Сегодня мы совершим прогулку по центральной части Таганского района — месту, которое долгое время было вотчиной двух известнейших в Российской империи семей промышленников-старообрядцев — Морозовых и Алексеевых.
Интересно, что одного из представителей старообрядцев Алексеевых знаете как вы, так и весь мир, хотя и совсем под другой фамилией. Будучи директором завода, принадлежавшего его семье, он также является создателем системы, которой пользуются до сих пор почти во всех странах нашей планеты. Удивительно, что эта система никак не относится к заводу и промышленности в целом. А о ком идет речь — вы узнаете в нашем материале.
Длина маршрута — 4,6 км, или 6,5 тыс. шагов.
Начнем прогулку с осмотра городской усадьбы Татарниковых, построенной в начале XIX века и реконструированной в 1894–1895 годах по проекту архитектора Эдмунда Юдицкого. Татарниковы были видной московской старообрядческой купеческой семьей, которая занималась продажей товаров изо льна и имела транспортные конторы в Москве, Санкт-Петербурге и Поволжье.
В составе комплекса усадьбы особый интерес вызывают фасады конюшни. В те времена при строительстве сооружений производственного назначения начал активно применяться «кирпичный стиль», когда фасад обходился без привычной штукатурки и лепных украшений.
Долгое время здание простояло в ненадлежащем виде, пока в 2019 году не была завершена реставрация. Во время нее каждый кирпич простукивали, а при необходимости заменяли на такие же по возрасту, цвету и составу. По словам гендиректора реставрационной компании, кирпичи для конюшни «собирались по всей стране».
Далее пройдем до одного из старейших странствующих театров кукол в России — Московского областного государственного театра кукол (МОГТК). Был основан в 1933 году Виктором Швембергером, соратником Сергея Образцова.
За свою историю театр объездил со спектаклями почти всю Россию, а также бывал в Польше, Финляндии, Египте, Индии. Его фирменной постановкой является «Ревизор» Гоголя, с которой и началась история театра.
Расположен МОГТК в бывшем главном доме городской усадьбы Рубцова—Моргуновых XIX века.
Детская музыкальная школа № 30 им. Н. А. Алексеева была основана в 1884 году московским градоначальником Николаем Александровичем Алексеевым в память об отце Александре Владимировиче.
После окончания строительства Николай передал школу в дар городу, сохранив за собой попечительство. В дальнейшем эту должность также занимал величайший Константин Станиславский, который приходился Алексееву двоюродным братом.
В школе в разное время учились Филипп Киркоров, Ефрем Подгайц и экс-солистка группы «Тату» Елена Катина.
Неподалеку находится фрагмент памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах, «запрещенного в 2003 году» — скульптура «Авто Воланда» из «Мастера и Маргариты». Авторами монумента выступили скульпторы Александр Рукавишников и Сергей Шаров.
Изначально памятник Булгакову состоял из трех отдельных композиций: «Мастер и Маргарита», «Коровьев с Бегемотом» и «Авто Воланда». Однако в 2003 году власти запретили установку памятника на Патриарших прудах, и скульптуры долгое время простояли в мастерской Рукавишникова на Большой Молчановке.
В 2011 году «Коровьева с Бегемотом» перенесли к музею Булгакова на Садово-Кудринской улице, а «Мастера и Маргариту» вместе с «Авто Воланда» переместили сюда. Поэтому в действительности это скульптурная композиция из двух ранее отдельно стоящих работ.
Здесь же, в сквере у Сивякова переулка, находится целая группа памятников авторства Александра Рукавишникова — «Кокон», «Влюбленные огородницы», «Голова Спартака», «Конина».
Шелапутинский переулок начинает бывший дом Саввы Морозова — известного предпринимателя, мецената и благотворителя. Некоторое время этот переулок даже назывался Морозовским.
Само здание построено в первой половине XIX века, вобрав в себя палаты конца века XVIII.
В этом же переулке находится и бывшая Морозовская богадельня, строительство которой было завершено к 1891 году. Автором проекта выступил архитектор Михаил Никифоров. Инициатором строительства выступил племянник Саввы — Давыд Морозов.
В советское время здесь размещался известный роддом, названный в честь революционерки Клары Цеткин. Сейчас здание находится на реконструкции.
Перед рассказом о следующем сооружении следует немного погрузить вас в контекст того, чем раньше являлись полицейские части. Это была в первую очередь административно-территориальная единица деления городов, в том числе Москвы. Такая система просуществовала с первой половины XVIII века вплоть до революции 1917 года.
А теперь перед вами бывшая Рогожская полицейская часть, которую в 1818 году разместили в бывшем городском особняке XVIII века, перестроенном под нужды полиции. Ранее полицейская часть совмещалась с пожарной, поэтому к зданию также пристроили деревянную башню-каланчу.
В 1990-х годах здание реконструировали, что изменило его облик. Несмотря на это, Рогожская часть — одно из последних в Москве сохранившихся сооружений такого типа.
Через дорогу от части находится городская усадьба представителя московского купечества Федора Птицына.
Западный усадебный дом изначально был построен в 1760-х годах в стиле классицизм с декором в псевдоготическом стиле. Уже в XIX веке его в эклектичный стиль перестроила купчиха Агафья Залогина.
Палаты Птицына были сооружены аж в 1754 году по проекту архитектора Дмитрия Ухтомского. Декор выполнен в стиле елизаветинского барокко, углы здания и места примыкания внутренних стен выделены пилястрами.
Далее пройдем до храма Святителя Алексия в Рогожской слободе, построенного в 1748–1751 годах все в том же стиле елизаветинского барокко. Проект часто приписывают Ухтомскому, однако доподлинно автор проекта неизвестен.
В раннесоветское время был разграблен властями под предлогом помощи голодающим в Поволжье, позже — закрыт и частично разрушен.
После распада СССР храм вернули РПЦ, после чего начались восстановительные работы, завершившиеся только в 2012 году.
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе находится здесь с начала XVII века. Современный объем выстраивался в несколько этапов вплоть до 1838 года. В 1864 году к нему была пристроена трехъярусная колокольня.
Считается, что по подбору икон и внутреннему убранству храм мог соперничать с соборами Московского Кремля.
Также был закрыт в советское время, но уже в 1985 году его передали расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре Музею древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева для экспозиции в нем древнерусского церковного искусства.
В 1991 году был возвращен РПЦ и заново освящен.
Интересна и городская усадьба Алексеевых, выкупленная ими у предыдущих владельцев после пожара 1812 года. В дальнейшем усадьба многократно перестраивалась как в XIX, так и XX веке.
В 1863 году в ее правом флигеле родился Константин Алексеев, он же Станиславский — величайший режиссер и актер, один из основателей Московского художественного театра, автор знаменитой на весь мир актерской системы.
По соседству расположено еще одно здание, ранее принадлежавшее Алексеевым. Его в 1860 году приобрел Абрам Морозов со своей женой Варварой. После смерти мужа Варвара построила себе новый особняк на Воздвиженке, а свое «семейное гнездышко» отдала под Ремесленное училище для мальчиков, названное в честь хозяйки.
В дальнейшем здание перестраивалось и меняло свою функцию — от Дома призрения купеческих вдов до ВНИИ биосинтеза белковых веществ.
Мало кто знает, что создатель той самой системы Станиславского являлся еще и талантливым управленцем. Он принимал активное участие в реконструкции и модернизации завода своей семьи. Станиславский же и был его директором с 1892 по 1917 год.
А перед вами один из его корпусов — построенный в 1912 году производственный цех Медеплавильного и кабельного завода, сооруженный в стиле модерн по проекту инженера Тихона Алексеенко-Сербина.
На территории бывшей золотоканительной фабрики семьи Алексеевых сейчас расположен театр «Студия театрального искусства» (СТИ), основанный в 2005 году. Здание имеет «театральное» назначение с момента постройки в 1904 году — тогда Константин Станиславский (Алексеев) открыл в нем театр для рабочих, чтобы «те не канителились», то есть не пьянствовали.
Уже в начале XXI века здание отреставрировали и передали театру СТИ.
Еще один храм на нашем сегодняшнем маршруте, на сей раз — церковь Святого Мартина Исповедника, известная с конца XV века.
Современное здание было сооружено на рубеже XVIII и XIX веков, а также восстанавливалось вплоть до 1821 года после московского пожара 1812 года. Многими знатоками архитектуры считается одним из лучших и наиболее сохранившихся памятников классицизма в Москве.
Согласно преданию, наполеоновский маршал Мюрат, живший во время оккупации Москвы неподалеку, был поражен видом храма. Он даже поставил взвод солдат с офицером для охраны церкви от мародеров.
Хоть и не полностью, но это помогло сохранить храм в 1812 году. В том числе «благодаря» маршалу Мюрату, в храме стало возможным проведение первого благодарственного богослужения после оставления французами Москвы.
XX век храм пережил достаточно типично для религиозных объектов в Москве — с закрытием, но последующим возвращением РПЦ в начале 1990-х годов.
Неподалеку находится памятник писателю и общественному деятелю Александру Солженицыну, лауреату Нобелевской премии по литературе в 1970 году.
Был открыт в 2018 году в честь столетия со дня рождения писателя и спустя 10 лет после переименования Большой Коммунистической улицы (на которой памятник находится) в улицу Солженицына. Автором проекта выступил скульптор Андрей Ковальчук.
Солженицын изображен в период возвращения из эмиграции в Россию в 1994 году, сложенные руки являются отсылкой к лагерным временам. По бокам изображены герои его произведений «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича».
Завершим прогулку у городской усадьбы Полежаевых—Зубовых—Соколовых, известной с XVIII века.
В 1851 году здание было куплено потомственным почетным гражданином Москвы Алексеем Полежаевым, который перестроил дом и в поле фронтона разместил свой вензель «АП». Его видно и сейчас.
Усадьба переходила из рук в руки, в советское и постсоветское время здание занимали различные организации.
В 2004 году дом Зубовых выкупила семья Соколовых, которая провела научную реставрацию дома с полным уважением к его истории, чем вполне заслужила и свою фамилию в официальном названии особняка:
«Городская усадьба Полежаевых—Зубовых—Соколовых».
Автор: Кирилл Спасский
Источник: mr.moscow
Комментариев пока нет