Юбилейные торжества единоверцев в Михайловской Слободе

1 декабря 2019 года Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (РПЦ) посетил единоверческий храм Архангела Михаила подмосковного села Михайловская Слобода и возглавил торжества, посвященные 330-летию сооружения храма и 30-летию возобновления в нем литургической жизни.

На Божественной литургии митрополиту сослужили благочинный Раменского церковного округа игумен Никодим (Лунев), настоятель Михаило-Архангельского храма архимандрит Иринарх (Денисов), благочинный Люберецкого церковного округа священник Вячеслав Новак, благочинный Красногорского церковного округа иеромонах Николай (Летуновский), руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов, клирики храма Архангела Михаила протоиерей Евгений Саранча и священник Валерий Булычев, настоятель единоверческого храма Владимирской иконы Божией Матери села Осташово священноинок Антоний Аненко и настоятель единоверческого Преображенского храма города Куровская священник Алексий Гугливатый.

За богослужением также присутствовали глава Раменского городского округа В. В Неволин, глава города Лыткарино Е. В. Серегин и заместитель председателя совета депутатов Раменского городского округа В. Ф. Демин.

По окончании литургии со словом приветствия к владыке обратился глава Раменского городского округа В. В Неволин:

Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит, уважаемый архимандрит Иринарх, братья и сестры! Хочу поздравить вас с праздником, с памятной датой этого замечательного храма! Мы знаем, что Вы очень любите его и в течении многих лет неизменно приезжаете сюда для того, чтобы вместе с прихожанами молиться на Божественной литургии. Ваши молитвы для нас очень важны! Вы верный архипастырь, надежный друг и очень добрый человек. Многое сделано Вами: возрождаются храмы, восстанавливаются порушенные святыни. Я хочу поблагодарить Вас за совместную молитву, пожелать Вам здравия, и чтобы Вы как можно дольше были рядом с нами.

В. В. Неволин вручил архимандриту Иринарху, протоиерею Евгению Саранче, священнику Валерию Булычеву знаки отличия за заслуги перед Раменским районом за добросовестный труд, успешное выполнение возложенных поручений, исключительный вклад в восстановление Михаило-Архангельского храма.

Затем к собравшимся обратился глава города Лыткарино Е. В. Серегин:

Дорогой владыка, дорогие прихожане, уважаемая администрация Раменского городского округа! Россия велика и ценна не только своими богатствами, Россия велика своим народом и верой православной! Владыка, когда Вы приезжаете в наши подмосковные храмы, у нас всегда праздник. Вы много делаете для развития православной веры. Дорогой владыка, от души хочу Вас приветствовать и вручить Вам сувенир от лыткаринцев.

Е. В. Серегин преподнес митрополиту Ювеналию памятный подарок, после чего вручил награды клирикам Михаило-Архангельского храма за большой вклад в сохранение духовно-нравственных ценностей и активную просветительскую деятельность, а также в связи с 330-летием со дня построения Михаило-Архангельского единоверческого храма. Архимандрит Иринарх был удостоен почетной грамоты Московской областной Думы и знаком отличия «За заслуги перед городом Лыткарино»; протоиерей Евгений Саранча и священник Валерий Булычев — почетных грамот Московской областной Думы и грамот главы городского округа Лыткарино.

 

Затем со словом приветствия к митрополиту Ювеналию обратился архимандрит Иринарх:

«Ваше Высокопреосвященство! Дорогой нашим сердцам владыка! В день престольного праздника и сугубого юбилея храма Архангела Михаила — 330-летия его сооружения и 30-летия возрождения в нем литургической жизни мы с радостью приветствуем Вас, нашего возлюбленного архипастыря, и сердечно благодарим за возможность стать участниками незабываемого пира веры — Божественной литургии, совершенной Вашим Высокопреосвященством по древнерусскому богослужебному чину.

30 августа 1988 года члены единоверческой общины села Михайловская Слобода обратились к Вам с покорнейшим прошением о даровании благословения на принятие их под омофор Русской Православной Церкви и Ваше духовное окормление. Вы милостиво приняли нас под свое архипастырское окормление и весной 1989 года, когда храм Архангела Михаила был возвращен верующим, благословили на труды по восстановлению бывшего в поругании дома Божиего и возрождению единоверческой общины. Минувшие три десятилетия мы всегда были согреты теплом Ваших святительских молитв, Ваши любовь и забота побуждали нас к усердным трудам на ниве церковной.

