храме не было полов, были выломаны иконы из иконостасов, выбиты окна. Более четверти века (с 1964 года) небольшая церковь служила кафедральным собором Костромской епархии. Здесь до 1991 года сохранялась одна из самых почитаемых костромских святынь — Феодоровская икона Пресвятой Богородицы из разрушенного большевиками в 1934 году Успенского собора. В 1967–1969 годах были проведены реставрационные работы во входной группе и Святых воротах.
При церкви Воскресения на Дебре в 1993 года был учрежден Знаменский женский монастырь РПЦ, в ведение которого была передана также полуразрушенная соседняя Знаменская церковь. Церковь восстанавливают, полностью отстроена заново пятиярусная колокольня.
Церковь быв. Гашеевой слободки
Церковь во имя Алексия, человека Божия расположена на улице Катушечной, 14. В XVII веке на северной окраине города находилась Гашеева слободка. Попечением Богоявленского женского монастыря, которому эта слободка была жалована под коровий двор, была в 1653 году построена церковь во имя Алексия, человека Божия.
Во второй половине XVIII века на месте обветшавшего к тому времени деревянного храма по благословению епископа Костромского и Галичского Дамаскина священником Иоанном Федоровым на средства прихожан жертвователей была воздвигнута двухэтажная каменная церковь во имя преподобного Алексия, человека Божия. В первой половине XIX века построили западное крыльцо и два верхних яруса колокольни.
В начале XX столетия причт храма состоял из священника и псаломщика. В октябре 1929 года Алексеевская церковь была закрыта властями. Сначала она использовалась как изолятор отделом народного образования. В 1930 году в храме разместилось общежитие. Также в этом году разобрали верхние ярусы колокольни, крыльцо и барабан, а до 1988 года в храме был жилой дом. В 1988–1992 годах в церкви были проведены реставрационные работы. В 1992 году храм вернули Костромской епархии РПЦ.
Нужно сказать, что туристический сервис Костромы находится на удовлетворительном уровне. В городе есть немало достойных кафе, гостиниц, мест для отдыха. Существенным минусом местного туризма Костромы является отсутствие возможности попасть на территорию Богоявленско-Анастасиина монастыря и большинства храмов города. Несмотря на неплохую сохранность городской застройки прошлых эпох, в Костроме немало заброшенных исторических зданий.
Фотографии автора
Комментариев пока нет