Всю Страстную седмицу, предшествующую святой Пасхе, каждый из дней которой называется Великим, староверы совершают службы и вспоминают Страсти Христовы, последние дни земной жизни Спасителя, Его страдания, распятие, смерть на Кресте, погребение, схождение во ад и Воскресение. Для христиан это особо почитаемая неделя, время особо строгого поста, подготовки к встрече главного христианского праздника.
К Великому четвергу, который в народе еще называют «Чистым четвергом», христиане стараются закончить уборку, навести чистоту и порядок в своих домах, чтобы уже никакие заботы и хлопоты не отвлекали от главных служб года. Уборка храма в некоторых общинах проходит за две недели до Пасхи, для этого в отдельно установленный день собираются все христиане, чтобы к Светлому Христову Воскресению дом Божий был чист и благоукрашен. В Великий четверг совершается воспоминание Тайной Вечери, на которой Господь установил Таинство Евхаристии. У старообрядцев-поповцев в этот день совершается Литургия, на которой особым образом приготовляется Годовой Агнец — запасные Святые Дары для причащения больных вне храма. Староверы часовенного согласия, в отличие от всех остальных безпоповцев, после особой службы в Великий четверг в конце богослужения причащаются Богоявленской водой. Еще в «Энциклопедии русского игумена XIV–XV веков (Сборник преподобного Кирила Белозерского)», в главе, посвященной причащению, говорится:
Якоже прежде проречеся о гресех каковых-либо — да отлучен будет или едино лето, или 2 лета… — пращати его противу силы коеждого… А на Рождьство Христово, и на Богоявление, и в Великий четверг и в Велия суботу, и на Пасхе — да вкушает агиасму, еже есть святая вода, и на Петров День, и на Успение Пресвятые Богородицы…
Таким образом, в древней Руси причащение Великой Агиасмой было отражено в канонических нормах и церковных правилах. Богоявленская вода (Великая Агиасма), освященная последними священниками часовенных староверов, вливается в Богоявленскую воду, которой наставники часовенных причащают верующих за отсутствием Таинства Евхаристии. В Великий четверг «порану» совершается вечерня, павечерница и утреня Великого пятка с чтением двенадцати Евангелий, в которых описаны страдания, крестная смерть и погребение Господа. Чтение двенадцати Евангелий чередуется с пением антифонов, каждый стих которых поется дважды. К Евангелию лики поют «Слава страстем Твоим Господи», и все молящиеся совершают земной поклон. В некоторых общинах принято на каждом чтении Евангелия ударять в колокол (било) в нарастающем порядке по числу Евангелия — от одного удара до двенадцати. У староверов-безпоповцев во время этой службы принято после седальнов читать поучение из книги-сборника «Страсти Христовы».
Утром в Великую пятницу совершается служба Царских часов, на них читаются пророчества о крестных страданиях Господа. Во всех старообрядческих храмах эта служба совершается почти одинаково, только у староверов-безпоповцев на девятом часе канонарх чтет стихеру «Днесь висит на древе» нарочитой погласицей, затем оба лика на сходе поют «Слава и ныне» и повторяют ту же стихеру в распев, по окончании которой — три земных поклона. На обеднице Апостол и Евангелие не читаются. В Великую пятницу вечером совершается Боготелесное погребение. На утрени после тропарей на «Бог Господь» верующие зажигают свещи и стоят с ними до конца хвалитных стихер, приугашая на поучениях. Священник поет первое величание, затем читается 17-ая кафизма с установленными припевами. Стихи, указанные в Обиходе, повторяются пением с величанием. Священник запевает второе величание «Достойно есть», после чего продолжает чтение кафизмы. Также и в третий раз поется величание «Роди вси» и читается окончание кафизмы. У староверов-безпоповцев величания запевают поочередно головщики — руководители правого и левого крылосов.
По окончании кафизмы поется «Благословен еси Господи» и «Ангельскии собор». После канона и Великого Славословия творят поклонение Образу положения во гроб (Плащанице). При этом совершается каждение и пение надгробной стихеры
Пріидёте ўблажи1мъ їHсифа приснопaмzтнаго, и4же въ нощи2 къ пилaту пришeдша, и3 животA всёхъ и3спроси1вша. дaждь ми2 сего2 стрaннаго, и4же не и3мёетъ гдЁ главY подклони1ти. дaждь ми2 сего2 стрaннаго, є3г0же ўчени1къ лукaвыи на смeрть предадE. дaждь ми2 сего2 стрaннаго, є3г0же м™и зрsщи на кrтЁ ви1сzща, рыдaющи вопіsше, и3 м™рьски кричaше. ўвы2 мнЁ чaдо моE, ўвы2 мнЁ свёте м0й, и3 ўтр0бо моS возлю1бленаz. сімеHнъ бо проречE, сбhстьсz днeсь гlющее въ цRкви. твоE с®це nрyжіе пр0йдет. но въ рaдость воскrніz твоегw2 плaчь преложи2. Покланsемсz стrтє1мъ твои1мъ хrтE, покланsемсz стrтє1мъ твои1мъ хrтE, покланsемсz стrтє1мъ твои1мъ хrтE, и3 с™0му воскrнію. (3 земных поклона).
Служба в Великую субботу совершается почти одинаково во всех согласиях. Разница состоит лишь в том, что у поповцев совершается Литургия Василия Великого. Вечером читается павечерница малая. В безпоповских общинах и в некоторых поповских верующие после этого не расходятся по домам, а остаются слушать Деяния святых апостол. У безпоповцев вместе с павечерницей служат полуношницу воскресную с каноном Святой Троице первого гласа.
Комментариев пока нет