Несмотря на то, что церковь Архангела Михаила была закрыта в течение двадцати восьми лет, милостью Божией, Михайловская Слобода не стала бесплодной духовной пустыней. После открытия храма в 1989 году первые поколения наших прихожан, рожденные в конце девятнадцатого — начале двадцатого века, были воспитанниками михайлослободской единоверческой церковно-приходской школы и духовными чадами протоиереев Иоанна Вишнякова и Стефана Смирнова, служивших в те годы в церкви Архангела Михаила. В тяжелое послереволюционное время, в 1922 году, благочинный единоверческих церквей Московской епархии протоиерей Гавриил Васютин отмечал:

В селе Михайловская Слобода приходская жизнь не претерпела существенного ущерба. Богослужение там по-прежнему отличается той красотой и вдохновенностью, которая хорошо известна всем бывшим там.

Благодаря тем незабвенным людям — хранителям дореволюционного церковного благочестия, которые ходатайствовали и добились открытия храма, став первыми его и активнейшими прихожанами, преемственность духовной традиции в Михайловской Слободе не прервалась, и мы почитаем великой честью и даром Божиим быть продолжателями их молитвенных и созидательных трудов. Духовные идеалы, вдохновляющие нас, являются общими с нашими предшественниками: от родоначальника Единоверия приснопамятного инока Никодима Стародубского до первого единоверческого епископа священномученика Симона Охтенского, а также участников Всероссийских единоверческих съездов 1912, 1917 и 1927 годов, часть из которых прославлена в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Наши духовные устремления выражены дорогими для нас словами святителя Симона Охтенского, писавшего о том, что в Единоверии «все церковные дела — большие и малые решаются приходом. Каждый прихожанин входит в свой приход, как тот или другой член в ту или другую большую семью… Он старается о нравственном совершенствовании не только своем, но и общем. Он бывает озабочен не только своим материальным благополучием, но и общим приходским. Он смотрит на храм, как на общее достояние, о котором должны заботиться не только староста и священник, но и все прихожане… Единоверцы живут сознательной церковной жизнью… Их каждого интересует как идет служба, все ли по уставу исполняется, все ли в должном порядке и на месте… Они живут церковной жизнью постоянно. Главные их интересы — вопросы спасения души… Единоверческие приходы отличаются монастырским укладом жизни. В них очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии… В единоверческих церквях и само богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех особенностей, как он указан в Типиконе… Значение единоверия — значение монашества. Быт единоверия — быт древнерусский — быт монастырский. Мы стремимся к развитию того добра, которое сложено в сокровищнице православного старообрядчества».

Духовенство и прихожане Михаило-Архангельского храма благоговейно почитают подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, и в их числе единоверческих священнослужителей и мирян, которые несмотря на множество соблазнов, сохранили в смутные для верующих времена безбожных гонений верность не только древнерусскому благочестию, но и Матери-Церкви и засвидетельствовали это ценой своих жизней.

Для нас очень отрадно то, что в двадцатом столетии сбылись вековые чаяния основоположников Единоверия, и в 1918 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял определение, в котором наименовал единоверцев «чадами Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления совершают церковные чинопоследования по богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, при строгом сохранении древнерусского бытового уклада». В 1929 году Патриарший Священный Синод под председательством Заместителя Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященного митрополита Нижегородского Сергия засвидетельствовал спасительность старых русских обрядов и отменил клятвенные запреты Соборов 1656 и 1667 годов. Это же постановление было утверждено и одобрено всей полнотой Русской Православной Церкви на Поместном Соборе 1971 года на основании доклада митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима, и тем самым был завершен долгий и сложный процесс реабилитации древнерусского благочестия.

Святейший Патриарх Кирилл, будучи председателем Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством, чутко заботился о единоверцах, его отеческое внимание мы чувствуем и в настоящее время. По словам Его Святейшества, в современных условиях «главное предназначение Единоверия — способствовать единству русского народа», и мы открыты для общения как с членами Русской Православной Церкви, так и с представителями старообрядчества, в коих видим последователей веры Христовой и граждан единого с нами земного Отечества. Высоко ценя доверие Священноначалия, мы стремимся быть верными чадами Русской Православной Церкви, при этом бережно сохраняя древнерусский богослужебный обряд, как «сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви», как об этом сказал приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II.

