Гангрский собор 340 г.

Зонара и Вальсамон. Собор, бывший в Гангре, пафлагонской митрополии, был после первого никейского собора против некоего Евстафия и единомысленных с ним, которые, взводя клевету на законный брак, говорили, что никому из состоящих в браке нет надежды на спасение у Бога. Поверив им как мужья, так и жены – одни изгоняли своих жен, а другия, оставляя своих мужей, хотели жить целомудренно; потом не вынося безбрачной жизни, впадали в прелюбодеяние. Последователи Евстафия учили и другому вопреки церковному преданию и обычаю, и присвояли себе церковныя плодоприношения, и жены у них одевались в мужские одежды и стригли волосы. Они заповедовали так же поститься и в воскресные дни, а посты установленные в церкви, отвергали и ели, гнушались мясом, и в домах женатых людей не хотели ни молиться, ни причащаться, отвращались женатых священников и презирали, как нечистыя, те места, в которых находились мученические останки, и осуждали тех, которые имели деньги и не отдавали их, как будто бы спасение было для них безнадежно, и иное многое заповедовали и учили. Итак, против них-то священные отцы собравшись изложили ниже помещенные правила; почему и прилагали к каждому правилу анафему для уничтожения ереси, научая, что таким образом приходящие к церкви последователи Евстафия должны предавать проклятью каждое из своих мнений.

Вальсамон. И настоящий собор, по поводу бедствий, происходящих от Евстафия, в противность правильному учению кафолической церкви, определяет единомысленных с ним предавать анафеме. А святый халкидонский собор во 2-м и 7-и правиле определяет предавать анафеме тех мирян, которые служат посредниками при рукоположении кого-либо за деньги; точно также и монахов и клириков, вступающих в воинскую службу и не раскаивающихся. А златый по языку учитель вселенныя, заповедуя не предавать анафеме верного человека, говорит буквально следующее: что означает это слово «анафема», которое ты говоришь, как не то, что этот должен быть предан диаволу, и уже не иметь места спасения, должен быть чужд Христу? И кто ты? Это дело власти и великой силы. Ибо тогда сядет царь, и поставит овцы одесную, а козлища ошуюю. Итак, зачем ты принял на себя такое достоинство? И немного после: итак оказывается, что Апостол только в двух местах по необходимости сказал это слово; но он не определенным образом употребил его, сказав в послании к коринфянам: аще кто не любит Господа нашего Исуса Христа, анафема да будет (1 Кор. 16, 22) и: аще кто вам благовестит паче, еже приясте, анафема да будет (Гал. 1, 9). Итак что? Чего никто из приявших власть не сделал, кроме одного, который приял, это дерзаешь делать ты вопреки Владычней заповеди и принимаешь на себя суд царя? Ибо анафема совершенно отсекает от Христа: учи в кротости, и далее. По этой-то, как кажется, причине остается без действия и синодальное определение, бывшее в царствование порфирородного императора господина Константина и в служение патриарха господина Алексия о том, чтобы предавать анафеме изменников и возмутителей, и поднимающих оружие против царя и употребляющих насилие. Но должно ли написанное великим отцем и учителем нашим Златоустом иметь более силы, чем определенное халкидонским соборам и гангрским, об этом скажут конечно те, которые имеют власть разрешать подобные вопросы. А определение это, или лучше сущность его помещена в толковании третьего правила настоящего собора.

Славянская кормчая. Сей же святыи собор по никейстем соборе снидеся, и правила изложи.

Послание собора. Честнейшим господам, сослужителям в Армении, Евсевий, Элиан, Евгений, Олимпий, Вифиник, Григорий, Филит, Папп, Евлалий, Ипатий, Проэресий, Василий, Васс, собравшиеся на святом соборе в Гангре, о Господе радоватися.

Поелику святейший собор епископов, собравшийся в гангрской церкви для некоторых церковных нужд, когда были рассматриваемы и дела последователей Евстафия, нашел, что многое делается этими самыми последователями Евстафия незаконно, то по необходимости постановил определение и позаботился всем делать оное известным для уничтожения того, что худо ими делается. Ибо вследствие того, что они порицают брак и утверждают, что никто из состоящих в браке не имеет надежды у Бога, многия замужния жены, быв обмануты, удалились от своих мужей, а мужья – от своих жен; потом в это время не имея сил жить воздержано, впали в прелюбодеяние и за такое деяние подверглись поношению. Находились и такие, которые позволяли себе удаляться от домов Божиих и от церкви, оказывая пренебрежение к церкви и к тем, которые принадлежат к церкви, и составляли особо сборища и церковные собрания, и иныя учения, и прочее – против церквей и тех, которые принадлежали к церкви; употребляли странные одежды с целию уронить обыкновенные одежды; церковныя плодоприношения, которые издревле даются церкви, употребляли для раздаяния меду собою и своими единомышленниками как святыми; рабы уходили от своих господ и посредством странного одеяния показывали пренебрежение к господам; женщины вопреки обычаю вместо женских одежд одевались в мужские одежды и думали, что чрез это оне получают оправдание; а многие под предлогом благочестия отрезывали и естество женских волос; в воскресный день соблюдали посты и пренебрегали святостию дня освобождения, а посты учрежденные в церквах пренебрегали и в оные ели; некоторые из них гнушались употреблением мяса, и не хотели приносить молитвы в домах людей, состоящих в браке; а к совершаемым там молитвам имели отвращение; часто не принимали участия в приношениях, совершаемых в самых домах женатых лиц, презирали и священников женатых и не присутствовали при совершаемых ими служениях, осуждали и собрания мучеников и собирающихся там и совершающих служение, и также и богатых, которые не отдают всего своего имущества, как не имеющих надежды у Бога; и многое другое, чего никто не мог бы исчислить. Каждый из них, как скоро выходил из под церковного правила, как бы получал особые законы. Ибо не было общаго мнения у всех их; но каждый, что ни прошло бы ему на ум, предлагал это в порицание церкви и во вред себе. Итак, по этому-то святый собор, собравшийся в Ганграх, был вынужден осудить их, и изложить определения, что они состоят вне церкви; а если захотят раскаяться и предать анафеме каждое из этих злых мнений, то должны быть приняты. И поэтому святый собор изложил отдельно то, что они обязаны предавать анафеме, при принятии в церковь. А если кто не убедиться сказанным, то должен быть предан анафеме, как еретик, и быть вне общения и в удалении от церкви; а епископам должно будет остерегаться от такового всего того, что обретается у них.

