В Тихвинской епархии Санкт-Петербургской митрополии РПЦ официально начал работу еще один Центр древнерусской богослужебной традиции. В мае 2018 года помощник епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава (Дячина) по делам старообрядчества Александр Максимович Гнып встретился с председателем Комиссии по делам старообрядных единоверческих приходов и по взаимодействию со старообрядчеством митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). В ходе беседы обсуждался вопрос создания Северо-Западного Центра древнерусской богослужебной традиции.
Епархиальный центр начал свою культурно-просветительскую работу по благословению епископа Тихвинского Мстислава на базе единоверческого прихода мц. Людмилы Чешской г. Санкт-Петербурга, действующего при подворье Свято-Троицкого Александро-Свирского мужского монастыря. Решение о регистрации центра в Московской Патриархии было принято 3 марта 2019 года на приходском совещании общины, которое возглавили настоятель владыка Мстислав и председатель приходского собрания, и.о. ключаря прихода Александр Гнып.
На протяжении полугода шла работа. Был собран пакет документов, разработан устав. В ноябре 2019 года центр был зарегистрирован в Московской Патриархии и Министерстве юстиции РФ. Учредителем и руководителем центра выступил епископ Тихвинский Мстислав, на должность помощника руководителя был назначен А. М. Гнып. Согласно уставу, в управлении организации помимо епархиального архиерея и помощника руководителя также принимает участие Наблюдательный совет.
Центр создан с целью практической реализации постановлений Поместных и Архиерейских Соборов и Священного Синода РПЦ, касающихся старообрядчества, одобренных Священноначалием программ Комиссии по делам старообрядных приходов. Центр располагается в епархиальном управлении Тихвинской епархии в г. Тихвине Ленинградской области и имеет представительство в г. Санкт-Петербурге на подворье Александро-Свирского монастыря при приходе единоверческой общины мученицы Людмилы.
В интервью программам «Тихвинский вестник» на радио Санкт-Петербургской митрополии «Град Петров» и радиопроекту «Кулугур» Александр Гнып отметил:
«Сейчас, когда для большого количества наших сограждан Православное Христианство сводится к псевдоправославным (часто откровенно языческим) традициям, а Церковь сводят до уровня «комбината ритуально-религиозных услуг», идет обмирщение (глобализация) и очевидное нарушение церковных канонов некоторыми греческими церквями, священноначалию и мирянам РПЦ было бы актуально провести исторический анализ раскола XVII века (который произошел не без участия подданных иных держав, в частности, греческих иерархов) и обратиться к церковно-бытовым устоям Святой Руси.
В XVII веке произошла не эволюция, а революция. И была не книжная справа, была совершенно новая редакция богослужебных книг не по старым или новым греческим книгам, а по современным «украинским» требникам, служебникам, которые имели огромное униатское влияние. Достаточно ознакомиться с трудами светских и церковных ученых с XIX века до наших дней. Вспомним и слова А. И. Солженица:
Революция 1917 года вышла из XVII века.
Подчеркиваю, что речь идет не о косоворотках и лубочности, а о возрождении (без обрядоверия) не только старообрядческих (единоверческих), но и в обычных приходах РПЦ древнерусских элементов богослужения и церковно-бытового уклада. Это никак не мешает быть современными людьми, идти в ногу со временем. В Российской Империи одними из самых продвинутых были именно старообрядцы, которые находились фактически вне закона. Они были первыми организаторами новин в аграрной, сельскохозяйственной сферах, в машиностроении, строили фабрики, театры и музеи. Протоиерей Иоанн Миролюбов отмечает, что в Исламском мире или в Японии люди стараются быть неотъемлемой частью цивилизации, оставаясь самобытными обществами.
Древние традиции это: предпочтение развитию общин на современных приходах; выборность священства общиной; каноническая иконопись, знаменное пение и другое. Древнее благочестие пронизано глубоким православным догматическим и каноническим смыслами.
Многим стоит отвыкать от грекофильства, конечно принимая нам все доброе и спасительное, что есть у православных греков. Нам следует обратить свой взор и на древнерусское благочестие. Пора уже многим прихожанам (после достойной подготовки) помогать в своих приходах на клиросе в чтении и пении, а не занимать себя хождением по храму во время богослужений с целованием икон.
Нам важно вспомнить древних святых угодников, стараться помолиться дореформенными церковными службами, как молились они. Возрождать трехпогружательное Таинство Крещения, каноническую иконопись, знаменное пение, крепкие приходские общины. Возрождать древнерусское богослужебное облачение: однорядки, фелони, монашеские полумантии и каптыри, русские камилавки (а не турецкие фески), лестовки. На соборных богослужениях встреча носителя данного облачения всегда вызывают добрые гордость и восторг у священно-церковнослужителей, прихожан нашей РПЦ.
Чуть более сотни лет назад ведь удалось вернуть почитание св. инокини Анны Кашинской — деканонизированной за сложенную десницу двумя перстами в мощах, восьмиконечный крест, которые в то время приписывались исключительно старообрядцам и являлись символами раскола.
Чада нашего Московского Патриархата часто выражают определенное отношение к Римо/Греко-Католической церкви, но стоит им справедливо заметить, что исторически РПЦ приняла немалое количество обрядов, вследствие экспансии Католической церкви на Русь, с отхождением от сугубого древнерусского благочестия и его проклятия в XVII в., насаждением западной культуры в XVIII в. в нашем Отечестве, как, например, повсеместное обливательное Таинство Крещения. Нам необходимо увещевать, что первое, с чего начинается вхождение Человека в Церковь Христову — достойное оглашение и трехпогружательное Таинство Крещения должно совершаться без оправданий в отсутствии времени, воды и купели».
