От редакции: После юбилейных торжеств тысячелетия крещения Руси, состоявшихся в 1988 году, перед российским старообрядчеством открылись грандиозные возможности. Прекратилось давление государственных и партийных структур. Была отменена цензура. С конца 1980-х государство на долгие годы самоустранилось от какого-либо контроля за богослужебной, издательской и просветительской деятельностью. Казалось бы, наступил новый золотой период, когда старообрядчество могло бы развивать церковные институты, открывать новые приходы и главное спокойно и во всеуслышание проповедовать истину старой веры.
Однако оказалось, что за годы советской власти многое было утрачено. В частности, были уничтожены классы, составляющие экономическую основу старообрядчества. Купцы-меценаты были истреблены или изгнаны сразу после Октябрьской революции. В начале 90-х годов практически не оказалось людей, готовых оказывать финансовую и организационную помощь в церковном строительстве и просветительской деятельности. К счастью, в последние полтора десятилетия ситуация стала меняться. Появились благотворители, государство стало оказывать более активную помощь старообрядческим согласиям. Так, в Москве в 2007–2014 годах благодаря содействию городских властей реконструирована значительная часть Рогожского историко-архитектурного ансамбля.
Одним из новых инструментов по поддержке просветительских инициатив стала система федеральных грантов. За счет этих субсидий появилась возможность решать ряд задач, связанных с просветительской деятельностью. Среди них — издательская деятельность, проведение ярмарок и концертов духовной музыки, создание интернет ресурсов, музеев и многое другое. В последние годы государством выделены десятки и сотни миллионов рублей на подобные цели. Открывшиеся возможности позволили представителям старообрядческих согласий реализовать немало важных проектов.
Однако успехи в этой области нельзя назвать однозначными. За несколько лет накопилась статистика негативного опыта. Подчас невнятные цели грантовых проектов, слабая проработка механизма реализации поставленных задач, невысокая квалификация исполнителей, отсутствие взаимодействия со средствами массовой информации приводят к тому, что «коэффициент полезного действия» грантовых субсидий остается на низком уровне. У сторонних наблюдателей порой создается впечатление, что целью гранта является не столько воспитание и просвещение общества, сколько желание поправить материальное положение участников проекта.
О наиболее частых ошибках при оформлении грантовых заявок и каким образом их можно избежать, нам сегодня рассказывает Елена Васильевна Воронова — член старообрядческой общины г. Кирова, кандидат культурологии, доцент кафедры журналистики и интегрированных коммуникаций ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Победитель грантов Президента РФ, РГНФ, Министерства образования и науки РФ. Федеральный эксперт Всероссийского конкурса молодёжных проектов (Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по делам молодёжи).
С 1 ноября 2018 г. под руководством Елены Васильевны реализуются два гранта: «Сохранение, популяризация и исследование старообрядческой книжной культуры» и «Просветительская мобильная выставка древнерусского иконописного наследия к 400-летию со дня рождения протопопа Аввакума “Духовный свет русского православия”».
***
Для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ, государство оказывает всестороннюю поддержку социальным проектам в виде грантов. Основной грантодатель в России для НКО — это Фонд президентских грантов (президентские гранты.рф).
Социальный проект — это комплекс мероприятий, направленный в своём результате на решение социальной проблемы. Социальный проект сглаживает или нейтрализует общественные проблемы и способствует гармоничному развитию гражданского общества.
Какова структура социального проекта?
Как правило, обязательными элементами проекта являются:
- Название проекта.
- Аннотация проекта, то есть краткое описание проекта, включающее «1) описание основной идеи и конкретных действий по реализации проекта (без обоснования актуальности и социальной значимости); 2) указание целевой аудитории; 3) наиболее значимые ожидаемые результаты; 4) для долгосрочных проектов — обоснование выбора срока реализации (почему реализация проекта невозможна или нецелесообразна в более короткие сроки)» (по рекомендациям Фонда грантов Президента РФ).
- География проекта.
- Срок реализации проекта.
- Обоснование социальной значимости проекта.
- Целевые группы проекта.
- Цель и задачи проекта.
- Ожидаемые количественные и качественные результаты проекта.
- Бюджет проекта
- Дорожная карта проекта (календарный план).
- Команда проекта.
- Информация об организации, от которой подаётся заявка на грант.
Что такое проблема и как её сформулировать?
Проект лучше начинать не с поиска идеи (например, у меня возникла идея создать курсы повышения квалификации для преподавателей воскресных школ), а с поиска конкретной проблемы в социуме.
Социальная проблема — социальная ситуация, которая идентифицируется обществом как трудная и нежелательная. Проблему нужно решать. Проблема, как правило, ограничена кругом благополучателей и географической территорией. Поэтому в формулировке и/или описании проблемы желательно указать целевую аудиторию и географический охват (см. об этом подробнее в следующих разделах инструкции).
Проблема — негативное явление. Поэтому формулировка проблемы должна включать такие слова, как «нет», «отсутствует», «недостаточно», «низкий уровень» и пр.
