В старинном уральском городке Невьянске, в России и за ее пределами больше известном своей наклонной башней, в примыкающем к ней здании музея открылась выставка, посвященная старообрядцам. Они, без преувеличения, сыграли большую роль в промышленном развитии горного края. 300 лет назад здешний чугуноплавильный и железоделательный завод стал флагманом металлургии Урала, а сам Невьянск — крупнейшим центром староверческих общин.
В XVIII веке среди населяющих территорию Среднего Урала (нынешних Пермского края и Свердловской области) численно преобладали приверженцы старообрядчества. Во-первых, сразу после раскола здесь нашли пристанище множество последователей дореформенной церкви. Из разных сословий, включая представителей высшей знати, военноначальников, попавших в опалу московских стрельцов. Близ рек вырастали скиты. Во-вторых, притоку староверов способствовало бурное строительство горнорудных, литейных предприятий.
На заводы, где формам вероисповедания работников не придавали значения, устремились староверы из Тульской, Московской, Нижегородской, Олонецкой (Карелия) губерний. К ним примкнули вологодские и вятские люди, поволжские кержаки, архангельские поморцы. Дмитрий Мамин-Сибиряк писал: «… все заводское дело на Урале поставлено раскольничьими руками, а лучшие мастера были выписаны из Тулы и Олонецких заводов, где старая вера процветала».
Невьянский завод, построенный по указу Петра I на рубеже XVII-XVIII столетий, первый чугун выдал уже в 1701 году. Через некоторое время запущена самая большая в мире домна, кратно превосходившая по производительности лучшие английские. В 20-годах XVIII века здесь выплавляли чугуна и железа больше, чем все казенные заводы Урала. С 1704 года предприятие в распоряжении Акинфия Демидова. Продолжая дело отца, он создает целую горнопромышленную отрасль, а управляет ею из Невьянска. Одно время Невьянск становится и резиденцией Гаврилы Семенова — видного лидера старообрядцев, одного из самых приближенных к Акинфию Никитичу людей.
Староверы, облеченные доверием предпринимателя и его администраторов, занимают главенствующие профессиональные позиции на Невьянском и многих других заводах. Они непосредственно участвуют в организации производства в роли мастеров, приказчиков, в обеспечении сырьем, оборудованием, провиантом, продажах продукции, привлекают новых работников из числа единомышленников. Демидов ценит их за ревностное отношение к труду, добросовестность, сметку.
В благодарность он всячески помогает общинам в религиозном и бытовом обустройстве в заводском поселке и его окрестностях. К примеру, Выговскому братству поморцев — в строительстве на озере Таватуй влиятельного монастыря, в последующем покровительствуя ему. Действуют домашние моленные, домовые училища. Их защищает «заводское начальство же», сетовали представители Екатеринбургского епископа … Староверы пытались удерживать свои позиции вплоть до Гражданской войны. Так, в декабре 1913 года в Невьянской старообрядческой школе обучалось 113 человек.
Присоединение староверов к официальной церкви давалось большими усилиями. Бодрые статистические рапорты вряд ли заслуживают доверия. Известный специалист по истории уральского старообрядчества Сергей Белобородов приводит красноречивые цифры секретаря Пермской духовной консистории Вруцевича, полученные тем в ходе дотошного просмотра метрических книг последней четверти XIX века. В одних лишь трех уездах количество староверов превышало 250 тысяч человек, что, с укором констатировал сотрудник епархиального управления, в 4,5 раза больше, чем, согласно официальным отчетам, значилось во всей губернии…
«В городе действуют Крестовоздвиженская старообрядческая часовня, основанная в восемнадцатом веке, Храм во имя Всемилостивого Спаса, первый камень в основание которого был заложен в 2006 году. Прихожан немало. Мои земляки чтят традиции. Так что старообрядчество для Невьянска — не завершившаяся когда-то история, а продолжающаяся», — подчеркивает заведующая отделом Невьянского государственного историко-архитектурного музея Юлия Суворова. Ее предки, также из староверов, стали работниками Невьянского завода в первые годы его строительства.
«На специализированной выставке в музее истории Невьянского края представлены экспонаты из нашего фонда: предметы культовой принадлежности — рукописные и старопечатные книги, иконы, меднолитые кресты, а также богослужебная утварь, традиционная мужская и женская одежда, предметы быта. Часть коллекции мы периодически демонстрируем на выездных выставках, как, к примеру, в прошлом году в резиденции губернатора области. Экспозиция привлекает туристов, историков, искусствоведов, религиоведов. Рядовые жители города, разумеется, тоже не прочь взглянуть. Только для них выставка — скорее не открытие, а возвращение во многом знакомый для них мир», — говорит Юлия.
Особого внимания заслуживает школа невьянской иконописи — яркое уникальное явление в истории православия и христианской культуры в целом, но это тема отдельного разговора.
Источник: rodina-history.ru
Комментариев пока нет