С могилы священника Федора Никонова на небольшом старообрядческом кладбище в глухом селе Башкарка Свердловской области исчез надгробный крест. Удивляющую до глубины души историю внучке священника Марине Мериновой рассказала жительница села Валентина Баженова. Она полтора года не была на старообрядческом кладбище, но недавно пришла туда и увидела, что крест на могиле пастыря кто-то украл.
— Только одно отверстие от него в могиле, — вздыхает Марина Валентиновна и добавляет, что даже предположить не может, случайность это или чьи-то намеренные действия — воровство креста с могилы пастыря.
— Я примерно предполагаю, кто мог взять крест, — сказала ей Валентина Николаевна и поведала, что давненько не была на кладбище, но, когда осенью пошла в ту сторону, решила подойти, чтобы поклониться могиле отца Федора. — Кто-то своровал и, наверное, своим родственникам поставил. Крест хороший там был, богатый. И вот я подхожу и вижу, что его из могилы просто выдернули — прямо из земли… Это кладбище — чисто старообрядческое, туда посторонние не ходят. И кто-то, видимо, воспользовался этим.
Пропавший крест несколько лет назад устанавливала Марина с мужем Александром. Правда, перед тем долго искали могилу пастыря. Знали, что она точно на этом кладбище, знали ориентир — дупло на дереве рядом с могилой, а внутри как бы небольшой крест.
— Слава Богу, я это дерево увидела и мы поняли, что это та самая могила, — вспоминает Марина, отмечая, что никого из священников на установку не приглашали — все сделали своими силами. — Через два года приезжали еще раз — крест стоял. Одна из местных жительниц пообещала, что будет ухаживать за могилой отца Федора, и с тех пор следила за ней.
В 2014 году в рамках большого расследования ситуации со старообрядчеством в некогда духовно-богатом селе побывал и представитель старообрядческой прессы Максим Гусев. Ту могилу увидел, праху священника поклонился, но даже не предполагал, что кто-то осмелится взять на себя такой грех — осквернить могилу! Казалось бы, староверское кладбище Башкарки никак не сообщается с основным, где хоронят своих умерших все другие жители. Значит, вандал действительно пришел специально…
— Новый крест я уже заказала в Невьянске у Мефодия Тюкина, дай Бог ему здоровья, и кто-то из его знакомых просьбу уже выполнил, — говорит Марина Меринова. — Готовый крест лежит на веранде дома причта в ограде храма, табличку Мефодий Константинович тоже изготовил.
Сейчас родственница пастыря ждет тепла, чтобы можно было доставить крест на кладбище. И вздыхает: «Каждый из нас несет свой крест, а тот, кто украл, теперь дополнительно понесет еще и чужой крест, украденный с могилы священника, судьба которого и без того печальная».
Напомним, это тот самый священник, которого нашли… повешенным в храме после службы. И прихожане, и многие жители села были уверены, что пастыря подставили, ведь до того он стал участником жесткой травли со стороны действующей власти, но на провокации не поддавался: продолжал служить Литургии, соборовать и исповедовать христиан Башкарки. Однажды только, вздохнув, признался супруге Мариамии: «Убьют меня, наверное…» (Читайте: Священника повесили, храм разрушили, людей сослали).
Трагедия произошла на праздник осенней Казанской Богородицы. После богослужения батюшка как обычно вышел провожать прихожан на крыльцо храма. А через полчаса его нашли повешенным под куполом… Говорят, с тех пор духовная жизнь в селе стала хиреть — храм закрыли, верующие кто поумирал, а кто разъехался. Сегодня здесь проживают староверы, которых можно пересчитать по пальцам одной руки. И кладбище древлеправославных, «притаившееся» в глухом лесу.
В новейшей истории Старообрядческой Церкви еще не было примеров, чтобы крест исчез с могилы старообрядческого священника.
Фото из архива автора
Чтобы добрые люди не брали установленный крест, следует при его изготовлении предусмотреть сквозное отверстие в нижней части и закапывая, вставить поперечину 30-40 см (можно просто сосновый сук диаметром около 4 см).