На исходе января в программе «Пусть говорят» с Дмитрием Борисовым на Первом канале говорили про Агафью Лыкову. Прикрывшись идеей помощи отшельнице-старообрядке, телевизионщики устроили шоу для поднятия своего рейтинга. Говорили зачем-то о неудачном замужестве Агафьи, научили доверчивую женщину, что ей сказать на камеру, и заявили на всю страну, что ищут ей помощника или помощницу.
Неоднозначные эмоции переполняли меня в тот день, когда в прайм-тайм на Первом канале шло шоу, посвященное якобы призыву Агафьи к россиянам помочь ей. Пожилой отшельнице, живущей в сибирской тайге, уже непросто управляться с хозяйством, и ясно, что помощь ей необходима. Но, хорошо зная предысторию вопроса — и из рассказа митрополита РПсЦ Корнилия (Титова), который несколько лет назад был там, и со слов первого духовника Агафьи, уральского священника Владимира Гошкодери, который неоднократно летал в тайгу, — понимаю, что все это было искусно созданным шоу для привлечения внимания аудитории.
Дима Борисов, помоги, — обращается Агафья Карповна к ведущему посредством видеокамеры.
И как на это реагировать? Здравомыслящий человек, тем более старообрядец, не может не понимать — ну не знает последняя носительница легендарной фамилии Лыковых никакого Дмитрия Борисова и не может обращаться к нему за помощью без введения ее в заблуждение.
Да, всем известно, что поддержка Агафье нужна — женщина живет натуральным хозяйством, сама охотится и ловит рыбу, сама сажает и убирает огород, сама, как может, защищает себя от медведей и другой таежной живности, сама готовит себе пищу, сама молится. Все — сама. Конечно, ей тяжко, поэтому в период весенних полевых работ приглашала она в гости отца Владимира, которого, как подлинная духовная дочь, очень полюбила, или привечала кого-то из светских добровольных помощников, прочувствовавших ее одиночество, но не отчаяние. И, зная от рассказов тех, кто бывал там, у реки Еринат, у заимки Агафьи Лыковой, что помощь она принимает с радостью — верю, так оно и есть. Но известно и то, что таежная отшельница весьма скрупулезна в выборе помощников — тех, кто не является единоверным для нее человеком, встречает аккуратно, с осторожностью. Близко не пускает — не в вопросе быта, а в вопросе духовности, который играет для нее первостепенную роль.
Все помнят, что не ужилась Агафья со старообрядкой Надеждой Небукиной, которая несколько лет провела с ней бок о бок — гостья, хотя и была трудолюбивой, прибыла в чужой для себя «монастырь», и потому не рисковала проявлять характер, тогда как Агафья требовала от «со-жительницы» жесткого исполнения ее «устава» и подчинения. Да-да, даже и с единоверной своей сестрой Агафья не была «ангелом» — куда тут без конфликтов в условиях сурового сибирского жительства в полном отрешении от цивилизации?
Старообрядческий инок Гурий, которого для послушания пару лет назад отец Владимир благословил пожить с Лыковой в тайге, чтобы и самому смириться, и Агафье помочь, говорит, что духовно эта женщина крепка настолько, насколько только может быть старообрядец. Потому и нужен этой уникальной староверке помощник из таких же древлеправославных христиан — в идеале, по понятным причинам, женщина.
Понимают ли это создатели программы на одном из главных телеканалов страны? Или специально создают ажиотаж, чтобы продолжить «пользоваться» темой и устроить отбор кандидатур, которые «могли бы подойти Лыковой»? К чему этот «кастинг»? Лично мне ясно: журналисты не стремятся к реальной помощи пустынножительнице, поскольку не понимают всей сложности и одновременно тонкости, деликатности ситуации, зато рейтинг себе создают старательно, пользуясь беззащитностью, наивностью и простотой самой известной в России и далеко за ее пределами таежной отшельницы.
Вряд ли услышат нас создатели телепрограммы, но если донесется до них этот глас, хотелось бы, чтобы поняли: совсем не таким способом искать помощников ей надо, даже если (допущу я на мгновение эту мысль) журналисты и шоумены руководствуются благой идеей. Во всем многомиллионном старообрядчестве, славном и подвижниками своими, и искателями тишины и уединенности, не нашлось пока человека, способного взвалить на себя столь тяжкое бремя отшельничества, даже с такой благой и весьма богоугодной целью. А телевизионными поисками Агафье можно только навредить. Оставьте же вы ее в покое!
