Геронтий (Лакомкин), епископ Петроградский и Тверской

Епископ Геронтий (Григорий Иванович Лакомкин; 1 авг. 1872–7 июня 1951 гг.)

Родился в деревне Золотилове Костромской губ. Образование получил домашнее, «общее и духовное выше среднего», как писал сам владыка в автобиографии (архив Митрополии РПСЦ. Ф.3. Оп. 1. Ед. хр. 928. Л. 1). Родной брат епископа Геннадия (Лакомкина), один из выдающихся старообрядческих архиереев ХХ в.

В 1899 г. был взят на военную службу, один год отбыл в строю, три года — старшим писарем в канцелярии 113-го пехотного Старорусского полка. В боевых действиях не участвовал. 21 мая 1906 г. поставлен во священники общины с. Стрельниково, где прослужил шесть лет.

«Там было выстроено особое старообрядческое училище четырехгодичного курса, в котором, кроме богослужения, преподавал закон Божий» — (автобиография).

По определению Освященного Собора от 25 августа 1911 г. избран кандидатом во епископы на Петроградско-Тверскую епархию. По смирению отказывался от принятия столь высокого сана, однако «в то время у него открылось кровотечение из носа. Архиепископ Иоанн (Картушин — ред.) сказал:

Владыка Геннадий ехал в Казань, на пути его холера забрала, на Собор отказался прибыть, а тебя, отец Григорий, истечение крови доведет до гроба. Пока жив, скажи: «Да будет воля Божия». Так и было. («Воспоминания»).

3 марта 1912 г. был пострижен в иноки с наречением имени Геронтий, а 11 марта поставлен во епископы.

О наречении имени тянули жребий, имя было предложено от епархии — Герман, а от Григория (т.е. самого будущего владыки Геронтия — ред.) — Гурий, и от владыки Иннокентия — Геронтий. Все три имени были записаны на бумажки, свернуты, перемешаны, положены на св. Евангелие, и во время пострига предложено было о. Григорию взять из трех бумажек одну. Оказалось имя Геронтий. («Воспоминания»).

Отец Георгий Лакомкин, 1910-е гг.Во время своей деятельности до революции епископ Геронтий участвовал в создании и переустройстве множества храмов, монастыря в Псковской губ. В приходах его епархии были открыты библиотеки, организовано обучение школьным предметам и церковному пению. Владыкой Геронтием было открыто несколько училищ: в Стрельникове, деревне Павлиново (Ярославская обл.), Петрограде, Ржеве, Калуге и др.

В 1921 г. временно управлял Калужско-Смоленской епархией (до хиротонии епископа Савы в середине 1922 г.). В конце 1920-х гг. временно управлял Одесской епархией. В 1944 г. титуловался как «Павлов-Посадский, викарный Московский». После Великой Отечественной войны — Ярославский и Костромской.

После революции епископ Геронтий был одним из создателей старообрядческого братства имени протопопа Аввакума, основанного в Петрограде.

Епископ ГеронтийАктивно поднимал вопросы старообрядческого образования как средства противодействия атеизму и утверждения старообрядческого самосознания. В 1922 г. соборне награжден ношением саккоса. В том же 1922 г. в селе Стрельниково Костромской губернии по инициативе владыки и во исполнение постановления Освященного Собора, прошедшего в мае, были организованы курсы по подготовке преподавателей церковно-славянской грамоты, пения и «защитников Церкви Христовой».

Занятия начались в октябре. Продолжительность существования курсов неизвестна. В 1925 и 1926 гг. в Ленинграде при участии епископа Геронтия были устроены богословские пастырские курсы. На Освященных Соборах 1926, 1927, 1928 гг. избирался вместе с еп. Тихоном (Суховым) помощником председателя. В 1928 г. на Освященном Соборе еп. Геронтию была поручена во временное управление Одесская епархия, до возведения на эту кафедру о. Никифора Шефатова, избранного кандидатом во епископы, которое так и не состоялось.

13 апреля 1932 г. арестован в Ленинграде. Во время заключения, когда велось следствие

с первого дня начал два правила иноческих, даже и больше, но, к сожалению, только поклонами и молитвами…Некоторые дежурные не позволяли молиться, а я им доказывал, что это моя гимнастика, а гимнастика не возбраняется…Лестовка и крест были отобраны. Из спичек я сделал крестик на груди и на рубашке огарком спички написал крестики, а лестовку сделал из полотенца… («Воспоминания»).

В ноябре 1932 г. коллегией ОГПУ еп. Геронтий был осужден на десять лет лагерей по статье 58, п. 10–11.

Отбыл 123 месяца… Работал около трех лет бригадиром и около двух лет на общих работах, пять лет санитаром при больнице. В том числе около трех лет занимался изготовлением хвойного настоя против цинги. Изобрел сам и сконструировал хвоестрогальную машину, «способ» усовершенствования вкуса и полезности хвойного настоя, за что получил особые награды (автобиография). В 1942 г. освободился из лагеря и «был зарегистрирован епископом в Стрельниковской общине».

С 1943 г. — помощник архиепископа Иринарха (Парфенова). В послевоенные годы все свои силы еп. Геронтий отдал на укрепление Церкви Христовой, занимался подбором кандидатов во епископы, кропотливой работой с восстановленными и восстанавливающимися общинами, редактировал церковный календарь.

Весь материал для календарей разрабатывался и составлялся или (в большей степени) им лично, или (в меньшей степени) другими лицами под непосредственным руководством владыки. Проверка и исправление печатного текста выполнялась лично еп. Геронтием. В период 1944–1950 гг. еп. Геронтий неоднократно выезжал в разные приходы, несмотря на слабое здоровье и недомогания.

Последние годы жизни тяжело болел. В 78 лет перенес две хирургические операции (1950 г.), дважды его соборовали, что приносило облегчение. В октябре 1950 г. еп. Геронтий написал свое Духовное завещание. «Текст завещания хранили, переписывали и передавали друг другу, как великую реликвию; знакомство с этим документом побудило к духовной жизни многие заблудшие или охладевшие души <…>

В самом конце ХХ века этот документ неожиданно привлек внимание ученых — как своеобразный современный памятник древнерусской литературы. В одном из докладов, прозвучавших на ежегодных Малышевских чтениях в Институте Русской литературы в Петербурге, доктор филологических наук Н.В. Понырко провела научное сопоставление Духовного завещания епископа Геронтия с аналогичным документом, памятником XII века — завещанием известного архипастыря Древней Руси, епископа Кирилла Туровского» (Чунин Е., протоиерей).

В 1950 г. еп. Геронтий временно исполнял обязанности архиепископа, во время болезни арх. Иринарха. Похоронен на архиерейских могилах на Рогожском кладбище.

25 июля 2007 г. епархиальный съезд Санкт-Петербургской и Тверской епархии постановил благословить молитвенное почитание еп. Геронтия как местночтимого святого, считать днем его молитвенной памяти день его блаженной кончины, 7 июня (25 мая старого стиля).

Старообрядческое духовенство у Покровского кафедрального собора на Рогожском. Нижний ряд слева направо: протоиерей Василий Королев, еп. Флавиан (Слесарев), будущий архиепископ Московский, еп.Геронтий (Лакомкин), еп.Иосиф (Моржаков), будущий архиепископ Московский, еп.Вениамин. В верхнем ряду справа налево: протоиерей Петр Селин, Кирилл Александрович Абрикосов, ответственный секретарь архиепископии, протоиерей Петр Семионович Михеев, настоятель храма Святыя Троицы в Шувое-Нарееве. Отец Петр родом из села Рытово Вязниковского района Владимирской области, сын председателя Рытовской общины Михеева Семиона Феодоровича. В послевоенные годы отец Петр был членом Совета Архиепископии и благочинным Московской области. Отец Петр — дед владыки Евмения, епископа Кишиневского и всея Молдавии. Фотография сделана около 1951 года

Епископ Геронтий канонизирован для общецерковного почитания в октябре 2012 года на Освященном Соборе Русской Православной Старообрядческой Церкви.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля