Годы жизни: 1856/1858 — 1919
Упование: Белокриницкое согласие (РПСЦ)
Титул: купец I гильдии
Сфера деятельности: общественный деятель, биржевик, ктитор, меценат, коллекционер, благотворитель
Мальцевы — богатый купеческий род из Поволжья, занимавшийся хлеботорговлей. Принадлежали к старообрядцам-поповцам белокриницкого согласия (ныне — РПСЦ), были попечителями монастырей и скитов, благотворителями и храмоздателями. Основатель династии — выходец из белорусских крепостных крестьян М.Т. Мальцев. Место и год рождения Михаила Тимофеевича (по другим данным — Трофимовича) неизвестны. Согласно данным Государственного архива Самарской области известно, что уже в 1849 году М. Т. Мальцев проживал в Николаевске, имел салотопенный и бойный завод возле Балакова и числился Рыльским купцом, выходцем из Рыльских мещан. За особый героизм, проявленный им в Крымской войне 1854 —1855 гг., получил земельный надел в Поволжье в селе Балаково Николаевского уезда (ныне город Балаково Саратовской области) и, сдавая пахотную землю в аренду, торгуя хлебом, сумел настолько увеличить свой надел, что к 1861 году стал одним из крупнейших землевладельцев региона, имея 116 тыс. десятин (около 127 га) земли. Основать родовое имение разбогатевший Михаил Мальцев решил в селе Балаково. Усадьба хлебного короля, как вскоре стали называть Мальцева, занимала почти целый квартал между улицами Никольской, Александровской и Новоузенской.
Значительные средства М. Т. Мальцев жертвовал на поддержание старообрядческих общин Николаевского уезда, оказывал щедрую финансовую помощь бывшим насельникам старообрядческих монастырей, а также многочисленным группам белокриницких старообрядцев, проживающим в уезде, выделял средства на приобретение домов для устройства моленных, покупку старопечатных книг и икон. Михаил Тимофеевич пользовался большим авторитетом, в течение нескольких десятилетий избирался гласным уездного земского собрания, а также гласным городской Думы уездного центра — города Николаевска. Ну а уж в родном Балаково без него не решался ни один сколько-нибудь серьезный вопрос. Сыновья Михаила Мальцева, Анисим и Паисий продолжили торговое дело отца. При их участии в Балакове была создана хлебная биржа, которая, по словам старообядческого писателя-апологета Федора Евфимьевича Мельникова (1874 — 1960) «диктовала цены на хлеб лондонскому Сити». Мальцевские хлебные пристани в Балакове по грузообороту уступали тогда только Астрахани, Самаре и Казани. Балаковцы говорили, что «у братьев Мальцевых Паисия и Анисима столько земли, что на ней можно поместить всю Францию».
Анисим Михайлович Мальцев (1857/1859 — 1914) был главным финансовым дельцом в Николаевском уезде. При этом он был ревностным старообрядцем, попечителем местной моленной, в 1907 году открыл в Балакове общину Белокриницкого согласия — одну из крупнейших старообрядческих общин губернии, став её председателем. Как и отец, он помогал старообрядческим монастырям и скитам, многочисленным белокриницким общинам Самарской губернии. Благотворительность свою тщательно скрывал, просил никому не рассказывать о своих щедрых пожертвованиях. Вместе со своим самарским единоверцем Иваном Саниным, Анисим Михайлович был членом Самарского губернского попечительства детских приютов при Канцелярии Самарского Губернатора. На его средства были построены несколько богаделен и приютов, а в Балакове устроена школа для детей староверов. Многие молодые люди благодаря его пожертвованиям окончили курс в провинциальных и столичных университетах.
Паисий Михайлович Мальцев родился в Новониколаевске. Отец отправил его на учебу в Москву, где Паисий учился в Московском университете, состоял в торговом союзе старообрядческой Рогожи, занимался сбытом заволжской пшеницы на зерновых рынках. Он был известным библиографом, человеком широко образованным, общался с Чеховым и Гиляровским, являлся творческой и богато одаренной натурой. Кроме того, Паисий Михайлович был купцом первой гильдии, коллекционером и меценатом, членом Совета белокриницкой общины с. Балаково, попечителем и строителем храма во имя Живоначальной Троицы в Балаково.
Интересно отметить, что столичный блеск не ослепил провинциального старообрядца — Паисий вернулся в родное Балаково. Там, уже после смерти отца, он купил дворовый участок, между улицами Христорождественской и Николаевской, на котором в 1880 году по проекту саратовского архитектора Ф. И. Шустера был выстроен массивный дом с котельной, подвалом и мансардой. Балаковские старожилы утверждают, что между домами Анисима и Паисия, а затем и построенной братьями церковью, был устроен подземный ход, выложенный красным кирпичом. Зимой по этому подземному ходу гнали теплый воздух от котельни Паисия к дому Анисима и к храму. Вокруг дома Паисия был разбит чудесный сиреневый сад. Позднее, в 1910-е гг. усадьба была реконструирована знаменитым московским архитектором «творцом русского модерна» Федором Осиповичем Шехтелем (1859 — 1926). Усадьба Паисия Мальцева сохранилась до сих пор, теперь это архитектурный памятник федерального значения.
Братья Анисим и Паисий Мальцевы были очень дружны, и не только совместно вели дело отца, но и на пару занимались благотворительностью. В конце XIX века после нескольких лет засухи в Самарской губернии случился страшный голод. Анисим с Паисием приютили в Балаково несколько тысяч голодающих из разных мест губернии и кормили их за свой счет до следующего урожая. Совместно с другим известным старообрядцем-меценатом, нижегородским беглопоповцем, мануфактур-советником и своим родственником Николаем Бугровым братья Мальцевы построили в Ессентуках знаменитую старообрядческую «санаторию» для малоимущих христиан «В память Высочайшего указа от 17 апреля 1905 года». Вокруг двухэтажного санаторного корпуса был разбит прекрасный сад. Стараниями Паисия Мальцева в санатории была организована хорошая библиотека.
Но настоящим делом жизни братьев стало строительство в родном Балаково старообрядческого храма Святой Живоначальной Троицы. Братья объявили конкурс на лучший проект. Выиграл его академик архитектуры Ф. О. Шехтель. Шехтель общался со многими купцами-староверами, строил особняки и домовые церкви для Морозовых, Рябушинских, Кузнецовых, и потому хорошо представлял себе, что именно может понравиться братьям-староверам из Балаково. Он предложил проект храма на 1200 молящихся с колокольней. Мощный восьмигранный шатер вызывал ассоциациии с древнерусскими шатровыми храмами дониконовской Руси. Внутри храм предполагалось украсить росписями и мозайкой, а двор храма — обнести кованой решетчатой оградой.
Строительство храма началось в 1910 году. В краеведческом музее г. Балаково хранятся фотографии, сделанные на разных этапах строительства храма, а в Государственном архиве Самарской области — чертежи и эскизы храма, собственноручно выполненные Шехтелем. Они впечатляют и сегодня. Старообрядческая печать тех лет признавала, что по величине и тщательности отделки храм в Балаково будет первым во всей России старообрядческим храмом. Пока шло строительство, Анисим за огромные деньги приобрел несколько сот драгоценных дониконовских икон, которые затем были размещены в храме.
Строительство шло довольно быстро, и вскоре на высоком берегу реки Балаковки вырос замечательный, увенчаный шатром храм. 10 февраля 1914 г., собираясь на свои хутора по хозяйственным делам, Анисим Мальцев скоропостижно скончался. Всего несколько месяцев не дожил он до освящения храма. Паисий Мальцев достроил храм. В «Краткой истории древлеправославной (старообрядческой) церкви» Ф. Е. Мельников писал «… балаковский храм своим внешним величием превосходит и московские церкви: одна постройка его обошлась в миллион рублей. Стиль его особенный, напоминающий готический, кладка его из ценного камня так подогнана, что он кажется вылитым из цельного мрамора. Весьма ценен он и по внутреннему убранству. И колокольный звон его могуч, главный колокол весит 680 пудов».
Но судьба храма была трагичной. В 1929 году Троицкий храм в Балаково закрыли, а затем устроили в нем театр им. В. И. Чапаева. Здание было изуродовано, алтарь превращен в сценическую коробку. Затем церковь использовалась под зерносклад. Искалеченный храм узнать было невозможно. В 1964 году здание было передано на баланс завода им. Ф. С. Дзержинского. Заводу был нужен клуб, и он разрушил то, что не успели разрушить до него. В конце 1980 годов он почему-то был передан РПЦ (МП). Не менее трагичной была участь Паисия Мальцева.
В 1919 году Паисий Михайлович, которому в то время было уже за шестьдесят, был репрессирован Саратовским ЧК, а затем расстрелян без суда работниками ВЧК. Место его захоронения неизвестно. Паисий Михайлович Мальцев внес весомый вклад в сохранение российских первопечатных изданий древности. Его коллекция представляла собой большую библиотеку из древней периодики и печатных книг, оригиналы известных картин и работы иконописцев. Коллекция, которую он собирал всю жизнь, пополнила фонд Российской государственной библиотеки и стала основой фонда редкой книги научной библиотеки Саратовского государственного университета.
Уникальную библиотеку Паисия Михайловича в 1919 году балаковские комиссары чуть было не сожгли вместо дров. Лишь благодаря вмешательству местного жителя Александра Чеснокова, который отправил телеграмму в Саратов, удалось предотвратить этот вандализм. Книги вывезли в Саратов на нескольких подводах. Позже ценнейшие книги и рукописи были переданы научной библиотеке СГУ им. Н.Г. Чернышевского. А еще позже, более двух тысяч экземпляров книг и рукописей — переданы в Центральный государственный архив древних актов и в Центральный государственный архив литературы и искусства. Интересно, что А. И. Чесноков был одним из тех бедных крестьянских мальчишек, которые смогли получить образование на средства Анисима Мальцева.