Рейтинг — деньги, деньги — рейтинг. Если в глазах только деньги, любой ценой деньги, есть ли смысл призывать носителей глаз к благоразумию?
Может кто — нибудь расскажет как Агафья Лыкова оказалась в РПСЦ?
Это очевидно. Приехали миссионеры /простите за такое слово :)/и рассказали, что без церковных таинств нет спасения. А бабушка Агафья мудрая.
Владимир*
Это очевидно. Приехали миссионеры …
То есть их никто не звал?
Владимир*
… и рассказали …
А сами представители РПСЦ об этом, что пишут — официальная версия какая?
ИЗ ГАЗЕТЫ «ОБЩИНА» № 6 (27), НОЯБРЬ 2011 ГОДА.
АГАФЬЯ ЛЫКОВА КРЕЩЕНА В СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
…А вернее сказать – довершена, поскольку в раннем детстве была крещена погружательно по безпоповскому обряду. Информация об этом историческом факте появилась в середине ноября. Озвучил ее митрополит Московский и Всея Руси Корнилий на открытии пленарной сессии ХХ Международной конференции исследователей старообрядчества в Москве.
Он отметил, что знаменитая алтайская отшельница Агафья Лыкова после подробного исследования канонического достоинства Белокриницкой иерархии присоединилась к РПСЦ.. Присоединение совершил настоятель оренбургского храма РПСЦ иерей Владимир Гошкодеря, который воспользовался вертолетом геологов для посещения заимки, на которой проживает последняя представительница семьи Лыковых. Агафья Лыкова уже давно состояла в переписке с Московской Митрополией Старообрядческой Церкви. Еще митрополит Алимпий Гусев начал регулярно посылать ей посылки с книгами, лестовками и прочими подарками.
Иерей Владимир Гошкодеря совершил чин присоединения, принятый при присоединении беспоповцев к РПСЦ. Такова официальная информация. За разъяснениями «Община» обратилась к священнику, лично присоединявшему Агафью к Церкви Христовой.
— По предложению московских христиан, с их финансовой и организационной поддержкой, а также с благословления митрополита Корнилия, отец Владимир с письмом от владыки и подарками через две недели после завершившегося в Москве Освященного Собора вылетел в Барнаул, откуда ему помогли на машине добраться до поселка Артабаш, что недалеко от Телецкого озера. И уже отсюда вертолетом — до жилья Агафьи.
— На заимке у Агафьи я прожил два дня, — рассказал отец Владимир корреспонденту «Общины». — Агафья очень обрадовалась приезду священника и подаркам старообрядческого митрополита. Что я там увидел? Ведет она размеренный образ жизни, мы были с ней увлечены разговорами. Вместе помолились. У нее есть рукописные старинные книги из монастыря, где она жила.
После непростого и вдумчивого разговора Агафья приняла судьбоносное решение – «буду креститься в Церкви». По словам священника, обряд довершения происходил в простом берестяном тазу, поскольку многое мирское она попросту не приемлет. После этого она радостная и довольная предложила поужинать. Отец Владимир помог ей по хозяйству — наколол дрова, принес воды.
— Вечером мы опять вместе помолились, а утром я предложил ей исповедоваться и причаститься, — рассказывает об этом, безусловно, историческом действе отец Владимир. — Женщина на улице вымылась, оделась, после чего было совершено таинство исповеди и причастия.
Священник уверяет, что отшельница, вопреки утверждениям, находится в здравом уме. «Она очень честный и порядочный человек, не терпящий лжи», — говорит он. По его словам, она очень обижена на писателя Василия Пескова за его ложь и небылицы о ней самой, говорит, что читала его книгу и с ней явно не согласна. В чем?
— Во-первых, они не какие не «бегуны», ее родители, а значит и она сама в несознательном, правда, возрасте, признавали священство, но в 1930-х или 40-х годах был расстрелян последний священник в местечке, где они жили, поэтому ее крестил родной отец – Карп Осипович Лыков.
Хочется верить, что отныне точка в вероисповедании Агафьи Лыковой поставлена. Во всяком случае, духовный отец Агафьи, священник Уральской епархии отец Владимир Гошкодеря уверен, что своей позиции отшельница не переменит. Отныне за Агафью может молиться каждый христианин Церкви, подавать за нее записки и ставить свечи ей во здравие.
