Старообрядческая община екатеринбургского храма во имя Рожества Христова должна заплатить государству 100 тысяч рублей. Это штраф за ненадлежащую охрану здания по ул. Розы Люксембург, 75, где в давнем прошлом располагалась Свято-Троицкая церковь, а позже — противотуберкулезный диспансер. Летом 2019 года на его кровле произошел пожар. В Свердловском управлении охраны объектов культурного наследия посчитали, что ответственность за ЧП несут староверы.
Решение Свердловского областного суда, заседание которого состоялось 5 февраля 2020 года, принято не в пользу старообрядцев. Суд апелляционной инстанции оставил в силе предыдущее решение Верх-Исетского районного суда Екатеринбурга — по месту регистрации действующей в уральской столице общины РПСЦ, куда оно попало в свою очередь из Октябрьского суда. Там, однако, это дело рассматривать не стали, хотя административно здание бывшего диспансера, а ныне собственность старообрядцев, находится на территории этого района.
По словам настоятеля храма отца Павла Зырянова, вся история началась еще в сентябре прошлого года. Именно тогда в суд на старообрядцев подали эксперты Управления охраны объектов культурного наследия Свердловской области, которые потребовали привлечь общину верующих к ответственности. По их мнению, пожар объекта культурного наследия, находящегося на региональном балансе, хотя и переданного в собственность общине РПСЦ, случился именно по вине верующих.
Они настаивают, что собственник здания должен был его охранять и фактически круглосуточно караулить, — рассказывает священник.
Доводы о том, что у старообрядцев на руках есть официальное заключение специалистов МЧС, подтверждающих, что кровля бывшего храма в мае 2019 года загорелась в результате поджога, в Управлении по охране объектов культурного наследия даже слушать не стали. Эти аргументы, как оказалось, не имеют значения и для суда.
Впрочем, сейчас старообрядцам грех жаловаться: статья 7.13 «Кодекса РФ об административных правонарушениях», которая звучит как «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», влечет наложение штрафа на юридических лиц — от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Исходя из этого, 100 тысяч рублей, которые нас обязывают выплатить, — это меньше меньшего, — отмечает о. Павел.
Старообрядцам пошли на уступки после того, как те предъявили выписку по своему банковскому счету, отметив, что таких средств у них даже близко никогда не было. Несмотря на это, юрист, который вот уже пять месяцев ведет дело старообрядческой общины Екатеринбурга, сразу после оглашения приговора сообщила настоятелю, что деньги пока готовить рано, так как она намерена подавать кассационную жалобу. Возможно, тогда удастся отменить и эту, в целом, мизерную сумму штрафа, а также доказать, что никакой вины общины РПСЦ в пожаре нет.
Напомним, пожар на кровле переданного общине верующих здания произошел вечером 18 июня 2019 года. Площадь возгорания составила около 100 квадратных метров. После тушения старообрядцы пришли к своему зданию, чтобы провести здесь уборку и вывезли несколько машин с горелым мусором, обшивкой самого здания, шифера с кровли. Для верующих тот пожар стал неожиданностью.
При этом сразу после тушения к анализу причин подключились специалисты МЧС. Параллельно священнику Павлу Зырянову удалось осмотреть видеозаписи с камеры наружного видеонаблюдения, установленной на соседнем доме и направленной, как это ни странно, в сторону пустующего здания. По словам пастыря, возгорание произошло из-за какой-то вспышки, при этом людей рядом ни в момент появления огня, ни до того, замечено не было. Но эксперты вскоре сделали заключение о поджоге.
До того, как община РПСЦ Екатеринбурга получила здание в собственность, на него претендовал и местный застройщик — компания «Чусовское озеро» во главе с директором Владимиром Верпатовым, который планировал на этом месте возвести еще одну секцию своего жилищного комплекса. Его планам не суждено было сбыться. А уголовное дело, которое было возбуждено ранее и расследуется сейчас, остается бесфигурантным.
А что дальше думают делать с этим зданием? Долго и мучительно добивались, получили, а затем запрет СЭС на использование, отсутствие средств на охрану и сигнализацию, теперь пожар и штрафы. Разобрать — так объект «культурного наследия», да и в копеечку вылетит дезинфекция мусора и земли ( а на счету и 100000 нет), а при таком отношении и бумажки согласовывать проблема…
А на скольких чердаках «объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов», состоящих на балансе самого истца, установлена пожарная сигнализация?