Славянская кормчая. Господем пречестным сущим во Армении сослужебником, Евсевий, Елиан, Евгений, Олимпий, Вифиник, Григорий, Филит, Папп, Евлалий, Ипатий, Проересий, Василий Васс, Евгений, сшедшиися в Гангре на святем соборе, о Господе радоватися.

 

1. Аще кто порицает брак, и женою верною и благочестивою, с мужем своим совокупляющеюся, гнушается, или порицает оную, яко не могущую внити в царствие: да будет под клятвою.

Зонара. Великий Апостол Павел говорит: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4), и опять в другом месте: в последняя времена отступят нецыи от веры, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение и далее (1 Тим. 4, 1 – 3). И опять: все чисто чистым, а оскверненным и неверным ничтоже чисто; но осквернена у них и душа и совесть. Следуя этому собор отцев предал анафеме тех, которые считают брак нечистым и гнушаются законным совокуплением.

Аристен. Отвергающему законный брак анафема.

Вальсамон. Великий Апостол говорит: честна женитва и ложе не скверно (Евр. 13, 4). И опять в другом месте: в последняя времена отступят нецыи от веры, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение и далее (1 Тим. 4, 1- 3). И опять: все чисто чистым, а оскверненным и неверным ничтоже чисто, но осквернена у них и душа и совесть. Следуя этому и настоящий собор предает анафеме тех, которые брак считают нечистым и гнушаются законным совокуплением. Прочти еще 51-е правило святых Апостолов и скажи, что по противоположению не наказываются те, которые гнушаются и изгоняют прелюбодейц и неверных жен своих.

Славянская кормчая. (Никон. 1, слово 4). Аще кто законныи брак порокует, и верну сущу жену и благочестиву и говейну, смешающужеся с мужем своим ненавидит, или поречет глаголя, яко сия не может внити в царство небесное, да будет проклят.

 

2. Аще кто, с благоговением и верою, ядущаго мясо (кроме крови, идоложертвеннаго и удавленины) осуждает, аки бы, по причине употребления онаго, не имеющаго упования: да будет под клятвою.

Зонара. В книге Деяний написано, что когда явилось пререкание о том, должны ли верующие обрезываться и соблюдать закон, верховнейший из Апостолов Петр сказал то, что там божественный Лука предал; а брат Божий Иаков сказал, что не должно стужати от язык обращающимся, но должно им огребатися от треб идольских и от блуда и удавленины и от крове (15, 19, 20). Итак, соблюдая сию апостольскую заповедь и отцы настоящего собора определили, что не должно гнушаться и осуждать того, кто ест мясо, но не кровь, особым образом сваренную и сгущенную, и не идоложертвенное, и не удавленину; и кто такового осуждает, того предали анафеме.

Аристен. И осуждающему ядущего мясо, кроме удавленины и идоложертвенного, анафема.

Вальсамон. В книге Деяний написано, что когда явилось пререкание о том, должны ли верующие обрезываться и соблюдать закон, верховнейший из Апостолов Петр сказал то, что там божественный Лука предал; а брат Божий Иаков сказал, что не должно стужати от язык обращающимся, но должно им огребатися от треб идольских и от блуда и удавленины и от крове (15, 19, 20). Итак, следуя сему и настоящее правило предает, анафеме тех, которые осуждают ядущего мясо, кроме особо приготовленной крови, или идоложертвенного, или удавленины. Прочти еще 63-е правило святых Апостолов и 67-е правило Шестого собора.

Славянская кормчая. Аще кто ядущего мяса со благоговением и с верою без крове, и не идоложертвенная, ни удавленину, осуждает глаголя, яко ядений ради мяс, не имать надежду спасения, да будет проклят.

 

3. Аще кто учит раба, под предлогом благочестия, презирати господина, уклонятися от служения, и не с усердием и всякою честию служити господину своему: да будет под клятвою.

Зонара. Великий Павел в послании к Тимофею говорит: елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют. Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть, иже благодать восприемлющии (1 Тим. 6, 1. 2). И Титу опять заповедует, кого должно учить, и говорит: рабов – своим господем повиноватися, и во всем благоугодным быти и далее (Тит. 2, 9). Но Евстафий и его последователи учили всему наоборот, и рабов убеждали оставлять их господ и пренебрегать служением им, может быть ради подвижничества; сих собор, следуя апостольскому учению, предает за таковое учение анафеме.

Аристен. Тому, кто учит раба оставлять его господина, под предлогом благочестия, анафема.

Вальсамон. Великий Павел в послании к Тимофею говорит: елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют. Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть, иже благодать восприемлющии (1 Тим. 6, 1. 2). И Титу опять заповедуя, кого должно учить, между прочим говорит и это: рабов – своим господем повиноватися, и во всем благоугодным быти, непрекословным, не крадущим, но веру всяку являющим благу (2, 9. 10). Тех, которые внушают рабам противное сему, может быть ради подвига, правило предает анафеме. А 66-я новелла императора господина Льва Философа повелевает торгующего рабами не подвергать уголовному наказанию по древнему закону, но он должен, вместе с возвращением раба, отдавать, в виде наказания, двойную цену украденного может быть рабом и всего принадлежащего господину; и при этом и ценность его. И правило так наказывает внушающих рабам, что они не должны подчиняться господам, хотя бы это делалось под предлогом благочестия. А новелла, изданная в месяце июле 9-го индикта 6534 года императором господином Константином Порфирородным при содействии и тогдашнего патриарха господина Алексия и синода, имеющая значение общего закона, как подписанная царем и синодом, и определяющая предавать анафеме тех, которые дерзают производить возмущение против царей, или насилие, и поэтому возмущающих подчиненных против владык их, определяет между прочим в конце буквально следующее: тем, которые отныне будут возбуждать заговоры, или возмущения – анафема; содействующим им и участвующим в восстании – анафема; советующим или поощряющим на таковые дела – анафема; помогающим им оружием – анафема; принимающим их на покаяние, когда они не раскаиваются в восстании и не оставляют его, — анафема.

