Кто из архитекторов оставлял подпись на своих твореньях? Имя, оно же своеобразный автограф, Льва Кекушева сохранилось в масках царя зверей на фасадах его зданий и скульптурах, венчающих кровли. Еще каких-то десять лет назад на замковом камне въездной арки дома купца Василия Быкова (2-я Брестская, 19/18, стр. 1) красовалась львиная морда.
Однако собственник недвижимости, Институт автоматизации проектирования РАН, и инвестор, ООО «Финансист», замышлявшие на этом участке новое восьмиэтажное строительство площадью 25 тыс. кв. м с подземной автостоянкой, варварски выломали фигурные рамы, сбили характерные декоративные элементы, раскололи надвое маскарон с хищником и, наконец, осенней ночью 16 сентября 2009 года устроили пожар в образце позднего московского модерна, выявленном памятнике культурного наследия.
Обитатели якобы пустующего дома, гастарбайтеры, выпрыгивали из окон, спасаясь от пламени. Частично обрушились перекрытия. Дом остался без крыши и вроде бы уже шел на снос. Отнять неудобный охранный статус у кекушевского творения было хрустальной мечтой указанного ООО. Эти демарши мужественно пресек «Архнадзор», окруживший объект особым попечением. В 2012 году дом Быкова признали объектом культурного наследия регионального значения, а собственника, Институт автоматизации проектирования РАН, через суд принудили к реставрации, бюджет ее составил 300 млн рублей.
Проектом возвращения исторического облика творения Льва Кекушева руководил Владимир Кузнецов.
Теперь любой может сравнить то, что было, с тем, что стало.
Лев Николаевич Кекушев (1862–1917), без сомнения, выдающийся зодчий, автор гостиницы «Метрополь», Центральных бань, особняков на Остоженке, Пречистенке и многих других значительных сооружений в Москве и не только.
Дом Быкова стал последним приветом Льва Николаевича московскому модерну. После 1910 года он уже практически ничего не строил и, по одной из версий, страдал душевной болезнью, отчего и скончался.
Здесь же, в Тверской-Ямской слободе, где некогда находились огороды ямщиков, в период бума доходного строительства, в 1909 году, архитектор спроектировал элегантное четырехэтажное «многоквартирье» с полуподвалом и фигурными водосточными трубами. Волнистой линией автор проекта очертил завершение фасада с полуовальными эркерами. Тонко лиственничной древесиной обвел оконные переплеты с выпуклыми стеклами, блиставшими под солнечными лучами. Такие дутые окна для Москвы были по тем временам редкостью, равно как и железобетонные перекрытия, кои Кекушев применил здесь вместо деревянных.
Поверхность внешних стен приобрела изысканную фактуру благодаря чередованию матовой штукатурки и глянцевой плитки-кабанчика. Первый этаж традиционно занимали магазины (булочная и аптека) и контора владельца. Известно, что московский купец 2-й гильдии Василий Егорович Быков, старообрядец, член совета Преображенского богаделенного дома, брал подряды на строительные и печные работы. В трех оставшихся этажах располагались просторные четырех- и пятикомнатные апартаменты, сдаваемые внаем. Лестницы обрамляли кованые ограждения, полы были устланы паркетом, потолки украшала пышная лепнина. В подвале имелись котельная с комнатой истопника и склады магазинов. Жилище было оснащено канализацией, горячей водой и паровым отоплением. В доме старообрядец Быков предусмотрел моленную Введения во храм Пресвятой Богородицы. Ныне иконы XVI–XVII веков из коллекции Быкова рассыпаны по музеям.
Первоначально, примерно с 1868 года, участок принадлежал потомственным ямщикам Кокориным. К 1890-м годам произошел раздел земли между братьями — Александром, Сергеем и Петром Кокориными. В 1903 году архитектор К. И. Дуванов строит здесь трехэтажный доходный дом. Через два года Быков приобретает место, где к тому моменту ветшало деревянное строение, некогда принадлежавшее главе большой семьи Кокориных. Именно здесь Льву Кекушеву и предстояло реализовывать свой амбициозный проект.
В списке арендаторов квартир Быкова в 1914 году числится Грузинское городское училище. После 1917 года квартиры, как легко догадаться, переквалифицировались в коммунальные. В одной из них будто бы даже жил чешский журналист Юлиус Фучик, именем которого позднее назвали бывший Ново-Васильевский переулок. В 1970-е годы в доме Быкова заседали советские конторы, а с 1990-х здание передали Институту автоматизации проектирования РАН.
Программа реставрационных мероприятий предполагала сохранение оригинальной кекушевской планировки и, соответственно, первоначальной жилой функции.
Источник: moskvichmag.ru
Фото: mos.ru
Комментариев пока нет