Храмы Введения во храм Пресвятой Богородицы и Троицы Живоначальной у Салтыкова моста в Москве изначально составляли один приход, а их история связана с судьбой местного единоверия. Здесь, за Салтыковым мостом, на землях купцов Александрова, Шелапутина и Ямщикова московские единоверцы решили построить свой первый храм.
Троице-Введенская единоверческая община
Первоначально московские единоверцы устроили церковь в обычном деревянном доме, а рядом выстроили колокольню. В 1801 году церковь освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, а в 1819 году рядом воздвигли каменный Троицкий храм. Величественный, пятикупольный в стиле ампир, с трапезной и трехъярусной колокольней. Своим богатым убранством и роскошной настенной росписью в греческом стиле, он заметно отличался от всех прочих российских единоверческих церквей. Его иконостас состоял из икон, созданных в древнем стиле по рисункам Строгановских иконописцев.
В 1825 году была построена каменная Введенская церковь по проекту архитектора А. Ф. Элькинского. Введенский храм по внешнему виду напоминает Троицкую церковь, но он меньше нее по размеру, западный притвор с крыльцом выбивается из традиционной ампирной симметрии. Первоначально храм был совершенно симметричен. Колокольню и новый притвор с крыльцом достроили уже во второй половине XIX века.
Ансамбль включал в себя также богадельню и еще несколько построек. Община вела широкую издательскую деятельность. Улица, на которой расположены храмы, тогда же получила название Новоблагословенная, и только в 1922 году стала Самокатной в память о революционных солдатах самокатного (велосипедного) батальона, квартировавших неподалеку и погибших в октябре 1917 года.
Троице-Введенская единоверческая община являлась центром не только московского, но и всего русского единоверия. Не многое изменилось и после открытия Никольского единоверческого монастыря в Москве. На Троицкий приход по-прежнему продолжали смотреть как на образец для подражания, как на первый единоверческий храм в Москве. Этому немало способствовали именитые прихожане церкви и имеющаяся типография, снабжавшая книгами всех российских единоверцев. Весьма строгим был уклад богослужебной жизни храма, что поднимало его авторитет среди единоверческих церквей. Славился он и своим пением, исполнявшимся прекрасным хором и исчезнувшим после октябрьской революции 1917 года. Вызывали восхищение, и не только среди единоверцев, сами храмы с их необыкновенной росписью, богатством древних икон и утварью.
27 октября 1900 года в Москве праздновался 100-летний юбилей со дня учреждения единоверия. Основные торжества прошли при Троицком единоверческом храме. В торжествах приняли участие митрополит Московский Владимир (Богоявленский), епископ Можайский Парфений (Левицкий) и ректор Московской Духовной Семинарии архимандрит Трифон (Туркестанов).
25 октября 1909 года в Троицком храме проходил единоверческий епархиальный съезд, который продлился до 29 октября. Председателем съезда являлся епископ Анастасий (Грибановский), а одним из товарищей председателя был избран староста Троицкой церкви Я. М. Пашков.
На съезде было замечено, что из всех московских единоверческих церквей более правильное течение приходской жизни совершается только при Троицкой единоверческой церкви. Здесь очень часто бывают общие собрания прихожан, которые и ведают всей приходской жизнью. Имеется Совет и попечители различных учреждений, они и проводят в жизнь постановления общих собраний. Другие же московские приходы все это утратили.
В 1931 году храмы были закрыты и разграблены. Икона школы Дионисия (начало XVI века) «Иоанн Богослов на Патмосе, с житием» передана в Третьяковскую галерею.
До 1966 года в Троицкой церкви размещались жилые квартиры, а во Введенской церкви — различные службы, включая медвытрезвитель. С 1966 года церковные здания принадлежали Всесоюзному НИИ оптико-физических измерений (а в 1990 году — институту проблем информатики АН СССР — ИПИАН). Вскоре началась реставрация храмов. Также здания были поставлены на государственную охрану.
В 1992 году храмы были переданы РПЦ, и при них была образована община. В июне 1992 года возобновились богослужения в Введенской церкви.
Вокруг территории храмового комплекса сохранилась решетчатая ограда XIX века.
Единоверческая типография
Указ об учреждении типографии при московской единоверческой церкви вышел 12 января 1820 года. Типография была открыта на средства богатых прихожан Троицкого храма, в частности церковного старосты М. Б. Сарачева. С того момента московская единоверческая типография стала основным источником снабжения единоверцев старопечатными книгами.
Издательская деятельность единоверческой типографии была представлена достаточно широко — немалым тиражом издавались богослужебные книги, а также Четьи Минеи. Так, в 1849 году было издано 7 200 экземпляров книг; в 1850 году — 3 600 экземпляров Псалтыри; в 1852 году напечатано 3 600 экземпляров богослужебных книг; в 1880 году 12 800 книг. Книги имели богатый кожаный переплет с тиснением «под XVII век».
Ежегодный доход типографии составлял 30-40 тысяч рублей. Но после 1905 года доходы снизились, потому что у старообрядцев появилась собственная типография.
Единоверческая типография действовала вплоть до 1917 года и размещалась в двухэтажном здании, построенном в 1820 году (здание не сохранилось).
Богадельня и церковно-приходское училище
Впервые богадельня при общине упоминается в 1822 году. С 1839 года она размещалась в каменном двухэтажном здании к северу от Троицкой церкви. В ней окормлялись около ста мужчин и женщин. В 1880-х годах к зданию богадельни была приделана значительная пристройка. В ней проходили собрания единоверцев и единоверческий съезд в 1909 году.
Единоверческая церковно-приходская школа при Троицкой общине возникла предположительно около 1855 года, когда митрополит Филарет составил для этой школы особые правила, которые включали обучение по старопечатным книгам или изданным в единоверческой типографии; осторожность в «обличении раскола», в связи с тем, что в школе обучались дети старообрядцев-поповцев; соблюдение дораскольных чинов и обычаев; поощрения успешным ученикам (допускались на клирос для пения и чтения).
Церковно-приходская школа, а затем училище для детей обоего пола, находилась на втором этаже каменного здания, построенного в 1830 году. А в 1912 году по прошению церковного старосты и попечителя училища Я. М. Пашкова было начато строительство нового здания школы по проекту архитектора А. Стеменского.
Известно число учащихся детей в 1915 году: 34 мальчика и 40 девочек.
На московском единоверческом съезде в 1909 году училище было признано лучшим среди единоверческих.
Здание бывшей богадельни сегодня занимает Отдел Внутренних Дел муниципального округа «Лефортово».
Комментариев пока нет