Итак, прошло 10 дней после старообрядческого Форума в Томске, и, думаю, самое время написать свой отзыв о прошедшем мероприятии.
Сразу оговорюсь, что я не принимал участия в этом высоком собрании, однако есть фантомные ощущения, что как будто участвовал, так как одни об этом говорят и пишут, другие у меня спрашивают о том, как прошел Форум?
Причина такой путаницы в том, что в распространяемых пресс-релизах и новостях рассказывается об участии в Форуме представителей Древлеправославной Поморской Церкви, а это совсем не так, так как я представляю ДПЦ в Рабочей Группе (координационный орган по взаимодействию представителей старообрядческих согласий с общественными организациями и властями; далее — РГ), то вошел и в оргкомитет по подготовке Форума и, соответственно, должен был принять самое непосредственное участие.
Возникает вопрос: что же пошло не так?
Отвечаю. В январе 2024 года собралась РГ для подведения итогов 3-го Международного старообрядческого форума, прошедшего в декабре 2023 г. в Москве. На этом же совещании со стороны РПсЦ была озвучена идея провести общестарообрядческую конференцию в Томске, по приглашению местных властей. Эта идея была поддержана. На следующем совещании РГ предложили назвать эту конференцию Сибирским форумом, т.е. планировалось сделать большое региональное мероприятие для привлечения прежде всего старообрядцев урало-сибирского региона.
Форум запланировали на конец июня, а значит, времени на подготовку оставалось мало, и было важно заручиться финансовой поддержкой со стороны Благотворительного Фонда и ясностью от принимающей стороны, прежде всего в вопросе проживания и питания гостей-участников, а также предоставления площадки для проведения мероприятий Форума.
Для решения этих важных орг. вопросов были обозначены крайние сроки, сначала — 20 мая, а потом — 3 июня. На эти дни назначались совещания РГ, на которых начали обсуждать предварительные списки участников, темы докладов, программу Форума. В качестве окончательного варианта решили назвать мероприятие так — «Сибирский Старообрядческий Форум. Вера. Семья. Традиции». Справедливости ради, надо сказать, что участники от ДПЦ прислали довольно интересные темы докладов, были темы и по актуальной проблематике.
Как и на прошлых форумах, участники распределялись по квотам, по местным условиям в Томске могли принять ок. 100 чел., распределили примерно так — 40 чел. — от поповских согласий, 40 — от беспоповских и 20 — от представителей общественности, научного сообщества и журналистов.
Однако ни 20 мая, ни 3 июня никаких подтверждений или гарантий от принимающей стороны не поступило. Участникам надо было приобретать билеты, оформлять отпуска или брать отгул, как-то планировать свое время. Складывающаяся неопределенность привела к тому, что люди стали отказываться от участия.
6-го июня, после консультаций, мы (представители ДПЦ в оргкомитете) приняли решение со своей стороны прекратить подготовку к Форуму.
Только 12 июня, за 2 недели до мероприятия, поступила запоздалая информация с подтверждением о проведении Форума. В такой ситуации мы предложили всем из нашего списка, желающим ехать в Томск, действовать в частном порядке. Таковых оказалось несколько человек, но в итоге по разным частным причинам почти все не смогли поехать, и из поморцев был только один человек.
Итак, организационные итоги Форума:
Окончательного решения РГ по проведению Форума с утверждением программы и выступающих докладчиков не было.
По какой-то причине утвержденное на РГ название форума «Сибирский старообрядческий Форум» было произвольно изменено на «IV Международный Старообрядческий Форум» (при этом непонятно, какое отношение томский Форум имеет к трем прошедшим в Москве международным форумам, которые проводятся с периодичностью в 2 года).
Томский форум, по сути, оказался внутренним мероприятием Белокриницкого согласия (РПсЦ), если не считать участие в торжественной части гостей от никониан, протестантов, мусульман и буддистов.
Опровергая сообщения в новостях скажу, что представителей от Древлеправославной Поморской Церкви, от Древлеправославной старопоморской Церкви федосеевского согласия, от часовенного и спасовского согласий на Томском форуме не было.
Не было и представителей других поповских согласий — Русской Древлеправославной Церкви и Древлеправославной Архиепископии (еп. Никодима Елякина). И даже — представителей того же Белокриницкого согласия, но Белокриницкой (Браиловской) митрополии тоже не было.
Представителей старообрядчества из стран Балтии, Украины, Румынии, конечно, также не было, но все же международный статус обеспечили представители белокриницкого согласия из Казахстана, Пакистана и Уганды. Ну что ж, хоть в этом соответствие.
Вот такой вот Форум.
Еще надо будет подумать, что и как нам дальше делать с этими форумами, да и с РГ тоже.
Автор: Алексей Безгодов
Источник: публикации в социальной сети
в этой ситуации нужно грамотным людям разбираться. Выступали ли на форуме представители других согласий. Хочу заметить что Шахов М.О. представляет другое согласие, значит как минимум один уже был. Как пишет ниже Калашников, про междусабойчик c религиозным уклоном, не совсем верно, из религиозного уклона были одежды священства с крестами, а говорили про семью предостаточно. Только вопрос к организаторам с каким умыслом на маасе были протестанты. мусульмане, рпц и т д, ВЫХОДИТ ФОРУМ УЖЕ НЕ ИМЕЛ ПРАВО НАЗЫВАТЬСЯ СТАРООБРЯДЧЕСКИМ ! Это скорее форум представителей разных религий. Тоесть уже большой подвох.
собрать подписи от старообрядцев и подать в суд на организаторов данного мероприятия, за изменение названия без согласования орг груп 2) за то что приплели к форуму статус 4го международного. Тем самым введя в заблуждение общественность и приравняв себя к первым трем. Хотя по сути должны были заявляться самостоятельно. (Получается это была Томская тусовка белокриницких с гостями .)И за дезинформацию властей об участии разных согласий. Если таковые не выступали.Создайте общественную группу и желающих поддержать найдется очень много. Это в первую очередь должен сделать организатор первых трех форумов в Москве .
Да, получился не совсем старообрядческий форум, а такой непонятный междусобойчик, с полным религиозным уклоном формата церковного собора или совета, которые проходят каждые полгода-год в РПСЦ. Никакого межстарообрядческого диалога, ни каких общественников и общественных старообрядческих вопросов не решалось. Что решили, какие цели достигли осталось загадкой, какая резолюция форума одни вопросы без ответа.
Да, а когда то говорили, что форумы для общественников, а теперь одни церковники и их приближенные.