Славянская кормчая. (Никон. 1, слово 5). Аще кто учит раба коего, изветом благоверия не радити о своем господине, и оставит службу его и отъидет, и не с любовию и со всякою честию своему господину работает, да будет проклят.

 

4. Аще кто о пресвитере, вступившем в брак, разсуждает, яко не достоин причащатися приношения, когда таковый совершил литургию: да будет под клятвою.

Зонара. Кто рассуждает, то есть сомневается, и не хочет причаститься, когда литургию совершил и принес бескровную жертву женатый пресвитер, того правило предает анафеме.

Аристен. Сомневающемуся причаститься от женатых пресвитеров – анафема.

Вальсамон. Настоящее правило предает анафеме тех, кто не без сомнения причащается от священников, имеющих жен.

Славянская кормчая. (Никон. 1, слово 4). Аще кто рассуждает и не хочет прияти причащения от пресвитера имуща жену законную, и глаголет, яко служившу тому не достоит от него причащения прияти, да будет проклят.

 

5. Аще кто учит невозбранно пренебрегати дом Божий, и бывающия в нем собрания: да будет под клятвою.

Зонара. И это принадлежало к учению Евстафия, — именно, чтобы удаляться от церкви и с пренебрежением относиться к бывающим в ней соборянам, так как будто молиться можно на всяком месте. Ибо хотя великий Павел заповедует молиться на всяком месте, но не с тем, чтобы пренебрегать соборянами и не ходить в храмы. Почему отцы и положили тем, кто учит этому, в наказание – анафему.

Аристен. Именующий божественный дом достойным пренебрежения да будет анафема.

Вальсамон. Этот еретик Евстафий учил удаляться от церкви и молиться особо. Итак правило предает анафеме тех, которые из пренебрежения к божественным соборянам требуют удаления в особые места.

Славянская кормчая. Аще кто учит дом Божии, рекше церковь преобидети и не радити о ней, ни собиратися в ней во время молитвы на пение, да будет проклят.

 

6. Аще кто кроме церкви особо собрания составляет, и, презирая церковь, церковная творить хощет, не имея с собою пресвитера по воле епископа: да будет под клятвою.

Зонара. Последователи Евстафия, пренебрегая церковию, то есть собранием верных (ибо оно есть в собственном смысле церковь, потому что храм, по слову святого Исидора Пелусиота, называется местом церковного собрания, как фимиам и кадильница, жертва и жертвенник), хотели отдельно составить церковь, то есть делать собрания, или лучше беззаконныя собрания, хотели вместе и совершать совершаемое в церкви, то есть священнодействия, не имея с собою пресвитера по воле епископа; ибо в молитвеннице, находящейся внутри дома, пресвитеру не дозволяется священнодействовать иначе, как только с позволения епископа города. Посему они и осуждены под анафему.

Аристен. Составляющий особо собрания да будет анафема.

Вальсамон. Тридцать первое правило святых Апостолов и второе правило антиохийского собора и другие правила подвергают великим наказаниям незаконныя собрания; а настоящее предает анафеме таковых и тех, которые дерзают священнодействовать в молитвенном доме без ведома епископа.

Славянская кормчая. Аще кто кроме соборныя церкве о себе собирается, и нерадя о церкви, церковныя хощет творити, не сущу с ним пресвитеру, по воли епископли, да будет проклят.

 

7. Аще кто церковныя плодоприношения приимати, или раздавати вне церкви хощет, без воли епископа, или того, кому поручено таковыя, и не по воле его творити хощет: да будет под клятвою.

Зонара. Вместе с прочим, на что дерзали последователи Евстафия, они принимали и плодоприношения, какие обычно приносятся в церкви и разделяли между собою. Итак, правило, запрещая это, определяет, что без епископа, или того лица, которому введена церковная экономия, никому не дозволяется принимать, или давать плодоприношение. А преступающим это правило определена анафема.

Аристен. Совершающий церковныя дела без воли епископа, или пресвитера, да будет анафема.

Вальсамон. Плодоприношения, какия делаются в церкви, разделяются чрез епископов. Итак, поелику некоторые из пренебрежения к ним сами разделяли их между собою; то правило определяет – предавать анафеме делающих что-нибудь такое без ведома епископа.

Славянская кормчая. Аще кто плодоношения церковная, рекше, всяк принос приносимый в церкви, хотя приимати, или даяти вне церкве, без воли епископа, или приставника, ему же суть поручена таковая, и не с волею его хотя творити, да будет проклят.

 

8. Аще кто дает, или приемлет плодоприношения мимо епископа, или поставленнаго управляти благотворениями: и дающий, и приемлющий, да будет под клятвою.

Зонара. Вальсамон. И это правило имеет равную силу с предыдущим.

Аристен. Если кто дает, или принимает плодоприношения без епископа, или лица поставленного заведовать благотворениями; то – и дающий, и принимающий да будет анафема.

Славянская кормчая. Аще кто дает, или вземлет плодоношение церковное свене епископа, или кроме того, ему же есть поручено строити благотворение, и даяи и взимаяи, да будет проклят.

 

9. Аще кто девствует, или воздерживается, удаляясь от брака, яко гнушающийся им, а не ради самыя доброты и святыни девства: да будет под клятвою.

Зонара. Прекраснейшее дело – девство, прекрасное дело и целомудрие; но если делаются ради самой красоты и происходящего от них освящения. А если кто захотел бы девствовать, гнушаясь браком как нечистым, и если кто хранит целомудрие и воздерживается от совокупления, удаляясь от брака, как может быть от какой-нибудь скверны, таковый признан в правиле достойным анафемы.

Аристен. Кто девствует не по причине красоты девства, но потому что гнушается браком, да будет анафема.