Ваше Высокопреосвященство, в сей благознаменательный день мы приносим к Вашим стопам все наши труды. Именно Вы, наш архипастырь, являетесь настоятелем этого святого храма, мы — лишь Ваши послушники и соработники, воплощающие Ваши замыслы по всем направлениям церковного делания: пастырскому окормлению, восстановлению и благоукрашению храма, возрождению и развитию единоверческой общины, духовно-просветительской и издательской деятельности, патриотическому воспитанию паствы. Все, что Вы совершаете в масштабах Московской епархии, служит образцом для нашей единоверческой общины.

Тридцать лет назад Вы благословили нас на этот путь, и сегодня мы представляем Вам, нашему чадолюбивому отцу, свой промежуточный отчет. Перед Вашим взором верная Вам паства и восстановленная святыня — храм Архангела Михаила. Тридцать лет назад Вы оказали единоверческой общине села Михайловская Слобода большое доверие, приняв ее под свой омофор, и мы всеми силами стараемся быть достойными этой высокой чести. Выражаем Вам, благостнейший владыка, самую искреннюю и глубокую признательность, за то, что Вы всегда проявляете к нашим духовным нуждам неусыпное внимание и отеческую заботу.

В памятование о нашей сыновней любви примите этот святой образ, выполненный в лучших традициях древнерусской иконописи. На нем в молитвенном предстоянии пред Господом-Вседержителем изображены Его Пречистая Матерь и Иоанн Креститель, а также Ваши небесные покровители: равноапостольный великий князь Владимир Киевский, в честь которого Вы были наречены во святом Крещении, и святитель Ювеналий Иерусалимский, имя которого Вы носите в ангельском чине. В нынешнем году исполнилось 60 лет с того дня, как Вы были рукоположены в сан иеродиакона и начали свой путь священнослужителя, а в следующем году мы будем чествовать Ваш 55-летний юбилей служения в святительском сане. Едва ли можно назвать другого церковного деятеля как в Русской, так и во Вселенской Церкви, как в современности, так и в прошлом, кто смог бы такое продолжительное время плодотворно и неустанно отдавать всего себя на служение Господу и Его Церкви. Все это время Вы, дорогой наш владыка, подобно святым угодникам Божиим, которых мы видим на иконах склонившимися в молении перед Господом, предстательствуете о своей пастве, воссылая свои горячие молитвы Спасителю.

За Ваши неисчислимые архипастырские труды пусть милосердный и всеблагий Господь воздаст Вам сторицею и подаст Вам от Своих неизреченных щедрот многая и благая лета».

 

В ответном слове митрополит Ювеналий сказал:

«Дорогой отец архимандрит Иринарх, возлюбленные отцы, глубокоуважаемые Виктор Валентинович, Евгений Викторович, дорогие братья и сестры!

В день Архангела Михаила ваш приход отмечал 330-летие со дня основания этого храма, прихода и 30-летие восстановления общины и богослужебной пастырской жизни. Я намечал еще в прошлом году, когда мы встречались с отцом Иринархом, в этот день посетить вас и совершить богослужение. Но в самый последний момент я получил благословение Святейшего Патриарха Кирилла сослужить ему и Предстоятелю Иерусалимской Церкви Блаженнейшему Патриарху Феофилу на Божественной литургии в Храме Христа Спасителя. Я мысленно был с вами и сожалел, что не мог исполнить своих намерений, и обещал отцу архимандриту в одно из следующих воскресений исполнить свое желание.

Господь благословил мне совершить здесь Божественную литургию, и я очень рад, что вижу всех вас, объединенных верой, молитвой и христианской любовью. Мне отец архимандрит еще до начала юбилея присылал историческую справку с подробным описанием жизни этого прихода. Конечно, больно вспоминать о том, какие нравственные страдания перенесла паства в минувшем столетии, когда не только был отнят этот храм, но и его служители получили мученические венцы. Но на мою долю выпала радостная миссия. Я помню, как 30 лет назад имел отношение к началу возобновления церковной жизни в этом приходе. По милости Божией нашелся человек, который был мной назначен для настоятельства в этом открывающемся приходе. Несмотря на свой молодой возраст, всего 23 года было тогда отцу Иринарху, он уже был известен тем, что проходил послушание в единоверческом храме на Рогожском кладбище. Конечно, это был определенный риск, потому что он был слишком молод, но я поверил его благочестию, увидел его призвание. И сегодня можно сказать, что я не ошибся, потому что все эти тридцать лет отец Иринарх, как немеркнующая лампада пред Господом, совершает свое пастырское служение.

Конечно, мы радуемся, что живем в свободное для Церкви время, но мне хорошо известно, как трудно поднимать из руин порушенные святыни. И здесь буквально чудо творится! Своей молитвой и любовью отец Иринарх привлек людей, которые помогли восстанавливать и строить новые здания, и, самое главное, создать приходскую общину. Отец архимандрит сейчас в своем слове говорил о том, что чин-то здесь особый, монастырский! Я бывал в разных монастырях в своей жизни, но здесь я испытал необыкновенную радость, когда прихожане ведут себя, как подвижники, как монашествующие. Мы уже больше четырех часов пребываем в молитве. Эта молитва глубокая, тихая, благоговейная, она дает радость и утешение. Это великая милость, что Господь дал вам, братья и сестры, такого настоятеля, который около себя собрал таких же благоговейных и усердных пастырей, которые вместе с вами молятся в этом восстановленном, величественном храме.

Не хочется вспоминать лихие годы, о которых упоминал отец архимандрит, но хочется Бога возблагодарить, что сегодня мы живем в период, когда Церковь не испытывает никаких трудностей с внешней стороны и принимает от властей не только внимание, но и помощь. Могу привести пример — в древнем Новодевичьем монастыре, где находится моя резиденция, через несколько лет будет отмечаться 500-летие со дня основания обители. Все эти столетия не было такого ремонта, какой совершается сейчас, благодаря расположению и помощи нашего Президента Владимира Владимировича Путина. Во всей Московской области все эти годы мы строим храмы и восстанавливаем порушенные святыни и, самое главное, занимаемся просветительской деятельностью. Во всех наших начинаниях нам идут навстречу с любовью и пониманием, зная, что это служит на благо людей, на благо России. Я хотел бы всех вас: и представителей власти, и отца архимандрита поблагодарить за жертвенность к этому приходу и любовь к нам.

Дорогой отец архимандрит, я хотел бы на молитвенную память вручить Вам этот древний образ, чтобы, молясь перед ним, вы вспоминали прожитые годы — радостные и трудные одновременно, потому что не легко поднимать из руин порушенные святыни. Примите этот образ, как выражение моей любви к Вам, к вашему приходу и духовенству, в надежде, что еще многие годы Вы будете так же усердно служить Господу и Спасителю нашему и воспитывать свою паству и будущих пастырей. Пусть Господь хранит Вас на многая лета!»

В связи с 330-летием основания Михаило-Архангельского храма села Михайловская Слобода и 30-летием возрождения в нем литургической жизни владыка наградил духовенство храма, жертвователей и активных прихожан епархиальными наградами. Протоиерей Евгений Саранча был удостоен медали «За усердное служение» II степени; протоиерей Валерий Булычев — благодарственной грамоты митрополита Ювеналия. А. Г. Кузнецов, Д. А. Сырых, В. А. Тучин были награждены медалью «За жертвенные труды» II степени, В. В. Яшин, А. Е. Колесников, Н. В. Майстат — медалью «За жертвенные труды» III степени; С. К. Черников — благодарственной грамотой митрополита Ювеналия.


Источник: официальный сайт Московского Патриархата 

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (4)

  1. Сергiй CMLXXXV

    > За богослужением также присутствовали глава Раменского
    > городского округа В. В Неволин…

    Единоверческие ревнители уже совершили тайное переосвящение храма? Ну как Рогожское переосвятили после приезда Путина потому что тем самым по мнению ревнителей кафедральный собор «опоганили»?

    • Димитрий

      Боюсь, охрана Неволина, если она даже и была, не шарила под престолом в поисках бомбы. А ФСО из охраны Путина явно обшарили всё, что можно и что нельзя.

    • Сергiй CMLXXXV

      Так это ФСО получается надо переосвящать, они «опоганились» своим поведением неблагочестивым.

    • Речь идет о Литургии, которую отслужил новообрядческий архиерей в единоверческой Слободе, а тут опять про Рогожское … Кстати, коль вспомнили, вот одежда прихожан и облачения священнослужителей как на Рогожском, а как пение, отличается? Владыка служит древним чином один раз в год, а где научился? Или для архиереев без разницы, что по старому, что по новому? Вот недавно на Берсеневке епископ впервые служил древним чином, говорили. что уж так благоговейно! В тоже время новообрядческие священники, переходящие в единоверие, проходят прежде стажировку-практику. Интересно почему такие различия.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля