Пандемия коронавируса, распространившаяся в начале 2020 года в большинстве стран мира, заставила менять ритм и образ жизни существенную часть человечества. О необходимости проявлять милосердие и сострадание к окружающим людям в условиях пандемии размышляет настоятель кафедрального собора РПсЦ в г. Ростове-на-Дону иерей Иоанн Севастьянов.
***
Все шире и шире распространяется пандемия коронавируса по миру. Все больше и больше заболевших этой неприятной болезнью. Вот и старообрядцев посетила эта напасть, уже болеют десятки христиан, и даже в тяжелом состоянии госпитализирован старообрядческий священнослужитель.
Многие из заболевших переносят эту болезнь весьма легко. Те, кто имеют серьезные симптомы хвори, но не страдают хроническими заболеваниями, переносят этот вирус тяжело, но без последствий. При этом есть немало больных, которые находятся в очень тяжелом состоянии: задыхаются, терпят неимоверные мучения. И это не только пожилые люди, но и довольно молодые и крепкие ребята.
Господь попустил нам это испытание. И мы могли бы задуматься: для чего Он это попустил? Ведь не для того, чтобы мы забились каждый в своем углу, пересиживая беду, в боязни, как бы это нас не задело.
Может быть, Господь попустил это несчастье для того, чтобы мы могли объединиться, подумать о своей ответственности за ближнего, попытаться помочь друг другу словом и делом?
А помощь друг другу сейчас очень необходима. И наша старообрядческая Церковь, наши старообрядческие общины могли бы занять весьма активную позицию в этом деле. Так же, как и наши предки 250 лет назад, занявшие ответственную социальную позицию во время чумы в Москве, оказавшие огромную помощь населению, выстроившие необходимые карантинные станции, которые впоследствии не только стяжали огромный авторитет и благодарность старообрядцам, но и стали оплотом всей духовной жизни ревнителей старой веры. В то время наши предки были далеки от популизма, безответственных призывов, были сдержаны в эмоциях, но руководствовались любовью к людям и здравыми медицинскими рекомендациями. Именно это позволило выйти из тех суровых испытаний не с ореолом славы, как мракобесы, способствующие распространению инфекции в своих неограниченных собраниях, а трезвыми помощниками обществу, помогающими в борьбе с эпидемией.
Также и в наше время мы, старообрядцы, могли бы в небольшой степени помочь обществу пережить это очередное Божие испытание. И не только словом, но и делом.
Во-первых, это помощь молитвенная. Нам всем следует усилить свои молитвы к Богу о помиловании нас и наших ближних, об облегчении страданий болящих, о сохранении от поношения и укоризны нас и нашей Церкви.
Во-вторых, нам следует осознать, что каждый из нас может заразиться этой болезнью, заразить окружающих, и нам придется переносить последствия этого заражения. Мы, в подавляющем большинстве, не медики, и оказать медицинскую помощь не сможем. Но социальную помощь, прежде всего в рамках своих общин, мы оказать могли бы. Потому что у этой болезни социальные последствия не менее тяжелые, чем физиологические.
Социальные последствия касаются наших храмов. Нам стоит соблюдать все рекомендуемые компетентными органами указания, касающиеся жизни наших молитвенных зданий. Если Господь все же попустит кому-то заразиться в храме или кто-то зараженный придет в церковь, то, кроме закрытия храма на карантин, это весьма негативно отразится на репутации священноначалия и всей Церкви в целом. Одно дело, когда рекомендации соблюдаются, а заражение происходит, и совсем другое дело, когда вдобавок еще не соблюдались и противоэпидемиологические меры. Поэтому, кроме желания полагаться «на авось», стоит подумать и о репутационных потерях. Наши предки в борьбе с эпидемией приобрели авторитет и уважение. Но при безответственной позиции можно получить общественное поношение.
Кроме этого, что касается жизни храмов, то следовало бы заранее, так же, как и в случае с противопожарной безопасностью, продумать действия, касающиеся жизнеобеспечения здания в случае закрытия его на карантин. У нас есть ответственные по противопожарной безопасности, у нас есть схема эвакуации из здания на случай пожара. А что делать в случае закрытия храма на многомесячный карантин по коронавирусу? Как будет осуществляться его охрана, дезинфекция и контроль за коммуникациями?
Кроме помощи непосредственно храму, в поддержке могут нуждаться и сами члены наших общин. И тут тоже есть возможность проявить милосердие и сострадание.
Это касается самоизоляции. Вопрос вполне реальный, с котором сталкиваются даже люди, просто приезжающие домой из других регионов. Далеко не у всех есть возможность уйти в самоизоляцию от членов своей семьи. Порой стесненные жилищные условия не позволяют отгородиться на две-три недели от родителей, супруги, детей. Община могла бы координировать этот вопрос. Настоятель, как духовный отец и человек, которому можно доверить тайну личной жизни, которому можно сообщить о своей болезни или карантине, мог бы скоординировать размещение таких христиан в изолированных помещениях при храме или же в свободной жилплощади других христиан. Можно было бы заранее составить список таких возможных помещений и обговорить условия их использования.
Кроме помещения Община могла бы наладить снабжение питанием и необходимыми товарами своих христиан, которые должны будут находиться на карантине. Вопрос снабжения касается и тех пожилых прихожан, которые уже более месяца живут в условиях самоизоляции.
Другая важная проблема, с которой сталкиваются уже заразившиеся коронавирусом семьи, — это уход за детьми. В нашей общине мы уже пережили один случай, когда заразились отец и мать, им требовалась срочная госпитализация, а у них на руках маленькие дети, которые с большой вероятностью тоже заражены вирусом и являются его разносчиками, но симптомов у них нет, следовательно, им не нужна госпитализация, но остаться одни дома они не могут. Как быть в этом случае? Вызывать органы опеки?
В этой ситуации тоже могла бы помочь Община. В нашем случае нашелся здоровый молодой христианин, который во славу Божию зашел к этим деткам и жил с ними, пока не выписали из больницы маму. Молодой человек заразился и очень легко перенес болезнь. Это крайний вариант. Но могут быть и какие-то другие выходы из таких ситуаций.
Вся эта деятельность, подготовка к ней, продумывание своих действий помогли бы не только легче перенести последствия бушующей пандемии, но и могли бы сплотить наши общины. Не на словах, а на деле показать, что такое христианское милосердие, сострадание и забота. И нам, священнослужителям, стоит быть на переднем крае в этом опасном испытании.
«»уже болеют десятки христиан, и даже в тяжелом состоянии госпитализирован старообрядческий священнослужитель»» . Из открытых источников знаем, что успели переболеть этим самым вирусом несколько родственников автора, особо склонных к посещению заграниц. А кто же эти самые ныне болеющие «десятки» и что персонально из нашего священства «в тяжелом состоянии госпитализирован»? Хотелось бы конкретики. Пока очень похоже на простое нагнетание панических настроений. А паника, между прочим, реально способствует снижению иммунитета, и это — научный факт.
Переходим на личности…
Это навряд ли. Всего лишь пытаюсь уточнить. В случае чьей-то тяжелой болезни (тем более — священнослужителя!) в старообрядческой среде это не скрывается, напротив — родные и близкие просят о молитве, как можно большее количество людей стараются оповестить, просят помолиться, и с обязательным указанием имени, и сообщают, на каком приходе такое несчастье. Однако в той части старообрядческого интернета, который успеваю просматривать, нет сведений ни о «десятках христиан», болеющих новомодным вирусом, ни о «священнослужителе в тяжелом состоянии». Отсюда и вопрос. Ответа пока нет
Полагаю «как мракобесы» перегиб, я бы сказал «как гордецы», а в остальном весьма достойно. Поначалу у меня с супружницей тоже был «раскол» — она была в партии «гордецов» и рвалась на службу, но, проникнувшись ответственностью за домочадцев, примкнула к партии «возлюби ближнего».
Было бы от чего спасаться. Иммунитет дороже…
Многие из заболевших переносят эту болезнь весьма легко. Именно. Таких 65%
И ПОСТ!
lika.shirokova Реклама! От коронавируса спасает ТОЛЬКО МОЛИТВА!