Вальсамон. Об отвращающихся от законного брака не ради добродетели и благоговения мы написали в первом правиле; это и прочти.

Славянская кормчая. Аще кто девствует, или воздержится, якоже се, мерзок творя брак, и яко гнусна отшед, и не доброты ради, и святого девственного пребывания, да будет проклят.

 

10. Аще кто из девствующих ради Господа, будет превозноситися над бракосочетавшимися: да будет под клятвою.

Аристен. Кто превозносится над состоящими в браке, да будет анафема.

Вальсамон. И девятое правило и настоящее принимают целомудрие и девство ради добродетели; впрочем не порицают и законный брак. Почему и подвергают анафеме тех, которые по гордости превозносятся над имеющими супругов.

 

11. Аще кто презирает творящих вечери любви по вере, и созывающих братию в честь Господа, и не хощет имети общения в приглашениях, низким почитая творимое: да будет под клятвою.

Зонара. У верных было установлено древним обычаем после приобщения святых Таин сходиться и вместе вкушать пищу; богатые предлагали яства и созывали и бедных, о чем упоминает и великий Павел в послании к Коринфянам, обвиняя их в том, что они изменяют обычай и не вкупе вечеряют, но каждый ест свою вечерю, говоря: и ов убо алчет, ов же упивается (1 Коринф. 11, 20. 21). Согласно с этим обычаем и тогда верные устрояли общественные трапезы, которые и называли вечерями любви, так как оне устроялись по причине любви происходящей от веры. А что эти пиршества правило называет вечерями любви, это видно из 42 (51) правила карфагенского собора, в котором говорится о том, чтобы пиршества никаким образом не были совершаемы в церквах, и чтобы епископы и клирики не пиршествовали в церкви. Итак, когда совершались пиршества по вере и в честь Господа и на них созываемы были братия; то если некоторые, будучи приглашаемы, не хотели участвовать в них, потому что надмевались и почитали низким творимое, сих правило предает анафеме.

Аристен. Кто уничижает призывающих на вечерю любви и, быв приглашен, не хочет иметь с ними общения, тот анафема.

Вальсамон. Другими правилами запрещено устроять вечери любви, то есть братства и пиршества. Но поелику некоторые, как кажется, порицали тех, которые с добрым намерением и в честь Бога устрояют вечери любви и оказывают милосердие нуждающимся братиям и не хотят быть в общении с благотворящими таким образом, почитая низким то, что делается в честь Бога; то отцы определили предавать таковых анафеме. Таким образом каждый, устрояющий вечери любви смотря по намерению подвергается осуждению, или нет. Поэтому и устрояющие в церквах братства и вкушающие умеренно хлеб и плоды для утешения себя не должны быть подвергаемы епитимии.

Славянская кормчая. Аще кто не радит о творящих любовь, и в честь Господню созывающих братию на трапезу, и не хощет приобщитися званым, укоряя бывшее, да будет проклят.

 

12. Аще кто из мужей, ради мнимаго подвижничества, употребляет суровую верхнюю одежду, и, аки бы от сего получая праведность, осуждает тех, которые с благоговением носят шелковыя одеяния, и употребляют общую и обыкновением принятую одежду: да будет под клятвою.

Зонара. Последователи Евстафия между прочим учили и носить грубую одежду, как будто бы от этого имели получать освящение их ученики. Ибо словом: (греч.) они называли одежду, надеваемую поверх прочих, дабы казалось, что и чрез это они уловляют славу подвижничества, и чтобы осуждать тех, которые носят красного цвета одежды, то есть шелковые ткани и прочую обычную одежду. Красного цвета одежда была род искусственной ткани; почему и ныне есть так называемые совершенно красные одежды. Итак те, которые носят их с благоговением, а не с тем, чтобы или надмеваться пред беднейшими, или чтобы пользоваться блеском для изнеженности и иметь в них предлог к любовным делам, не подлежат обвинению. Итак, правило осуждает под анафему тех, которые порицают, то есть осуждают благоговейно употребляющих шелковую одежду, как будто бы они согрешали.

Аристен. Хулящий носящих одежды красного цвета – анафема.

Вальсамон. Последователи Евстафия между прочим учили и носить грубую одежду, как будто бы от этого имели получать освящение их ученики; ибо словом (греч.) они называли одежду, надеваемую поверх прочих. Итак тех, которые по надменности и лицемерию носят грубую одежду и обвиняют носящих красного цвета одежды, то есть шелковые ткани ради чести обета, а не по причине изнеженности или для хвастовства, правило подвергает анафеме.

Славянская кормчая. (Никон. 1, слово 4). Аще кто мнимого ради воздержания, а не истинного смирения, худы ризы носит, или во вретище облачится, и мнится, яко того ради оправдание имети: и осуждает яже с благоговением брачныя ризы носящия, или воины во общия и обычныя ризы облачающияся, да будет проклят.

 

13. Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою.

Зонара. Кийждо в звании, в нем же призван бысть, в том да пребывает, говорит Апостол (1 Кор. 7, 20). Итак, правило хочет, чтобы жены не переменяли своего вида и не одевались в мужскую одежду ради может быть подвижничества, отвергнув собственную и приличную их природе; а делающих так правило предает анафеме.

Аристен. Те жены, которыя прикрываются одеждою мужчин, анафема.

Вальсамон. Правило предает анафеме тех жен, которыя, может быть, ради подвижничества облекаются в мужския одежды и бросают одежду свойственную женской природе. Хорошо отцы присовокупили: «ради мнимого подвижничества»; ибо сделавшая что-нибудь подобное не по лицемерию и обману, но по истине и по образу истинного и чистого подвижничества, не только не должна подлежать анафеме, но и должна быть признана достойною похвалы. Ибо многия жены совершили подвижническое поприще в мужском одеянии и достигли высоты спасения, как святая Мелания, святая Евгения и другия.

Славянская кормчая. Аще которая жена мнящися воздержания ради пременит одеяния, и в обычного место женам одеяния, в мужескую одежду облечется, да будет проклята.

 

14. Аще которая жена оставит мужа, и отыти восхощет, гнушаясь браком: да будет под клятвою.

Зонара. Не добро доброе, если не добро совершается. Ибо доброе дело – целомудрие и воздержание от совокупления в браке, но когда оно бывает по учению великого Павла, который говорит: не лишайте себе друг друга, точию по согласию. И опять: жена своим телом не владеет, но муж, такожде и муж своим телом не владеет, но жена (1 Кор. 7, 4. 5). А если жена оставляет мужа, не желающего разлучения с нею, или муж – жену, не желающую развода, и расторгнуть брак хочет одно из сожительствующих лице, избегая законного сожития, как гнусного, то подвергается анафеме.

Аристен. И те жены, которые расторгают союз с мужьями, гнушаясь браком, анафема.

Вальсамон. Великий Павел говорит супругам: не лишайте себе друг друга, точию по согласию. И опять: жена своим телом не владеет, но муж; и муж своим телом не владеет, но жена (1 Кор. 7, 4. 5). Таким образом оставившая мужа по причине гнушения законным браком, предается анафеме, как противящаяся Божией заповеди, которая соединила супругов в плоть едину, и прочим божественным писаниям. Тоже самое и по отношению к мужьям. И это, когда кто-нибудь отделится от своего супруга по таковой причине. Ибо если сделает это по причине стремления к монашеской жизни, не будет подлежать обвинению.

Славянская кормчая. Аще которая жена оставляет мужа своего, и отъити хощет, гнушающися брака, да будет проклята.

 

15. Аще кто детей своих оставляет и не питает, и не приводит, по возможности, к подобающему благочестию, но, под предлогом отшельничества, нерадит о них: да будет под клятвою.

Зонара. И звери своих детей питают и охраняют, и подвергаются опасностям за них. А если звери относятся так к своему порождению, то на сколько более должны иметь попечение о своих детях и заботиться о них те, которые почтены разумом? Посему и великий Павел, заповедуя о вдовицах, говорит: аще кая вдовица чада имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити: сие есть благоугодно пред Богом (1 Тим. 5, 4). И немного спустя: аще же кто о своих паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и неверного горший есть (8). Затем научая, каких должно причислять в церкви к вдовицам, говорит между прочим и то: аще чада воспитала есть (10). И опять в другом месте, давая заповедь о старицах, хочет, чтобы оне были учительны, дабы учили молодых быть мужелюбивыми и чадолюбивыми. И в другом месте; отцы воспитывайте чад своих в наказании и учении Господни (Ефес. 6, 4). Но последователи Евстафия, не обращая внимания ни на что из этого, поставляли законом, чтобы имеющие детей оставляли их и уходили на подвижничество. Почему собор и издал это правило, осудив под анафему тех, которые оставляют своих детей, не воспитывают и не учат их богопочтению.

Аристен. И оставляющие своих детей и не наставляющие их в богопочтении, анафема.

Вальсамон. Учитель церкви, великий Павел, заповедуя о вдовицах, — говорит: аще кая вдовица чада имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити: сие бо есть благоугодно пред Богом (1 Тим. 5, 4). И немного спустя: аще же кто о своих паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и неверного горший есть (8). Затем научая, каких должно причислять в церкви к вдовицам, говорит между прочим и то, аще чада воспитала есть (10). И опять в другом месте, давая заповедь о старицах, хочет, чтобы оне были учительны, дабы учили молодых быть мужелюбивыми и чадолюбивыми. И в другом месте: отцы, воспитывайте чад своих в наказании и учении Господни (Ефес. 6, 4). А поелику последователи Евстафия поставляли законом, чтобы имеющие детей оставляли их и удалялись на подвижничество; то правило положило анафему на делающих так. И это определено с благочестивою целию и для тех, которые учат, как, сказано лицемерному благочестию и живут в мире. А если кто постриженный, когда побуждают его жить в монастыре, говорит, что имеет детей и не может оставить пребывания в мире и не воспитывать детей своих, и призывает себе в помощь настоящее правило, того не должно слушать, но должно сказать ему, что он не хорошо это говорит; ибо Бог, Отец сирот, попечется и о воспитании его детей.

Славянская кормчая. (Никон. 1, слово 4) Аще кто оставляет своя чада, и не допитает их до свершена возраста, и елико же есть подобно на благоверие не наказует их: но изветом воздержания небрежет о них, да будет проклят.

 

16. Аще некоторые дети, под предлогом благочестия, оставят своих родителей, наипаче верных, и не воздают подобающия чести родителям, да будут под клятвою. Впрочем правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно.

Зонара. Не только от родителей требуется, чтобы они заботились о детях и имели об них попечение, но и дети со своей стороны обязаны почитать родителей; а к образу почтения относится и то, чтобы питать их в старости, если они находятся в затруднительном положении, или бедны по причине старости, и это дети обязаны делать не только для верных родителей, но и для неверных; ибо словами: наипаче верных – показывается, что правило говорит и о неверных. Итак, тех, которые под предлогом благочестия оставляют своих родителей без попечения и не оказывают им должной чести, часть которой составляет и пропитание их в скудости, это правило предает анафеме. Но оно присовокупляет: правоверие да будет ими соблюдаемо предпочтительно; ибо если родители, будучи неверными, или зловерными, привлекают своих детей в неверие или ереси, то должно бегать их и правоверие ставить выше почтения к ним.

Аристен. И дети, убегающие от верных родителей, анафема.

Вальсамон. Как родителей правило обязывает воспитывать и питать их детей, так оно хочет, чтобы и дети питали в старости и почитали своих родителей. Почему и подвергает анафеме тех детей, которые не делают так, но под предлогом благочестия удаляются из мира и оставляют бедных родителей своих без призрения. Но оно присовокупляет, что должно предпочитать благочестие, то есть православие; ибо если родители будут зловерные, то должно убегать от них и правоверие ставить выше почтения к ним.

Славянская кормчая. (Никон. 1, слово 4). Аще которая чада, родители свои, паче же верныя суща, оставльше отходят изветом благоверия, и подобныя чести не воздают родителем своим, честнее творяще мнимое от них благочестие, да будут прокляти.

