19 ноября 2019 года в городе Иваново в рамках IX Региональных Рождественских чтений в Ивановской митрополии РПЦ впервые проведено заседание секции «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее».
Секция учреждена в 2019 году по благословению митрополита Ивановско-Вознесенского и Вичугского Иосифа в целях информирования духовенства и мирян митрополии об истории и настоящем положении единоверческих приходов, экклезиологических воззрениях выдающихся представителей православного старообрядчества, деяниях Поместных соборов 1917–1918, 1971 гг., Архиерейского собора 2004 года в отношении старого обряда, а также для налаживания сотрудничества между гражданскими и церковными специалистами в интересах выявления объективной картины истории государственно-церковных отношений и развития богослужебного языка, совместной интерпретации результатов современной археологии на территории Ивановской области, бывшей в своё время частью Ростово-Суздальского княжества.
Помимо ивановских единоверцев в мероприятии приняли участие гости из других единоверческих приходов, священнослужители и миряне, интересующиеся историей Раскола XVII века, исторической литургикой, вопросами современного бытия старообрядных приходов Московского патриархата. Количество участников, к сожалению, ограничивала небольшая площадь лектория.
Председательствовал координатор секции — протоиерей Сергий Гончаров, клирик прихода Серафима Саровского, окормляющий Казанскую единоверческую общину города Иваново, вёл заседание Константин Николаевич Мурашёв, телережиссер. С приветственным словом выступил настоятель — протоиерей Андрей Львов, отметивший, в частности, рост интереса к древнерусской богослужебной традиции и важность сохранения ее в церковной практике.
Первым прозвучал доклад иеромонаха Михаила (Виноградова) «Единоверие вчера, сегодня, завтра». Докладчик отметил, в частности, условность даты возникновения единоверия и привел факты признания древнего чина церковным руководством непосредственно после реформ. Также прозвучали интересные сведения о единоверческих архиереях начала XX века.
Профессор В. П. Океанский, заведующий кафедрой культурологии и изобразительного искусства Шуйского филиала ИвГУ, эксперт РАН, член Союза кинематографистов России, выступил с докладом «Проблематика «философии имени» и «конца истории» в наследии протопопа Аввакума». Докладчик провел параллели между религиозно-эсхатологическими интуициями протопопа Аввакума с русской и западно-европейской философией, а также с поэзией Блока.
Головщик Успенского единоверческого прихода Ярославля, Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря Вологодской епархии и преподаватель знаменного пения и чтения курсов псаломщиков Рыбинской епархии И. А. Карпов представил доклад «Особенности бытования знаменного пения в современной Русской Православной Церкви». Докладчик продемонстрировал условность границы между пением и чтением на погласицы в древнерусской традиции, а также отметил влияние такого произнесения богослужебных текстов на понимание службы молящимися.
В. В. Иванов, архитектор, сотрудник Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, представил доклад «Резные голгофские кресты. Традиция и современность». Он познакомил слушателей с малоизвестными образцами традиционного церковного искусства русского Севера.
С. Ю. Шеин, преподаватель Русско-китайского дома дружбы и сотрудничества (Иваново), переводчик, поднял важную тему практических дел исцеления раскола. Его доклад «О каноническом и нравственном аспектах попытки воссоединения старообрядцев, предпринятой еп.Андреем (Ухтомским)» содержит новые данные об «Ашхабадской инициативе» епископа и, возможно, развеет некоторые сомнения о его канонической принадлежности.
Протоиерей Сергий Гончаров в докладе «Исправление служебника в середине XVII века» убедительно продемонстрировал латинское происхождение вставок в чин Литургии Василия Великого. В греческой практике имели хождение служебники как с присутствием латинизма, так и без него. В ходе реформы греки русским «навязали» использование варианта с католической вставкой. Он также отметил, что русская Церковь избавилась от латинизма в священническом служебнике на полстолетия ранее греческой.
О. Л. Крымина, преподаватель ЦДПО МФТИ, головщица московского храма Покрова в Рубцове, преподаватель школы духовного пения при Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции, в докладе «Обучение церковному чтению и пению: обзор опыта единоверческих приходов» обобщила данные о подготовке чтецов и певцов в ряде единоверческих общин. Она также выявила общие проблемы, от решения которых зависит успешность обучения.
Участниками секции принят итоговый документ. Все желающие имели возможность приобрести современные издания старопечатных книг, работы церковных и светских авторов по вопросам церковной истории, традиционные предметы богослужебного обихода.
Фото: Татьяна Крымина
Итоговый документ:
По благословению митрополита Ивановско-Вознесенского и Вичугского Иосифа в рамках IX Региональных Рождественских чтений 19 ноября 2019 г. состоялось заседание секции «Старый обряд в Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Старый обряд — богослужебный обряд, существовавший в Русской Церкви до реформ патриарха Никона (середина XVII века). Поместным Собором Русской Православной Церкви 1971 года подтверждена равночестность и спасительность старого и нового обрядов. В настоящее время на канонической территории Русской Православной Церкви существует около 40 приходов и общин, использующих старый (древнерусский) обряд в богослужении. Старообрядные приходы в Русской Православной Церкви также именуются единоверческими.
Единоверческое сообщество есть совокупность старообрядческих приходов в лоне Русской Православной Церкви и живущих своим особым церковно-бытовым укладом. Участники Рождественских чтений отметили быстрый рост количества старообрядных приходов на канонической территории РПЦ. Накоплен значительный теоретический и практический потенциал, который помог участникам секции выявить проблемы, связанные с осуществлением богослужений по древнерусскому чину, наметить пути их решения и подготовить соответствующие предложения. Священнослужители и прихожане единоверческих приходов подчеркнули высокую привлекательность старообрядных служб как способа раскрытия внутренней красоты богослужения для молящихся.
Выступившими отмечена важность следования канону в иконописи и пении, точного соблюдения богослужебного устава — это помогает поддерживать молитвенный настрой и самодисциплину. Вместе с тем обращено внимание на недостаточную осведомленность священно- и церковнослужителей как о каноническом положении приходов древнерусской богослужебной традиции в Церкви, так и о решениях Поместных соборов 1917–1918 и 1971 годов. Важно информировать священно- и церковнослужителей нашей митрополии о положении дел в старообрядных приходах Русской Православной Церкви и о позиции Церкви о старообрядцах, входящих в Ее юрисдикцию, основанной на деяниях Поместных Соборов XX века.
Также участники секции подчеркнули важность изучения и внедрения в практику церковной жизни лучших научных выводов, появившихся в конце XIX и XX веках по тематике богослужебных реформ и общественной рецепции этих выводов в переосмыслении истории русского Раскола. Это необходимо для примирения отделившихся сторон. Подобные форумы как раз призваны этот процесс ускорить и сделать достоянием церковной полноты.
На заглавном фото будто Ленин.