Сегодня мы расскажем о знаменитой гостинице «Метрополь», расположенной рядом с Большим театром в самом центре Москвы. Это здание — часть исторического облика города, ведь его постройка началась еще в XIX веке в стиле модерн.
«Челыши» — первая гостиница
Знакомый нам облик Театральной площади практически оформился уже к середине XIX века. Здесь, у самого Большого театра, расположились несколько зданий в едином архитектурном стиле, но место, где сейчас находится «Метрополь», пустовало: грунт здесь был сложным для работ из-за протекавшей ранее через эти места речки Неглинки, которую к тому времени уже провели по трубе под землей.
Тем не менее, в 1838 году за строительство гостиницы взялся купец Павел Челышев. Это было не то здание, которое мы знаем сейчас, но по тому времени проект был амбициозный и роскошный. Строительство давалось тяжело. Грунт не поддавался, деньги на работы уходили огромные, и купец практически оказался на грани разорения. Даже с государственными инвестициями, которые удалось получить Челышеву, окончательную отделку здания завершили только к 1850 году. Здесь разместилась гостиница с рестораном, которая вскоре получила название «Метрополь». Однако в народе ее чаще называли по имени первого владельца — «Челышевской» или просто «Челышами».
В доме Челышева размещались 140 меблированных комнат с питанием и прислугой. Сервис был на высоте, но едва ли не больше, чем номерами, славились «Челыши» своими банями. Воду туда подавали из Мытищинского водопровода; из него же наполняли небольшой живописный прудик, вырытый во дворе «для увеселения посетителей».
К концу XIX века «Метрополь» был самой большой в Москве гостиницей — 220 номеров и меблированных комнат сдавались как посуточно, так и помесячно. Здесь останавливались деятели искусства, именитые иностранцы, а в мае 1896 года в гостинице разместилась большая делегация придворных чинов и военачальников, прибывшая на коронацию Николая II и Александры Федоровны.
Многострадальный «Метрополь»
Строительство нового здания гостиницы в стиле модерн началось в 1899 году под покровительством известного мецената-старообрядца Саввы Мамонтова. За основу были взяты уже существовавшие строения «Челышей»: в проект включили капитальные стены гостиницы, но в итоге здание по виду и внутреннему устройству планировалось совсем другим.
Проект Мамонтова был грандиозным: кроме гостиничных номеров, «Метрополь» должен был включать большой выставочный зал, многочисленные помещения для маскарадов и танцевальных вечеров, контор и магазинов, зимний сад, ресторан, оформленный в стилистике русских палат, а также огромный оперный театр на 3100 зрителей. Не прошло и года с начала строительства нового «Метрополя», как Савву Мамонтова арестовали.
По обновленному проекту, где не было уже оперного театра и концертного зала, зато был огромный ресторан, строительство продолжалось, и к 1901 году гостиница уже почти была готова. Однако в ночь на 15 декабря в меблированных комнатах законченного и уже заселенного корпуса «Метрополя» начался пожар. Полностью выгорели деревянные перекрытия корпусов, была уничтожена кровля и отделка помещений, повреждены инженерные коммуникации. Застройщика гостиницы после пожара признали банкротом.
Работы по возведению гостиницы возобновились в мае 1902 года уже новой командой архитекторов. Пострадавшие при пожаре здания были восстановлены, отделка недостроенных корпусов продолжилась. Наконец, в 1905 году состоялось торжественное открытие «Метрополя».
Вавилон своего времени
На шикарную гостиницу, которую многие окрестили «вавилонской башней», съезжались посмотреть сотни горожан и гостей столицы. Состоятельные дельцы и чиновники спешили остановиться там, чтобы лично увидеть баснословную роскошь. Неудивительно: гостиница была оснащена последними техническими новинками — электрическим освещением, холодильниками, лифтами, телефонами, центральной подачей горячей воды.
Первый этаж гостиницы отдали под торговые и конторские помещения, а со второго по четвертый этажи были оборудованы номера. Мебель для них по специальному заказу изготовили русские и европейские мастера. Отдельного упоминания заслуживает ресторан «Метрополя», способный вместить до 1700 человек. Здесь обедали художники, литераторы, чиновники и зажиточные горожане.
Разумеется, этой роскоши суждено было померкнуть с приходом советской эпохи, отрицавшей все буржуазное. Во время революции 1917 года гостиница оказалась в центре ожесточенного сопротивления силам большевиков, здание было повреждено снарядами. В последующие два года «Метрополь» стал временной резиденцией советского правительства.
В конце 1920-х годов в части здания вновь начала работать гостиница «Метрополь», со временем приобретшая былую роскошь и славу. В 1950 году здесь проходили приемы высоких чинов, на одном из них присутствовали Мао Цзэдун и Иосиф Сталин.
В разное время в «Метрополе» останавливались Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек, Илья Репин. Некоторое время в гостинице жили Сергей Прокофьев и Александр Куприн.
В 1986–1991 гг. прошла реставрация и реконструкция гостиницы, в ходе которой ей постарались вернуть прежний, досоветский облик. Во внутренних помещениях были отреставрированы оригинальные росписи, фасад был полностью восстановлен в старом архитектурном стиле, фундамент и несущие конструкции — укреплены.
Источник: msk1.ru
Комментариев пока нет