 

17. Аще которая жена, ради мнимаго подвижничества, острижет власы, которыя дал ей Бог в напоминание подчиненности: таковая, яко нарушающая заповедь подчиненности, да будет под клятвою.

Зонара. Великий Павел в послании к Коринфянам говорит: глава жене муж (1 Кор. 11, 3); а сказал это потому что он виновник ея, потому что она произведена из него, ибо и Ева из Адама. И спустя несколько: аще бо не покрывается жена, да стрижется: аще ли же срам жене стрищися и бритися, да покрывается (6, 7). И еще спустя: жена аще власы растит, слава ей есть; зане растение власов вместо одеяния дано бысть ей (15). Так говорит великий Павел. А Евстафий учил жен стричься, как будто бы стрижение волос сколько-нибудь содействовало богопочтению, и не стыдился издавать закон противный природе. Ибо природа признает волосы на столько свойственными женщинам, что у них естественным образом не бывает и плешивости. Итак если женщина стрижется, думая может быть, что делает это для благоугождения Богу, и уничтожает напоминание о подчинении (и это отцами собора заимствовано из послания к Коринфянам; ибо Апостол говорит, что жена должна есть власть имети на главе (10), то есть в знак подчиненности, иметь покровенную голову, разумея власть мужа), то да будет ей анафема, как нарушающей и преступающей заповедь о подчинении.

Аристен. Жены истребляющия у себя волосы, прикрываясь благочестием, анафема.

Вальсамон. Великий Павел в послании к Коринфянам говорит: глава жене муж (1 Кор. 11, 3). А сказал это потому что он виновник ея, потому что она была сотворена из него; ибо Ева из Адама. И спустя несколько: аще не покрывается жена, да стрижется: аще ли же срам жене стрищися, или бритися, да покрывается (6, 7). И еще спустя: жена аще власы растит, слава ей есть; зане растение власов вместо одеяния дано бысть ей (15). Так говорит великий Павел. А Евстафий учил жен стричься, как будто бы стрижение волос содействовало богопочтению, и не стыдился издавать закон противный природе. Ибо природа признает волосы на столько свойственными женщинам, что у них естественным образом не бывает плешивости. Итак если женщина стрижется, думая может быть, что она делает это для благоугождения Богу, и уничтожает напоминание о подчинении (и это отцы собора заимствовали из послания к Коринфянам; ибо Апостол говорит там, что жена должна есть власть имети на главе (10), то есть знак подчинения, именно имать голову покрытую); то да будет ей анафема, как нарушающей и преступающей заповедь о подчинении. Если это так, не скажи, что настоящим правилом дается запрещение жене избирать монашеское пострижение; ибо она избрав и против воли мужа безбрачную жизнь должна быть выслушана и пострижена.

Славянская кормчая. Аще которая жена, мнимого ради от нея благочестия, пострижет вся власы главы своея, ей же есть дал Бог на воспоминание покорения яже к мужеви, яко разрешивши повеление покорения, да будет проклята.

 

18. Аще кто, ради мнимаго подвижничества, постится в день воскресный: да будет под клятвою.

Зонара. Евстафий проповедовал и пост в воскресные дни, когда по причине воскресения Господа и восстания смертной природы от греховного падения мы должны воссылать благодарения Богу и радоваться; а пост есть знак сокрушения и печали, почему постящимся в воскресные дни и положена анафема.

Аристен. Не принимающий пищи в воскресный день или в субботу, анафема.

Вальсамон. Во многих местах правилами постановлено, чтобы мы не постились и не сетовали в радостный день воскресения Господня ради воскресения Господа, но праздновали и благодарили Бога, как восставшие от греховного падения. Итак, правило предает анафеме последователей Евстафия, которые учат поститься в воскресные дни, конечно ради подвига. А 66-е апостольское правило отлучает постящихся таким образом мирян, а клириков извергает. Ищи и 55-е правило трульского собора.

Славянская кормчая. Аще кто мнимого ради от него воздержания, в неделю или в субботу, кроме единыя великия субботы постится, да будет проклят.

 

19. Аще кто из подвижников, без телесныя нужды, возносится и разрешает посты, преданные к общему соблюдению и хранимые церковью, пребывая притом в полном разуме: да будет под клятвою.

Зонара. Апостольское шестьдесят шестое правило говорит буквально так: аще кто из клира усмотрен будет постящимся в день Господень, или в субботу, кроме единыя токмо: да будет извержен; аще же мирянин, да будет отлучен. И 69-е предписывает поститься в четыредесятницу пред Пасхою, и в среду и в пяток, кроме препятствия от немощи. А так как последователи Евстафия нарушали преданные посты, как будто бы они достигли уже совершенства и более уже не нуждаются в посте, то собор изрек это правило, которым осуждаются на анафему нарушающие преданные посты и соблюдаемые церковию, то есть собранием верных, разве только если кто не может поститься, согласно с апостольским правилом, по причине телесной немощи. А слова: «посты, преданные к общему соблюдению» — правило сказало затем, чтобы различить их от постов, назначаемых некоторым особо, как например предписываемых тем, которые имеют быть просвещены святым крещением, или которым дана заповедь поститься ради епитимии, и других подобных. Ибо посты, преданные к общему соблюдению, необходимо соблюдать всем верным, а прочие – только тем, кому они назначены.

Аристен. И отвергающий церковные посты – анафема.

Вальсамон. Богомильская ересь предписывает всякий день поститься в продолжение некоторого времени и никогда не разрешать, так что после этого времени, говорят, постящиеся достигают совершенства, и разрешают и грешат безразлично, и что всякой порок этим совершенством сожигается как огнем. Тому же учили, как кажется, и последователи Евстафия; почему и были преданы анафеме. Ибо мы, верные, долженствуем поститься во время преданных постов, и наоборот торжествовать в праздничные дни, если только не вынуждаемся разрешить пост по причине болезни; потому что и 69-е апостольское правило говорит, что в каждую среду и пяток, и в четыредесятницу пред Пасхою мы не должны разрешать, разве только по телесной немощи. Услышав как некто сказал, будто из настоящего правила открывается, что сорокадневный пост – не один, но различные, я говорю, что это неверно; потому что такое предание не основывается на этом простом слове. Правило упоминает здесь и преданных постах среды и пятка и о посте сорокадневном.

