3 октября (20 сентября ст. ст.) Церковь чтит память мучеников великаго князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора. В 1245 году они были зверски замучены в Золотой Орде.
Содержание:
- Князь Михаил Черниговский. Житие
- Подвиг Михаила Черниговского и боярина Феодора
- Прославление мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Тропарь и кондак святым
- Мученики Михаил Черниговский и Феодор. Иконы
Князь Михаил Черниговский. Житие
Святой благоверный князь Михаил Черниговский был сыном Всеволода Ольговича Чермного (ум. 1212). С детства Михаил отличался благочестием и кротостью, избегал шумных сборищ, а играм предпочитал душеполезное чтение.
С юных лет отличался он добродетельною жизнью; возлюбив Христа, он служил Ему от всего сердца, и все видели душевное незлобие князя — его кротость, смирение, обходительность со всеми и милосердие к бедным. Угождая всегда Богу молитвою и постом и всякими добрыми делами украшая свою душу, князь Михаил соделал ее прекрасным жилищем Бога, Творца своего.
С ранних лет княжич был слаб здоровьем, но, уповая на милость Божию и благодаря молитвам преподобного Никиты, Переяславского Столпника, в 1186 году исцелился от недугов. В 1190 году Михаил взял себе в жены дочь князя Галицкого Романа Мстиславича — Олёну, во святом крещении Елену.
Известно, что в 1223 году князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве. Здесь решался вопрос о помощи половцам, на которых шли татаро-монгольские полчища. 21 мая 1223 года в битве на реке Калке погиб дядя Михаила — Мстислав Черниговский. Михаил становится князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение в Новгород.
Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего града Новгорода.
Особенно важным для новгородцев было княжение Михаила в новгородской земле, ибо это означало примирение с Новгородом великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича (1188–1238 гг.), супруга которого, княгиня Агафья, была сестрой князя Михаила.
Однако князь Михаил весьма недолго княжил в Новгороде. Он собрался возвратиться в родной Чернигов. На мольбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.
Князь Михаил ревностно занялся благоустройством своего удела.
Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл (1224 – 1233 гг.). В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.
С 1235 года князь Михаил занимал Киевский великокняжеский престол. Наступали трудные времена. В 1238 году татары разорили Рязань, Владимир, Суздаль. В 1239 году татаро-монгольские полчища двинулись на южную сторону Русского государства, опустошили левобережье Днепра, черниговские и переяславские земли. Осенью 1240 года татаро-монгольские войска подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но князь Михаил отказался вести с ними переговоры. Он тут же предложил венгерскому королю объединить силы и дать отпор общему врагу, с такими же воззваниями князь Михаил обращался и к Польше, Германии.
Но уже было поздно, Русь была разгромлена, затем эта же участь постигла и Венгрию, и Польшу. Не получив поддержки от европейских государств, князь Михаил вернулся в разгромленный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, а вскоре переселился в Чернигов. Все же черниговский князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских варваров. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный Михаилом его сподвижник митрополит Петр (Акерович). Петр считал единственно возможной защитой крестовый поход против Орды. Но этот Собор никаких решений об общем противодействии татаро-монгольскому нашествию не принял. Князь Михаил решил бороться самостоятельно, без поддержки иноземных властителей.
Подвиг Михаила Черниговского и боярина Феодора
Вскоре на Русь явились ханские послы, затем, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность хану, а на княжение князю нужно было получить разрешение — ярлык. Послы хана Батыя сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ярлыком. Видя разоренную Русь, князь Михаил осознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От своего духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и обещал ему, что он скорее умрет за Христа и святую веру, чем поклонится ханским идолам.
Вместе с князем Михаилом отправился в Орду его верный сподвижник боярин Феодор. В Орде, возможно, прознали о попытках князя Михаила организовать выступление против Орды совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Когда в 1246 году князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям — солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевшим исполнить сей языческий обряд, черниговский князь ответил:
Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари.
Хану донесли о непокорности князя. Батый через своего приближенного передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, князь и его спутники будут замучены. Но и на это последовал решительный ответ князя Михаила:
Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам.
После ответа судьба мужественного князя была решена. Укрепляясь словами Господа: «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою Меня и Евангелия ради, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35-38), князь и преданный его боярин Феодор приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Христовых Таин, которые дал им с собой духовный отец — епископ Иоанн.
Ордынские варвары схватили князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Один из царских слуг, бывший прежде христианином, а потом отступивший от Христовой веры, отсек голову князю Михаилу. Боярину Феодору льстиво предлагали отступить от веры Христовой и выполнить языческий обряд, за это ему обещали княжеское достоинство замученного страдальца. Но боярин Феодор был непреклонен. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову.
Так, честно пострадав, святые мученики Михаил и Феодор предали души свои в руки Господу, в 6753 году от сотворения мира, от Рождества же Христова в 1245 году, сентября в 20 день. Святые тела их брошены были на съедение псам, но в продолжение многих дней оставались целыми и никем не тронутыми. Так благодать Христова сохраняла их невредимыми. Кроме сего над телами мучеников появлялся огненный столп, сиявший ярким блеском, и каждую ночь виднелись горящие свечи. Видя всё сие, христиане, находившиеся в то время в Орде, взяли тайно тела мучеников и с честью погребли их.
Прославление мучеников Михаила и Феодора Черниговских. Тропарь и кондак святым
14 февраля 1572 года по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного с благословения митрополита Антония мощи Михаила Черниговского и боярина его Феодора после их прославления были перенесены из Чернигова в Москву — в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля, где и находятся ныне.
Житие и служба святых Михаилу и Феодору Черниговским были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским.
Исповеднический подвиг великого князя Михаила черниговского и боярина его Феодора святого Феодора поразил даже их палачей. Борьба Руси против татаро-монгольского ига продолжалась еще долго. Церковь Христову украсили новые мученики и исповедники: в Орде в 1246 году был отравлен великий князь Феодор, замучены были великие князья — Роман Рязанский (в 1270 году) и Михаил Тверской (в 1318 году), сыновья Михаила Тверского — Димитрий (в 1325 году) и Александр (в 1339 году). Всех их укрепляли пример и святые молитвы святого благоверного князя Михаила Черниговского и боярина его Феодора.
Тропарь, глас 4
Жизнь свою мученически совершивше, исповедания венцы украсившееся. К Небесным востекосте, Михайле премудре, с доблим Феодором. Молите Христа Бога, сохранити Отечество ваше, град же и люди, по велицей его милости.
Кондак, глас 8
Царство земное ни во что же вменив, и славу яко преходящую оставил еси. Самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михайле, с доблим Феодором, цареви силам предстоящее. Молите без вреда сохранити Отечество ваше, град же и люди, да вас непрестанно почитаем.
Библиотека Русской веры
Канон князю Михаилу и боярину Феодору →
Читать онлайн
Мученики Михаил Черниговский и боярин Феодор. Иконы
Комментариев пока нет