выходит она была на из часовеных безпоповцев, а из беглопоповцев?
Или у часовеных-таки были попы в 40-х годах?
Подробно о религиозном самоопределении Агафьи можно почитать в статье "Феномен Агафьи Лыковой" http://ruvera.ru/people/agafya_lykova_fenomen
Максим
Отныне за Агафью может молиться каждый христианин Церкви, подавать за нее записки и ставить свечи ей во здравие.
А раньше было нельзя?
Глеб
Подробно о религиозном самоопределении Агафьи можно почитать в статье "Феномен Агафьи Лыковой" http://ruvera.ru/people/agafya_lykova_fenomen
Глеб я правильно понимаю, что это была инициатива митрополии и была проделана определённая миссионерская работа?
были сообщения, что и РДЦ держала с ней контакты. В общем информация из одного лишь источника не может не требовать дополнений
михалычъ
… информация из одного лишь источника …
Пишется собственная (РПСЦ) мифология.
При чём тут мифология и какой ещё один источник нужен? РДЦ Вам, если сделаете ей запрос, скажет, что Агафья с ними не в общении. Часовенные Вам ничего не скажут, но то, что она с ними не в общении говорит масса внешних исследователей и просто гостей Агафьи. Зачем разводить конспирологию на пустом месте?
Михаил
Alexander
… какой ещё один источник нужен?
неангажированный.
Alexander
Часовенные Вам ничего не скажут, но то, что она с ними не в общении говорит масса внешних исследователей и просто гостей …
А что Вам скажет масса исследователей вот на этот пассаж. На всякий случай сфокусирую (пассаж о последнем священнике):
За разъяснениями «Община» обратилась к священнику, лично присоединявшему Агафью к Церкви Христовой…По его словам, она очень обижена на писателя Василия Пескова за его ложь и небылицы о ней самой, говорит, что читала его книгу и с ней явно не согласна. В чем?
— Во-первых, они не какие не «бегуны», ее родители, а значит и она сама в несознательном, правда, возрасте, признавали священство, но в 1930-х или 40-х годах был расстрелян последний священник в местечке, где они жили,…
А в связки с этим: … знаменитая алтайская отшельница Агафья Лыкова после подробного исследования канонического достоинства Белокриницкой иерархии… После непростого и вдумчивого разговора Агафья приняла судьбоносное решение – «буду креститься в Церкви», так ка же это согласуется с "…поэтому ее крестил родной отец". Как по вашему она была крещена?
Поэтому часовенные и не скажут. О чём тут вообще говорить?
Alexander
При чём тут мифология… Зачем разводить конспирологию…?
При чём тут конспирология? Тут всё на поверхности: Владимир*
Это очевидно. Приехали миссионеры …
Лыковы конечно же из безпоповцев часовенных, никаких священников у них в 1930-х годах не было и быть не могло. В том же регионе проживают ее родственники часовенные, которые ничего о ней не скажут, так как считают её обмирщившейся отступницей от веры отцов. А за многие годы "попы-миссионеры" навешали ей лапши на уши, обложили "правильными" книгами, пользуясь тем, что находясь в информационной изоляции проверить, что ей наговорили возможности нет.
В общем воспользовались ситуацией для собственного пиара, для РПСЦ "присоединение Агафьи" это был большой рейтинговый успех, а теперь конечно возмущаются, как это телевизионщики посмели окучивать наше медиа-поле и доить нашу корову.
Aleko
… а теперь конечно возмущаются, как это телевизионщики посмели окучивать наше медиа-поле и доить нашу корову.
Да нет не только, ещё и вопросы задавать начнут зачем бабушку бросили?
Aleko
… а теперь конечно возмущаются, как это телевизионщики посмели окучивать наше медиа-поле и доить нашу корову.
Да нет не только, ещё и боятся вдруг им (РПСЦ) вопросы задавать начнут зачем бабушку бросили?
Согласен, что она из часовенных. Про мифологию я имел ввиду, что она не присоединялась к РПсЦ.
А М. и иже с ним комментаторы недалеко ушли от телевизионщиков, но те хоть за деньги…
Alexander
Согласен, что она из часовенных. Про мифологию я имел ввиду, что она не присоединялась к РПсЦ.
Извиняюсь не понял. Так она присоединялась или нет к РПСЦ?