Славянская кормчая. Аще кто от воздержащихся кроме телесныя нужди гордится, и преданыя посты в общину и хранимыя церковию разрешает, якоже се тверду имущу в нем совершенному помыслу, да будет проклят.

 

20. Аще кто, пришедши в надменное расположение, гнушаясь осуждает собрания в честь мучеников, и совершаемыя в оных служения и памяти их: да будет под клятвою.

Зонара. И это – заповедь Евстафия и его учеников; ибо они презирали места, в которых лежали останки мучеников и осуждали совершавших там служение, и чтивших памяти их и отвращались от собраний, какия бывали там. Посему собор изрек это правило против надмевающихся и почитающих собрания при останках мучеников гнусными, осудив их под анафему.

Аристен. И пренебрегающий собраниями в честь святых мучеников – анафема.

Вальсамон. В дни памятей святых мучеников в некоторых храмах происходили собрания и торжества, как делается и ныне. Последователи Евстафия, под предлогом конечно благочестия, осуждали тех, которые устрояют таковые в честь Бога, тщеславясь своею богоненавистною жизнию, почему и были подвергнуты анафеме. Таким образом заметь, что бывающее в нарочитые праздники святых мучеников, то есть псалмопения, крестные хождения и большое стечение народа не осуждаются, так как это делается в честь Бога. О сих собраниях отцы собора и написали это.

Славянская кормчая. Аще кто вину полагает, гордо помышление имея, гнушается соборов бывающих, в памяти святых мученик, или бывающия в них службы и памяти их, да будет проклят.

 

21. Сия же пишем, поставляя преграды не тем, которые в церкви Божией, по писанию, подвижничествовати желают, но тем, которые подвижничество приемлют в повод гордости, возносятся над живущими просто, и вопреки писаниям и церковным правилам вводят новости. Таким образом мы и девство, со смирением соединенное, чтим, и воздержание, с честностию и благочестием соблюдаемое, приемлем, и смиренное отшельничество от мирских дел одобряем, и брачное честное сожительство почитаем, и богатства с правдою и благотворением не уничижаем; и простоту и малоценность одежд, употребляемых токмо ради попечения о теле неизысканнаго, похваляем; а изнеженнаго в мягкой одежде хождения отвращаемся. И домы Божии почитаем, и собрания бывающия в них, яко святые и полезныя приемлем, не заключая благочестия в домах, но почитая всякое место, созданное во имя Божие, и хождение в церковь Божию на пользу общую приемлем; и избыточествующия благотворения братий, по преданиям, посредством церкви нищим бывающия, ублажаем; и, да речем вкратце, желаем, да бывают в церкви вся принятая от Божественных Писаний и апостольских преданий. Зонара и Вальсамон. Отцы сего собора, запретив верным совершать некоторые из дел, почитаемых добродетельными, например, хранить девство, как будто бы брак препятствовал спасению души, поститься в дни, когда пост запрещается, расторгать брак для мнимого подвижничества, не воспитывать детей или не питать в старости родителей, конечно для упражнения в добродетели, и все подобное, теперь оправдывают себя в этом, говоря: мы определили это, не преграды поставляя тем, которые избирают подвижничество, но исправляя тех, которые гордятся сим, превозносятся и вводят нечто новое вопреки божественным писаниям. Ибо мы принимаем и это и это, удивляемся и этому, и далее все, что у них исчислено, и желаем, чтобы все совершалось согласно с божественными писаниями и апостольскими преданиями, обозначив именем божественных писаний все заповеданное верным письменно, а именем преданий указав неписанные обычаи. Ибо и гражданские законы и божественные правила установляют, чтобы имели силу и действовали и неписанные обычаи, испытанные и утвержденные временем. И великий во всем Василий в различных своих словах ведет длинную речь о соблюдении их.

Аристен. Настоящий собор, собравшись и по другим церковным нуждам, рассмотрев также то, что относилось к Евстафию, и нашедши, что последователи Евстафия делают многое незаконно, изложил сии правила, дабы мы не впали в ересь их, то есть мессалиан и евхитов. Ибо они и законный брак отвергают, и мяса гнушаются, презирают церкви и алтари и происходящия в них собрания, и учат составлять особыя собрания и молиться в своих молитвенницах, и составляя особыя учения и собрания, совершают церковныя таинства без воли епископа, или пресвитера; и вообще, преступая всякое церковное правило, имеют отдельные законы, а скорее каждый из них, чтобы ни пришло ему на ум для оклеветания церкви и ко вреду для себя самого, это предлагает. Итак поэтому сей святый собор, осудив ересь их и изложив эти правила, повелел быть им вне церкви. Итак если кто или отвергает законный брак, или осуждает ядущего мясо, кроме удавленины, или идоложертвенного; или учит рабов оставлять господ, под предлогом благочестия, и пренебрегать сужением им; или кто сомневается причаститься божественных Таин от женатых пресвитеров; или оставляя домы Божии и церковь в той мысли, что невозбранно можно пренебрегать ими, и составляя особыя собрания, предлагает другие учения; или кто без воли епископа, или пресвитера, по пренебрежению к ним, совершает церковные таинства, потому что думает, будто его молитва имеет великую силу; или кто учит – те плодоприношения, которые с древних времен даются церкви, и употребляются на благотворения епископом и теми лицами, которые произведены будут от него для распоряжения ими., не приносить в церковь, но отдавать ему и тем, которые с ним, как святым; или кто предпочитает браку девство не за самую доброту девства, но потому что гнушается браком, и надмевается пред состоящими в браке; или кто не собирается с призывающими на вечерю любви, после церковного отпуста, для принятия хлеба и вина, но отвергает их, и по причине надменности не хочет сообщаться с ними, не смотря на приглашение; или кто уничижает имеющего богатство праведно и для благотворения; или кто хулит носящего шелковую одежду, сам придумывая какия-нибудь странныя одеяния, думая, что от них он делается праведным; или если окажется, что и какия-нибудь жены облекаются в мужские одежды с отложением обычной женской одежды, и думают, будто бы от этого кажутся оне почтенными и праведными; или расторгают союз со своими мужьями, по причине гнушения браком, или оставляют своих детей и не воспитывают их и не направляют их, на сколько от них зависит, к надлежащему богопочтению, но под предлогом благочестия небрегут о них, и остригают женские волосы, притворно показывая благочестие; или опять – если дети удаляются от верных родителей, не отдавая должного почтения родителям, потому, конечно, будто предпочитают благочестие; или если кто нарушает посты преданные нам, о которых узаконено, чтобы они были соблюдаемы всею церковию, и предпочитает поститься в воскресный день, или в субботу; или кто надменно клевещет на мученические собрания и совершаемые в них служения и гнушается ими; — итак если окажется кто-нибудь делающим что-либо из исчислено выше, то как надмевающийся пред живущими более просто и преступающий церковные чиноположения и вводящий по своей гордости новизны, да будет анафема. Ибо церковь почитает девство, соединенное с смиренномудрием, приемлет и удаление от мирских дел, если оно совершается точно также, чтит и воздержание, соблюдаемое с честностию и правоверием, и честное сожительство в браке, и богатства с правдою и благотворением не уничижает, и умеет хвалить простоту и малоценность одежд, употребляемых не по гордости но только ради неизысканного попечения о теле, равно как не принимает одевающихся в мягкие и изысканные одежды; и вообще принимает все то, что во имя Божие может послужить для общей пользы. Но она и отвергает с силою и гнушается тем, что по гордости и пренебрежению и ненависти к преданному божественными отцами установляется в противность сему и особенно если делающие это выставляют предлогом богопочтение.

Славянская кормчая. Толкование всем преждереченным правилом, святаго сего собора, иже в Гангре.

На сем святем соборе, святии отцы, инех ради церковных потреб сошедшеся. Взыскавше же и о Евстафии некоем, и обретше многа беззакония от того Евстафия, и от сущих с ним бываемая, правила сия изложиша, да не в ересь их впадаем, рекше в месалианскую, иже и молебницы именуются: тии бо и законныи брак отмещут, и мяс ядения гнушаются: и рабы учат отходити от господей своих, и готово таковыя приемлют. О церквах, и о алтарех небрегут, и о бывающих в них соборах во время пения. И особь собиратися, и в церквицах сущих в домах их учат молитися, епископи и пресвитери церковныя сотворяют тайны, рекше службы содевают: и просто рещи, вся правила церковная преступающе, законы имеют особны. Паче же кождо их еже аще помыслит на церковное оклеветание, и на свою пагубу, то и прилагает. Таковых убо ради сей святыи собор, ересь их осудивше, вон изверженном быти тем от церкве повелевше. Аще убо кто, или законныи брак отмещет, или мяса ядущего осуждает, кроме удавленины и мертвечины, и идоложертвенных: или рабы учит отходити от господей своих изветом благоверия, и о работе их не пещися: или рассуждает, божественных Таин причащение не приимати от пресвитера имуща законную жену: или дом Божии, еже есть церковь оставляет во время пения, и отходит, яко в небрежение положив: и особь собиратися учение творит; или без воли епископли или без пресвитера, якоже не брегии о них, церковная творит таинства, рекше службу содевает, понеже мнит молитву свою, велику крепость имущу; или учит иже от прежних времен даемая плодоношения церкви на благотворение раздаваемая, от епископа же, и от поставленных от него на строение не приносити к церкви, но себе же и сущим с ним, яко сущим святым даяти таковая; или аще кто девство не тоя деля самыя добрыя чистоты честнейшо брака творит, но якоже брака гнушаяся, и на женящегося вознося и гордяся; или не приходит к позванным на трапезу Господа ради, по церковнем отпущении, на вкушение хлеба и вина, но отмещется, и не приобщаяся с теми званными, и не хощет гордости ради; или богатящагося с правдою и с благотворением уничижает; или брачныя ризы носящим ругается, сам странну некую одежду промышляя, якоже таковыя оправдатися хотя; или аще жены некия обрящутся мужеския ризы носяще, на поругание общее женския одежди, якоже того ради мнящеся чисты быти и праведны; или от своих муж, гнушающеся брака, распущаются; или чада своя оставляюще и не питающе их, и не наказующе их, елико же есть подобно на благоверие, но изветом воздержания небрегуще о них; или власы главы женския остригающе отнюдь, якоже се мняще благочестия ради; или аще паки чада верных родитель, оставльше родители отходят, и подобныя чести родителем не воздают, якоже мняще честнее быти благочестие; или аще кто преступает преданыя нам посты, обще от святыя церкве хранити узаконеныя; или кто в неделю или в субботу постится, разве единыя субботы великия; или кто святых мученик памяти, и яже в них бывающыя службы, яко горд сыи оклеветает и гнушается. И аще убо кто от преждереченных и почтенных обрящется что-либо таковое творя, якоже возносятся и уничиживая просто живущыя, и церковныя преступая законы, и новое нечто вводя от своея буести, да будет проклят. Церковь бо и девство с смиренномудрием похваляет; и воздержание с благоверием и чистотою бывающее приемлет; и отшествие от мирских вещей со смиренною мудростию удивляет; и брака чистое сожитие почитает; и богатства с правдою и со благотворением не похуляет: и простую и худую одежду, потребы ради токмо телесныя носиму без лицемерия похваляет; худыя же и раздранныя ризы носящих с лицемерием отвращается; и домы Божия почитати повелевает; и соборы иже в них яко святы и полезны облобызает: не затворяющи благочестия в людских домах, но всяко место во имя Божие созданное почитающи. И в тех церквах собирание на пение и на общение и пользу всем людем приемлет. И премногое благотворение, еже творят братия нищим, по древнему преданию ублажает. И вся собравши рещи, вся иже от божественных писаний, и от апостольских предании предания, церкви облобызает;

Преидохом с Богом иже в Гангре святаго поместного собора святых отец правила.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля