Гонения на инакомыслие: благо или зло?

Опрос сайта «Русская вера»

Статья «Основатель обители под Волоком Ламским», посвященная личности и подвигам знаменитого русского святого — преподобного Иосифа Волоцкого, вызвала немалый резонанс. Ее обсуждение и дискуссии развернулись как на самом сайте «Русская вера», так и в официальных группах и на иных старообрядческих и частных интернет-ресурсах.

Полемика эта главным образом возникла на почве упоминания об известной книге Иосифа Волоцкого «Просветитель», посвященной вопросам борьбы с еретиками. Иосиф Волоцкий утверждает, что при необходимости можно не только увещевать еретиков и инакомыслящих, но и применять меры физического устрашения, вплоть до гонений и казней. Так, например, он пишет:

«Кто-нибудь может сказать, что одно дело — предать смерти с помощью молитвы, а другое — убивать осужденных на смерть с помощью оружия. Ответим ему так: это одно и то же — предать смерти с помощью молитвы или убить виновных с помощью оружия.»

Игумен обители ссылается и на некоторые другие случаи и высказывания в церковном Писании или Предании, которые, по его мнению, оправдывают казни еретиков и инакомыслящих. Несмотря на то, что еще при жизни Иосифа Волоцкого другие авторитетные авторы времени критиковали его взгляды, все же подобные жесткие меры были применены к современным Иосифу еретикам — жидовствующим. Многие из них были заточены, другие сожжены заживо.

Так сложилось, что это учение было подхвачено и расширено в годы никоновых реформ. Уже Собор 1666 года, осудивший старые церковные обряды и людей, их придерживающихся, постановил: 

«аще же кто не послушает хотя во едином чесом повелеваемых от нас или начнет прекословити… и мы таковых накажем духовно, аще же и духовное наказание наше начнут презирати, и мы таковым приложим и телесная озлобления» [1].

Эти постановления сразу обрели форму законов в ряде царских указов:

  • Указ 1676 года: «О церковных раскольщиках, которые объявятся в расколах, и тех людей велено роспрашивать и приводить трикраты. И буде не повинятся и велено зжечь и пепел их развеять, чтоб и костей их не осталось».
  • Указ 1684 года «О наказании рассеивающих и принимающих ереси и расколы». В нём инакомыслящих, обвиненных в «церковных противностях», предлагалось пытать, но если «с пыток начнут в том стоять упорно же, а покорения святой церкви не принесут, по троекратному у казни вопросу, будет не покориться, сжечь».

Широкомасштабные гонения, развернутые против приверженцев древнего благочестия, получили широкое богословское обоснование, в котором использовали те же аргументы, что и в трудах Иосифа Волоцкого. Так, Синод издал книгу «Пращица духовная», в которой давалось пространное богословское обоснование гонений. В нескольких главах книги приводились многочисленные примеры убийств грешников и отступников, запечатленные на страницах Ветхого Завета. На основании этого делался вывод:

И по сему священному писанию, яко в ветхозаветной Церкви, непокоривых повелено убивати, и убивали. Кольми паче в новой благодати, непокарающихся святей восточней и великороссистей церкви, подобает наказанию предавати, достойно бо и праведно есть. Понеже там сень, зде же благодать; там образы зде же истина; тамо агнец, зде же Христос.

Авторы книги продолжают:

Раскольщики не суть сынове церкве, но сущие преслушницы, убо достойны суть предании бытии к наказанию градского суда… достойни всякого наказания и ран. А по не исцелении, и смертного убиения

В книге «Камень веры», подготовленной под личным руководством местоблюстителя патриаршего престола, указано:

Если праведно убивать человекоубийц, злодеев, чародеев, то тем более еретиков, которые паче разбойников душу убивают и в царстве мятеж всенародный творят.

Обращения к старообрядцам от имени церкви выглядели так:

Церковь оружие свое очистит, лук свой напряжет и возбудит сердца властелинов на месть расколу… И тогда достойную месть лютой кончиной воспримите. (А.Н. Филиппов. О наказаниях по законодательству Петра I. СПб., 1800, стр. 142).

Жестокие гонения, однако, не только не исцелили, но и углубили церковный раскол, привели к многочисленным жертвам, исходу сотен тысяч старообрядцев на окраины России и за ее пределы.

Старообрядческие авторы осуждали подобную практику. Протопоп Аввакум указывал, что нельзя насилием привести ко Христу. Весьма определенно по вопросу оправдания казней инакомыслящих высказался старообрядческий начетчик, впоследствии митрополит Белокриницкий Иннокентий (Усов): 

Итак, гонения и мучения иномыслящих, если от кого и исходили в древней  церкви, то это было ни более ни менее как злоупотребления христианской религией, бывшия, разумеется, вопреки положительному учению истинно-православной церкви. И вот эти злоупотребления новообрядческая церковь возвела в неизменный догмат своей веры. (И. Усов (Ныне Епископ Иннокентий). РАЗБОР ОТВЕТОВ НА СТО ПЯТЬ ВОПРОСОВ (Нижний Новгород, 1908 г.)

Вместе с тем, как показала дискуссия об этих взглядах Иосифа Волоцкого, сегодня в среде старообрядчества мнения разделились. Одни утверждают, что церковь ни при каких обстоятельствах не может призывать к террору против инакомыслящих; другие полагают, что эти гонения и казни допустимы в том случае, если инакомыслящие активно выражают мысли, противоречащие церковному учению, в данный момент считающемуся официальным (православным). Есть и другие высказывания на этот счет.

Поскольку разнообразие мнений по этой проблеме весьма велико, мы предлагаем нашим читателям самим высказаться на эту тему и проголосовать за подходящую формулировку в соответствующем опросе. Читатели, которые не зарегистрированы ВКонтакте, могут высказать свое мнение в комментариях ниже.

 

Примечание

[1] Соборные деяния, л. 47 об.


Вопрос № 1
Противоречат ли учению православной Церкви гонения, развернутые против старообрядцев после раскола XVII века? Высказать мнение

Вопрос № 2
Допустимо ли Церкви (вне зависимости от исповедания) призывать власть к гонениям и казням против инакомыслящих (еретиков)? Высказать мнение

Вопрос № 3
Стали бы старообрядцы в случае прихода к власти призывать к гонениям на инакомыслящих и еретиков? Высказать мнение

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (5)

  1. игорь козьмин

    1)Противоречат ли православному учению писание Волоцкого Чудотворца?А веть он не только писал но и действовал на Соборах собраных против жидовствующих.И сам факт что он Свят и глубокопочитаем Св.Церковью(смотрите службу) отношение самой Церкви к нему соответствующие А гонения против староверующих были предприняты не Православной Церковью(Церковь не может саму себя гнать) а никонианским сборищем вкупе с царской властию.Православная Церковь сама гонима.Можно ли назвать гонением борьбу с ересью?Никонианщина есть ложь сплошная и подмена понятий.А ложь всегда гонит и называет черное белым.а Православие ересью и расколом.Будучи сами еретиками и злобными раскольниками и по сей день.!И ЧТО ХАРАКТЕРНО и НИКОН И ЦАРЬ знали что совершают подлог и тем немение делали.2)Мне не понятен "2"вопрос простите сколько церквей вы признаете? есть только одна Церковь по православному учению. естьПравила Церковные. Толкования.там есть все.№3) История не знает сослагательных наклонений.если-бы. да кабы-бы. это уже область фантазий а не рельности область фантазии есть область лжи.Православные христиане бывало боролись со врагами веры жесткими мерами. и стемиже жидами.но гонением это нельзя назвать не в коем случае.А сточки зрения Вечности Вечной жизни тем более . А гонители никониане действовали и действуют с точки зрения земных.кесаревых интересов поэтому и гонят как и язычники.Веть и для них земное государство и кесарь были богом.простите что не так.

    • Людмила Солошенко

      Но ведь мы давно уже обходимся без "жестких мер" и, тем не менее, храним свою веру даже в нашем современном мире.

    • Ivan Generalov

      ага, "без жестких мер". У вас в РПСЦ слово попу поперек скажешь, задашь невинный вопрос- тут же начнутся репрессии. Испытал на собственном опыте. Если кому интересно, то скину в личку свою автобиографичную статью о пребывании в РПСЦ. А насчет хранении веры…. сами посмотрите не предвзято: живой деятельной веры, которая милосердна к людям и любит ближних-нет.На приходах как правило с десяток бывших партийных бабушек, которые своей грубостью, хамством и обрядоверием отталкивают ищущих людей от вашей церкви. Немало отталкивают и грубые, корыстные, невежественные попы, которые людей практически не учат жизни по совести и по вере, отслужили, получили денежку и поехали по своим делам. Да, есть редкие исключения из этого, но в целом ситуация критичная. Думаю пройдет еще лет 10-15 и от старообрядцев останутся редкие общины в когда-то наиболее крупных центрах. Меня могут с пеной у рта опровергать ярые фанатики типа Хохлова, но сами сравните сколько людей на многомиллионную Москву бывает в храме на Рогожском на службе, а так же в остальных храмах под воскресенье. Как правило молодежи крайне низкий процент и они живут современной полноценной жизнью, не заботясь о соблюдении каких-либо старообрядческих норм поведения в обществе.

    • Людмила Солошенко

      Иван, но вы уже очень мрачную пишите здесь картину. Думаю, что сильно "перегибаете". Конечно, везде можно встретить неприятную для себя ситуацию, но любую ситуацию можно при желании и исправить. И, если как говорится по пословице "мир не без добрых людей", то тем более это относится и к нашей Церкви. По своему опыту, могу сказать, что это далеко не "редкое исключение". А что будет через 10-15 лет — поживем, увидим. Будем надеяться на лучшее.

    • игорь козьмин

      Иван вы не правы. не знаю уж сколько вы лет посещали церковь нашего согласия . и через какого там попа претерпели репресии. но Людмила тут права.добрых людей у нас много.А староверие сколько уж веков хоронят.но Церковь как стояла так и стоит.И мы от Самого Господа имеем НЕРУШИМОЕ обетование-врата ада не смогут ЕЕ одолеть!

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля