Сегодня мы можем говорить о многих великих русских именах в живописи и музыке. Это и Валентин Серов, и Михаил Врубель, и Илья Репин, и Виктор Васнецов, Василий Поленов, Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и многие другие. Однако все эти великие люди обязаны своим расцветом именно фамилии Мамонтовы. Несмотря на долгую и совсем непростую историю, род меценатов внес огромный вклад в развитие русской культуры XIX-XX веков. Плоды этого вклада мы можем ощущать и сегодня.
***
Медичи на рубеже XIX-XX веков
Мало кто скажет, что не знает, кто такие Медичи. Одним из самых известных представителей династии Медичей был правитель Флоренции второй половины XV века Лоренцо Великолепный. Именно благодаря ему Флоренция стала центром культуры эпохи Возрождения. Благодаря тому, что Лоренцо был покровителем всех видов искусства и меценатом, впоследствии медичи становится словом нарицательным. Всех меценатов и покровителей, кто вносит особый вклад в развитие культуры в Европе, стали называть медичи. В прямом смысле слова до России это не дошло, однако нужно отметить, что и у нас были деятели, которых без зазрения совести можно назвать медичи. К их числу можно отнести Мамонтовых.
Так, напомню, что для России необычайный подъем культуры связан с концом XIX века. Именно тогда в стране появляются те, кто всячески поддерживали духовное и культурное развитие русского народа. По большей части такими покровителями становились богатые купцы и промышленники, чувствовавшие прогресс в этом направлении. Среди знаменитых имен, связанных с XIX веком и культурой, необходимо назвать основателя Третьяковской галереи Павла Третьякова, промышленника Савву Морозова и, конечно же, основателя первой частной Русской оперы Савву Мамонтова, которого, как и прославленного правителя Флоренции, в народе прозвали Великолепный. Однако отмечу, что меценатство не так легко далось Савве Ивановичу, как видится на первый взгляд.
Из крепостных в меценаты
Практически во всех известных источниках мы привыкли видеть начало династии Мамонтовых с середины XIX века, когда отец Саввы Ивановича Мамонтова, купец первой гильдии Иван Федорович, вместе с братом Николаем приезжают из города Ялуторовска Тюменской области в Москву. Однако согласно исследованию документов Российского Государственного архива древних актов (РГАДА) стало известно, что история фамилии Мамонтовых начинается намного раньше. Так была выявлена связь рода Мамонтовых с рязанскими дворянами Шиловскими, которые после войны с Польшей в 1636 году получили поместье в Мосальском уезде. При этом первое письменное упоминание Мамонтовых относится только к 1716 году. Именно к этому году относится запись в переписной книге Мосальского уезда в селе Берне, где при дворе помещика Семена Емельяновича Шиловского значилась семья приказчика Кондратия Мамонтова. В середине XVIII века правнуки Мамонтова получили освобождение от крепостной зависимости по воле владельца и с тех пор занялись торговой деятельностью, поселившись на Мосальском посаде. Уже к концу XVIII века Мамонтовы стали мещанами и купцами 3-й гильдии города Мосальска. Среди них был и дед Саввы Мамонтова — Федор Иванович.
Как и многие представители купеческого сословия, Мамонтовы происходили из старообрядцев. В торговой среде старообрядцы пользовались большим доверием. Считалось, что сугубая религиозность гарантирует их особую щепетильность и честность в делах. Эти, дескать, не обманут: «Господь не велит».
Прямых доказательств этому найти достаточно тяжело, однако косвенные свидетельства можно увидеть в повседневной жизни рода. Так, например, Савва Иванович Мамонтов и Елизавета Григорьевна Сапожникова венчались в Храме Сергея Радонежского в усадьбе Киреево (г. Химки, на данный момент разрушена). По оставшимся исследованиям и воспоминаниям, церковь являлась старообрядческой. Она относилась к наследию москвинских староверов-федосеевцев. Место, где находился храм, сейчас является территорией подмосковного города Химки. Сам храм, к сожалению, утерян.
К XIX веку Мамонтовы достигли в своей сфере таких успехов, что их фамилия была на слуху во всей России.
Доисторические звери и ошибка писаря
Происхождение фамилии рода Мамонтовых неоднократно вызывало и вызывает споры. В частности, исследователи приводят разные варианты ее этимологии. Одна из версий, которая, по мнению большинства экспертов, является ошибочной, относит звучную фамилию к наименованию доисторических зверей. Отметим, что более правдоподобная версия к первобытному миру не имеет никакого отношения.
Таким образом, фамилия Мамонтовых происходит от имени почитаемого церковью мученика. Правильнее было бы писать Мамантов. Так звали христианского мученика Маманта Кесарийского (Каппадокийского). Он был приговорен к утоплению в море за то, что обратил к Христу своих юных сверстников. Однако по преданию Мамант был чудесным образом спасен и приведен на гору близ Кесарии, где он смог устроить себе келью. Позже он был снова арестован, помещен в темницу, а затем выведен на арену цирка с дикими зверями. Звери отказались нападать на мученика, и он был поражен трезубцем языческого жреца. Святой Мамант Кесарийский является покровителем животных.
Эксперты полагают, что причиной видоизменения букв в фамилии может служить ошибка писаря. Отметим, что эта ошибка никак не отразилась на успешной деятельности рода Мамонтовых и, в частности, самого известного представителя — Саввы Ивановича Мамонтова.
Не так важно, кем ты родился; важно, кем ты хочешь умереть
Савва Иванович Мамонтов родился 3 октября 1841 года в городе Ялуторовске Тюменской области, где его отец, Иван Фёдорович, работал по откупной части. Необходимо отметить, что в этом небольшом городе в то же время жили многие декабристы, среди которых Иван Пущин, лицейский друг Пушкина, Матвей Муравьёв-Апостол и другие. Однако связь семьи Мамонтовых с декабристами была под строгой тайной, хотя есть сведения о помощи купцов «политическим преступникам» в связи с родными и друзьями. Поэтому нельзя однозначно сказать, как такое окружение повлияло на формирование личности Саввы Мамонтова, при этом, безусловно, нельзя такое влияние и отрицать.
В 1850 году Мамонтовы переезжают в Москву. Отец Саввы решил, что пора прекратить домашнее воспитание сыновей (их в семье было четверо), и отдал их в гимназию. Однако пребывание в гимназии длилось всего год, после чего отец определил детей в Горный корпус в Петербурге. В корпусе Савва проучился год, но затем опять вернулся в свою старую гимназию. Нужно сказать, что учился Савва год от года всё хуже, стал чуть ли не самым последним учеником в классе. По существовавшим тогда правилам он должен был сидеть за последней скамьёй, но по настоянию одноклассников, любивших его за независимость и обаяние, сидел всегда за первой, рядом с первым учеником. Способность объединять и вдохновлять окружающих его людей он пронёс через всю свою жизнь. Уже в гимназии в личных интересах будущего мецената первое место занимал театр. На выпускных экзаменах Мамонтов полностью провалился из-за латинского языка. В связи с чем ему посоветовали уйти из гимназии. Однако предприимчивый Савва Мамонтов путём небольшого обмана поступил в Московский университет на юридический факультет. Предполагается, что латынь за него сдавал кто-то другой.
Все было хорошо, пока отец Саввы Ивановича всерьез не забеспокоился театральным увлечением сына. Дело в том, что он готовил из него наследника всех его дел, в частности и крупной железнодорожной компании. К тому же отца уведомили о том, что и в Университете Савва кому-то мешал. Был дан настоятельный совет убрать его оттуда. И отец, несмотря на отчаянные возражения сына, непоколебимо решил отправить его в Баку для обучения торговому делу. Там молодой Савва Иванович был определен на должность в контору, но отчаянно желал поскорее вернуться в Москву, ближе к искусству. Однако отец категорически отверг этот вариант. Только спустя полгода он наконец получает от отца распоряжение отправляться в Москву.
Молодой купец быстро освоился в своем деле и стал преуспевать. Он завел много новых знакомств. Особенно его привлекала семья Сапожниковых, глава которой был, как и отец Саввы, купцом первой гильдии. Точнее, привлекала Савву семнадцатилетняя Лиза Сапожникова. Она была девушкой умной, рассудительной, искренней и глубоко религиозной. Наконец 25 апреля 1865 года двадцатитрехлетний Савва и семнадцатилетняя Лиза поженились в подмосковном имении Киреево. Через два года у них родился сын Сергей, а ещё через два года, в 1869 году, родился второй сын — Андрей. В этом же году скончался Иван Фёдорович, с тех пор Савва Мамонтов стал полным себе хозяином.
Железная дорога к театру мечты
Начальный капитал, который был с умом и удачей использован Саввой Мамонтовым, смог обеспечить его отец. Иван Федорович Мамонтов обратил свое внимание на железные дороги и, занявшись этим бизнесом, построил путь от Москвы до Сергиева Посада. Это была одна из первых железных дорог в России. Таким образом, подросший Савва Иванович смог вложить деньги в торговлю итальянским шелком, потом, уже по семейной традиции, обратил внимание на железные дороги и построил магистраль Ярославль-Кострома, которая принесла ему огромную прибыль.
По описанию современников, Савва Иванович был энергичный молодой человек, стройный, с огромными синими глазами, необыкновенным обаянием и удачей. Он учился в Петербургском горном институте, затем в Московском университете на юридическом факультете. В течение нескольких лет жил в Италии, где изучал живопись и занимался пением.
Тяга к прекрасному всегда была в характере Мамонтова. Он даже поначалу пытался объединить ее с коммерческой деятельностью, правда, это давалось не очень удачно. Так, Савва Иванович захотел украсить казенные здания вокзала картинами выдающихся живописцев и заказал Виктору Васнецову три декоративных панно: «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства», «Битва русских со скифами». Однако одна из картин Васнецова была раскритикована газетой «Молва», и правление железной дороги от покупки картин этого художника отказалось. Тогда Мамонтов сам купил картины. Позже, когда Третьяков забраковал написанный Ильей Репиным по его заказу портрет И. С. Тургенева, Мамонтов купил и его и подарил Румянцевскому музею.
Этими событиями не закончилась любовь Мамонтова к искусству, но, можно сказать, что только началась. Так, в 1870 году меценат купил имение Абрамцево, которое в короткий срок стало практически центром художественной жизни России. В имении Савва Иванович окружил себя друзьями-художниками, которые часто и подолгу гостили у него. Отметим, что среди его гостей были такие сейчас известные имена, как Валентин Серов, Михаил Врубель, Илья Репин, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Василий Поленов.
В поместье Мамонтова создавались картины, ставшие позднее шедеврами русского искусства. Так, в кабинете Саввы Ивановича Врубель создал знаменитого «Демона», Васнецов писал «Трех богатырей», а Серов написал портрет дочери Мамонтова Веры — «Девочка с персиками».
Надо сказать, что увлечение известного мецената искусством не ограничивалось лишь живописью, его всегда тянуло к театру. Потому в поместье был устроен домашний театр. Именно из этого театра позднее вышли такие известные деятели, как Станиславский (тогда известный как Константин Алексеев), певица Большого театра Надежда Салина и многие другие. Однако тогда уже Мамонтов мечтал о большем. Он хотел отрыть собственную оперу. Но его мечта находилась в ожидании своего часа, когда 24 марта 1885 года Александром III была отменена государственная театральная монополия. Таким образом, в этом же году Савва Иванович смог наконец осуществить свою мечту и открыть первую Московскую частную русскую оперу С. И. Мамонтова.
Безусловно, необходимо отметить, что сам Мамонтов был исключительно одарен. Будучи чутким ко всему талантливому, а также обладая интуицией и немалой природной музыкальностью, он поставил своей основной задачей полноценное сценическое воплощение опер русских композиторов. Савва Иванович сам был режиссером этих постановок и представлял себе оперную постановку как единение всех необходимых видов искусства: музыкального, сценического и декоративного с целью раскрытия замысла произведения.
Воплотив мечту о театре, Мамонтов сумел объединить вокруг себя имена, составляющие гордость нашего искусства. Достаточно назвать имена, чтобы представить себе, какими силами располагала его частная опера: дирижеры Сергей Рахманинов и Михаил Ипполитов-Иванов, певцы Федор Шаляпин, Надежда Забела-Врубель, Антон Секар-Рожанский, Николай Шевелев, Елена Цветкова, литературную часть возглавлял критик Семен Кругликов, а художественно-постановочную часть — Василий Поленов. Однако прорыв случился не сразу и, к сожалению, длился не так долго.
И в горе, и в радости
Зрелый период Московской частной оперы с 1896 года связан с постановкой наиболее значительных опер русских композиторов. Именно тогда частная опера смело бросает свой вызов императорским театрам. В этот период в полную силу раскрывается талант Федора Шаляпина. Несмотря на это с середины 1890-х годов окончательно испортились отношения Саввы Мамонтова с его женой — Елизаветой Григорьевной. Нужно сказать, что роль разлучницы в семейной драме сыграла солистка Московской частной оперы Татьяна Спиридоновна Любатович — сестра известных революционерок-народниц Ольги и Веры. Занимателен тот факт, что их четвертой сестре — Клавдии Винтер — Савва Иванович доверил антрепризу своей оперы. Но ее некомпетентность и корыстолюбие отпугнули многих служащих театра, ранее способствовавших его успеху.
Позднее, в 1899 году, Мамонтова арестовывают за историю с финансовой халатностью, по некоторым данным связанную с премьер-министром России Сергеем Юльевичем Витте. Савва Иванович провел пять месяцев в одиночной камере Таганской тюрьмы. Не сойти с ума ему помогли лепка и составление красок для гончарной мастерской. После того как его отпустили, он еще год находился под домашним арестом и только потом был полностью оправдан. Упущенное время оставило Савву Мамонтова в полном разорении. Его имущество было опечатано и распродано. Татьяна Любатович отвернулась от Саввы Ивановича, а ее сестрица Клавдия распродала реквизит и костюмы, а вырученные деньги — несколько десятков тысяч рублей — присвоила.
Попытки Мамонтова встать на ноги после разорения не увенчались успехом. В конце 1900 года Савва Мамонтов поселился у Бутырской заставы при гончарном заводе «Абрамцево», основанном в 1889 году, где и прожил в уединении последние годы жизни. Он занимался художественной керамикой, развивавшей народные традиции.
Кроме разорения Мамонтову пришлось пережить смерти детей детей (в 1899 — любимого сына Андрея, в 1907 — дочери Веры, а в 1915 — старшего сына Сергея), а в 1908 году скончалась и его жена Елизавета Григорьевна, которая оставалась верной ему всегда. Она хлопотала об освобождении мужа из тюрьмы, поддерживала после освобождения. Таким образом, из некогда большой семьи остались только трое: Савва Иванович, сын Всеволод, дочь Александра.
Савва Иванович Мамонтов умер в 1918 году после продолжительной болезни и был похоронен у Спасской церкви в Абрамцево. После его смерти в Абрамцево был создан музей, в котором разместили принадлежавшую Мамонтову коллекцию произведений живописи, скульптуры, керамики. Всего коллекция насчитывала около 2000 экспонатов. Первым директором Абрамцевского музея стал сын Саввы Ивановича Всеволод. Он был последним из Мамонтовых, которые остались верны России.
Предположительно внук Саввы Ивановича Мамонтова уехал из России в 1918 году. Он жил в Европе (в Греции, Югославии, Германии), но своего сына в память о деде назвал Саввой. Правнук тоже занимался предпринимательством, знал пять языков, однако в меценатстве замечен не был.
Известно, что сейчас праправнуки Саввы Мамонтова живут в США (Флорида).
Ничего интересного. Обычная биографическая статья.Кому то нужно прицепить никониан Мамонтовых к старообрядчеству.А связи и общение со старообрядчеством не говорят о принадлежности.
Статья хорошая, но, к сожалению, автор сделала ошибку, предположив, что фамилия Мамонтовых имела старообрядческие корни : "Как и многие представители купеческого сословия, Мамонтовы происходили из старообрядцев… Прямых доказательств этому найти достаточно тяжело, однако косвенные свидетельства можно увидеть в повседневной жизни рода. Так, например, Савва Иванович Мамонтов и Елизавета Григорьевна Сапожникова венчались в Храме Сергея Радонежского в усадьбе Киреево (г. Химки, на данный момент разрушена). По оставшимся исследованиям и воспоминаниям, церковь являлась старообрядческой. Она относилась к наследию москвинских староверов-федосеевцев. Место, где находился храм, сейчас является территорией подмосковного города Химки. Сам храм, к сожалению, утерян".
Род Мамонтовых старообрядческих корней, увы, не имел. Меня самого этот вопрос очень интересовал (живу в Химках и занимаюсь краеведением), но вся информация указывает на отрицательный ответ. Да, множество знаменитых купеческих фамилий России вышло из староверия, но вот конкретно Мамонтовы с самого начала, с самых ещё своих крестьянских корней, были из среды традиционной Церкви.
Храм преподобного Сергия в Киреево, где Савва венчался с Сапожниковой, также старообрядческим никогда не был. Он построен только в 1715 г., в петровское время, по прошению местной помещицы Еропкиной, и всегда относился к господствующей Церкви.
При этом связь этого храма с москвинской старообрядческой общиной в Латвии действительно есть, но посмертная. В годы первой мировой, в виду немецкой опасности, колокол местной моленной эвакуировали во внутренние губернии России, но он, видимо, затерялся в революционной круговерти, и в конце 1920-х гг., в уже независимую Латвию из СССР, по требованию общины привезли на замену колокол киреевского храма. Он до сих пор в моленной у москвинских староверов — это единственное, что осталось от подмосковного храма.
При этом связи с купеческими фамилиями — выходцами из староверия, Мамонтовы действительно поддерживали. Так они были тесно связаны с выходцем из старообрядчества Павлом Третьяковым, который в том же самом храме венчался с двоюродной сестрой Саввы — Верой Мамонтовой.
Сюда же в Киреево, к отцу Саввы — Ивану Федоровичу часто приезжал знаменитый старообрядец Василий Кокорев, с которым они здесь обсуждали строительство Ярославской ж/д.
Такая вот непростая история двух половин русского народа, и там были великие люди, и там.
Слышал звон, да не понял где он…
Уважаемый Сергей, будьте добры указывать источники, с которых вы черпаете информацию. В данном случае вы воспользовались статьей «Неожиданная история москвинского колокола» Татьяны Колосовой, исследователя староверия из Латвии. Вырвали строки и получилась у вас неразбериха.
Например, «По оставшимся исследованиям и воспоминаниям, церковь являлась старообрядческой. Она относилась к наследию москвинских староверов-федосеевцев.» Москвинские староверы живут в восточной части Латвии, но никак не в Подмосковье! Поэтому староверов-федосеевцев в с. Киреево не могло быть.
tatko:»Москвинские староверы живут в восточной части Латвии, но никак не в Подмосковье! Поэтому староверов-федосеевцев в с. Киреево не могло быть.»
А вы считаете, что староверы федосеевцы могли быть только в Подмосковье?
Здравствуйте, Татьяна!
Разумеется, я читал Вашу статью, и мы с Вами даже когда-то переписывались по поводу истории этого храма и колокола. Но в данном случае Вы не увидели откуда цитата — она полностью взята из статьи, которую мы комментируем, посмотрите внимательно текст. Автор статьи знала о Вашей публикации, но не правильно поняла. Поэтому я и внёс ясность в этот вопрос.
Интереснейшая статья!
Моего деде звали Иван Семенович Мамонтов, его отец Агафон Мамонтов. Моя бабушка Мария Семеновна ( родная сестра моего деда) собрала полное генеалогическое древо. Живет она в Михайлове. Вот от нее я действительно узнала много интересных фактов. И про Раскулачивание, и как в Сибирь сослали , и как обратно бежали, и про родство в том числе и с Романовыми.