16 февраля 2021 года в Москве, под патронажем Всемирного союза староверов, в рамках международного фестиваля документального кино имени Саввы Мамонтова, состоялся премьерный показ документального фильма режиссера Владимира Асмирко «Староверы». Фильм повествует о судьбе старообрядцев Приморья, чьи предки издавна поселились на Дальнем Востоке России и создали в свое время процветающий в духовном и экономическом отношении старообрядческий регион. Во времена Советского Союза они подвергались лишениям, трудностям и репрессиям.
Открывая мероприятие, председатель Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов рассказал, что этот фильм является одновременно и старым, и новым. Кадры этого фильма были сделаны относительно давно, в середине 90-х годов, но его пленки долгое время считались утраченными. Лишь недавно режиссеру фильма Владимиру Асмирко удалось вновь разыскать эту картину. Поэтому для современного зрителя этот фильм совершенно новый.
Владимир Асмирко рассказал об истории создания фильма. Он был снят в 1994 году. История его съемок необычна. Они велись под патронажем музея истории Дальнего Востока имени В. К. Арсеньева. Тогда тема староверия была новой, и требовалось немало усилий, чтобы наладить контакт со старообрядческими общинами, разбросанными по всему региону. Несколько лет понадобилось, чтобы только договориться о съемках. Первоначально предполагалось, что это будут этнографические зарисовки для музейного архива. Однако в ходе съемок стало ясно, что материал очень интересен и из него может получиться настоящий документальный фильм. К сожалению, через несколько лет после съемок, он пропал. Не так давно знакомым режиссера удалось отыскать чудом сохранившуюся копию. И хотя качество ее не такое хорошее, ценность информации имеет непреходящее значение.
Помимо самого В. Асмирко, над картиной работали Юлия Войтовская, Нина Керчелаева, Вера Кобко.
Фильм снимался на севере Приморского края, в верховьях реки Бикин. Там в конце XIX-XX веков существовала своеобразная старообрядческая цивилизация с множеством деревень, заводиками, фабриками, хозяйствами. После 1917 года это все было разрушено. По словам Владимира Асмирко, в свое время жизнь его свела с одним талантливым геологом, который в свое время, будучи убежденным коммунистом, решил изучить историю подавления «старообрядческого мятежа» в этом крае. Получив доступ к архивам КГБ, он стал погружаться в эту тему. Однако, чем больше изучал, тем больше разочаровывался в чекистах и больше проникался симпатией к староверам. Он обнаружил в этих краях, сквозь толщу воды забвения, настоящую старообрядческую Атлантиду, Китеж-град. Оказывается, старообрядческие хозяйства Приморья были настолько развиты, что здесь даже выращивали орхидеи, которые поставлялись в Японию.
Потомкам этих староверов Приморья, доживших до конца XX века, и посвящается этот фильм.
Также В. Асмирко представил зрителям фотогалерею староверов Маньчжурии. На ее территории на рубеже XIX-XX веков проживала часть русских крестьян и казаков. Они приехали туда из Забайкалья, Приамурья и Приморья, бежав главным образом от большевистских репрессий. Достаточно быстро старообрядцы переняли приемы ведения хозяйства у живших в Маньчжурии народов. Сельскохозяйственные дела у старообрядцев шли прекрасно — крестьяне были обеспечены продуктами питания и вели торги с местными азиатами, что является необычной чертой для малонаселенного региона.
С 1 марта 1932 года территории Маньчжурии, на которых жили старообрядцы, находились под сильным влиянием японцев, создавших государство Маньчжоу-го на севере Китая. Японская администрация заинтересовалась земледелием старообрядцев и направила к русским переселенцам исследователей, чтобы следить за особенностями хозяйства крестьян. Особенно среди мест обитания переселенцев выделялось своей культурно-духовной и экономической жизнью село Романовка. Именно туда японцы активно отправляли своих представителей, на основе записей и фотографий которых позже были сделаны уникальные исследования, позволяющие нам сейчас говорить о быте местных жителей. Альбом уникальных фотографий, при помощи фонда Потанина, был издан японским русистом профессором Ёсикадзу Накамура. Ему удалось не только найти огромную коллекцию негативов, но идентифицировать всех изображенных на снимках людей, вплоть до детей.
После просмотра фильма «Староверы» и фотогалереи состоялось обсуждение увиденного. Определенным сюрпризом для собравшихся стало участие в обсуждении руководителя Ассоциации православных экспертов Кирилла Фролова, поскольку последний всегда критически отзывался о старообрядчестве. Фролов высоко оценил достоинства фильма «Староверы», который показал высокий уровень старообрядческого хозяйствования и сопротивления русского народа богоборческому режиму. Также он высказал мнение, что настал моменты истины, который должен показать, насколько быстро старообрядчество сможет объединиться с Русской Православной Церковью, чтобы начать борьбу с «шайкой еретиков, захвативших Фанар» (район в Стамбуле, в котором находится резиденция константинопольского патриарха —прим.). В качестве примера, которому надо следовать, он привел объединение РПЦ с РПЦЗ и Парижской Архиепископией. Он также предостерег главу Всемирного союза староверов Леонида Севастьянов от участия в проекте старообрядческого экзархата России под покровительством Константинопольского патриарха.
В дискуссии также приняли участие экс-заместитель председателя Правительства Забайкальского края, руководитель Представительства Правительства Забайкальского края при Правительстве Российской Федерации, кинопродюсер Федор Луковцев, председатель содружества в поддержку современной христианской культуры Сергей Чапнин, руководитель отдела правового обеспечения Русской Древлеправославной Церкви иерей Виктор Кузнецов. Своими впечатлениями также поделились директор института религии и политики Антон Игнатенко и художественный руководитель Московской Еврейской Капеллы Александр Цалюк.
А где этот фильм можно посмотреть?