В РПЦ уже действуют подобные центры: Патриарший Центр древнерусской богослужебной традиции в Москве при церкви Покрова Богородицы в Рубцово, учрежденный в 2009 году по благословению Патриарха Кирилла, а также Симбирский Епархиальный Центр древнерусской богослужебной традиции в Ульяновске, созданный по благословению митрополита Симбирского и Новоспасского Анастастия (Меткина).
Чёрный и красный цвета священных облачений — неканоничные.
> обратиться к церковно-бытовым устоям Святой Руси.
И к каким же бытовым устоям Святой Руси интересно вернуться хотят?
Молодцы, они давно к этому шли, Гнып активно принимал участие в передачах о старом обряде на радио и участвовал в организации богослужений.
А сколько в Тихвинской епархии и Симбирской митрополии старообрядных приходов? Наличие центра на базе одного из приходов предполагает, что он обобщает опыт и оказывает помощь другим по разным направлениям (в первую очередь в подготовке священников и головщиков, издание литературы, проведение семинаров и т.п.) Насколько «боеспособны»эти два прихода, кроме амбиций (в положительном смысле) двух людей?
Для единоверия появление любой точки присутствия это значимое и позитивное событие. Как они при этом называется вторично.
Если посмотреть на долю единоверия в РПЦ вообще, то можно подставить под сомнение адекватность названия «Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции».
Пусть будут. Хорошие они и нужные.
Да пусть будут, тем более, что от нас это не зависит. «Хорошие они»,видимо, не о центрах (рановато оценивать), а о Гныпе и Басенкове — вполне возможно, не знаком. Насчет адекватности названия — так Патриарх, вроде, подписал соответствующий документ, а чем конкретно занимаются, так на данном сайте частенько информация размещается. И вообще было бы хорошо, если бы в сохранившихся дораскольных монастырях и храмах РПЦ богослужения совершались по древнему чину. Когда из исторического интереса зайдешь в такой храм — всегда коребит от новообрядческой атмосферы.
А что конкретно коробит? Ну вот зашли, и?
Не хочется никого обижать, но, к сожалению, эти бесконечные хождения с разговорами, крестятся,возжигают свечи, прикладываются к иконам когда кому хочется, это концертное пение, вольности в одежде, практически тут же очередь к какой то небрежно-укороченной исповеди, отсутствие исходных поклонов приводит к «смазыванию» окончания службы…
Не то, чтоб я в восторге был от хождений, разговоров и свечей, но некоторая свобода личного участия даёт некоторые реальные профиты: например, можно сидеть на лавке во время службы и сосредотачиваться на молитвах, а не своих болезненных ощущениях в пояснице и других местах.
Вы перешли хоть и на болезненную, но другую тему. «Посадочные» места есть и в старообрядческих храмах, но их очень мало, да и присесть по немощи можно лишь иногда в определенные моменты, хотя у поморцев на Преображенке почти все помещение заставлено лавками.
Вот! Стасидии — вот это надо заимствовать у греков, а все их троеперстия вернуть им. Нет никакой нужды спину ломать, не для физкультуры или самоистязания в храм ходят.
У поморцев на Преображенке лавки только у задней стены, вы наверно спутали с каким то другим храмом
да ладно. В большинстве старообрядческих храмов скамеек большье, чем прихожан. Что до энтузиазма молодых людей — оно дело хорошее. Но надо явственно понимать — старообрядчество вообще и единоверчество в частности основано на родовых, семейных устоях.
В этом вся суть его как историческог явления. Дерево может вырасти только от корня.
историческое единоверие выжило в отдельных периферийных регионах — в Злынке, в Нижегородчине, в Уральске. Мне посчастливилось знатьт многих живых носителей этой традиции, им нет нужды что-то возрождать, ибо образ жизни предшествовавших поколений естественном образом сохранился до настоящего времени.
Причем нет ни храма, ни священника, но есть живая родовая семейная традиция.
Если бы эти центры занялись изучением действительно идентичной традицией церковного старообрядчества.
Но — очень жаль — она пока не вызывает интереса.
Любая же реконструкция чревата искусственностью. Все равно что слепить дерево из пластилина и выдавать за настоящее
в этом основная проблема современного единоверия. Приходы с историческими корнями хотя и есть, но достаточно ли делается для того, чтобы они были определяющими.
ага… тут любознательному наблюдателю главное вовремя в храм зайти, когда в нем людей поменьше. Тогда не то что «в большинстве» — а в каждом первом храме окажется мест для сидения больше, чем молящихся. Удачи в дальнейших наблюдениях
если не брать крупные, столичные — много ли найдется с ежевоскресным посещением более 20-30 человек?
https://www.youtube.com/watch?v=VHu-_HdpXKI&t=15s
ссылка на РЕПОРТАЖ ТЕЛЕКАНАЛА «СОЮЗ» О РЕГИСТРАЦИИ В МОСКОВСКОМ ПАТРИАРХАТЕ ТИХВИНСКОГО ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ЕПАРХИАЛЬНОГО ЦЕНТРА ДРЕВНЕРУССКОЙ БОГОСЛУЖЕБНОЙ ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРЫ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
https://vk.com/wall99581647_2667
Свято-Людмилинская единоверческая церковь Санкт-Петербурга при подворье Александра Свирского монастыря Московский Патриархат