Некорректно сказать, что «мы занимаемся проблемой популяризации русского языка», так как распространение и продвижение родного языка — это не проблема. Проблемой может стать: недостаточно развитое единое открытое русскоязычное образовательное пространство; снижение популярности и престижа русского языка и образования на русском языке в мировом пространстве; уменьшение уровня владения русским языком как государственным языком и сужение сферы его функционирования как средства международного общения; ухудшение уровня преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного и пр.
Проблема должна быть актуальной, ненадуманной, подлинной. Соответственно, её нужно обосновать, то есть доказать. Неверно для обоснования значимости пользоваться общими размытыми фразами, такими, например, как: «Социально-общественная и научно-педагогическая значимость проекта связана с всё увеличивающейся в условиях международных политических, социально-экономических и культурных трансформаций потребностью в сохранении, укреплении и распространении русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентификации, культурного и научно-образовательного единства многонациональной России, межгосударственного диалога и цивилизационного сотрудничества». Вместо неконкретных формулировок нужен набор аргументов. Ими могут стать:
1. Опрос (анкетирование, интервьюирование) целевой аудитории. Мнение благополучателей поможет подтвердить наличие проблемы, а также, вероятно, подскажет способы преодоления противоречий.
2. Анализ нормативно-правовых документов. В целевых программах можно найти формулировки проблем, алгоритмы их решения. Например, для обоснования актуальности проекта «Создание цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку» может помочь штудирование Федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016–2020 годы.
3. Статистические данные. Например, таких ресурсов, как:
- Федеральная служба государственной статистики (www.gks.ru/). На сайте содержится официальная статистическая информация обо всех сторонах жизни российского общества, информационно-аналитические материалы, характеризующие различные аспекты экономики и социальной жизни страны.
- Статистика.RU. Справочный и аналитический веб-ресурс Госкомстата. Содержит таблицы с данными и текстовые публикации, новости статистики по вопросам социальной, экономической жизни, экологическим проблемам, криминологии и т. д.
- Мультистат. Многофункциональный статистический портал (www.multistat.ru/). Веб-ресурс Главного межрегионального центра обработки и распространения статистической информации Госкомстата.
- Статистика российского образования (http://stat.edu.ru/). Сайт содержит информацию об уровнях образования, результатах ЕГЭ, региональные данные, международные сопоставления, статистические материалы для СМИ.
4. Научные исследования. Например, изыскания учёных по социологии, истории, культурологии и других направлений гуманитаристики.
5. Поиск в средствах массовой коммуникации интервью отраслевых экспертов, лидеров общественного мнения и пр.
6. Высказывания государственных служащих, представителей власти. Однако прямого цитирования лучше избегать.
7. Изучение опыта решения проблем других регионов и стран.
И другие факты-доводы, подтверждающие важность и злободневность обозначенной проблемы, острую необходимость её решения.
Как поставить цель и обозначить задачи?
После того, как проблема сформулирована и обоснована, нужно обозначить цель и задачи проектной деятельности. Цель — это конкретный ожидаемый результат, на достижение которого направлен проект, то есть цель — наивысшая точка желаемого, решение проблемы.
При формулировке цели нужно обратить внимание на несколько аспектов. Во-первых, цель всегда одна. Эффективнее, легче и реалистичнее работать над достижением единого результата, нежели пытаться сосредотачиваться на нескольких предметах устремления. Одна цель помогает выстроить понятную и посильную логистику. Образно выражаясь, можно сказать, что, на двух стульях усидеть сложно и в погоне за двумя зайцами не каждый может поймать хотя бы одного.
Во-вторых, цель — это всегда законченное действие, а не процесс. Цель ограничена во времени. Соответственно, некорректно будет сказать, что «целью проекта является воспитание патриотизма у молодёжи», так как воспитание — это процесс, который может растянуться на долгие годы. Вместо этого стоит назвать конкретное действие (мероприятие, событие), которое направлено на патриотическое воспитание: например, «цель — проведение акции «Свеча памяти»».
Хорошим подспорьем при формулировании цели может стать постановка цели по SMART. Данный метод постановки цели включает пять критериев, которые и создают аббревиатуру S.M.A.R.T.:
- S – Specific: цель конкретна. Цель понятна и достижима; это конкретное законченное действие, которое можно оценить, а не мечтательные формулировки. Например, цель не улучшение физического здоровья детей, а организация ежедневных уличных тренировок.
- M – Measurable: цель измерима. Показатели могут быть качественными и количественными. Единицы измерения должны быть адекватно подобраны, в цифрах должен быть заложен смысл. Например, правильнее сказать не «цель — совершенствование профессиональных компетенций преподавателей-русистов в области русского языка как иностранного», а «цель — проведение обучения 350 преподавателей в рамках Международных дистанционных курсов повышения квалификации «Современные эдьютейнтмент-технологии обучения русскому языку как иностранному»».
- A – Achievable: цель достижима. Нужно отказаться от необоснованных амбиций и мечтательного оптимизма, а показать, что выполнение данной цели возможно. Это объясняется за счёт указания, с помощью каких ресурсов (материальных, финансовых, кадровых и пр.) планируется достигнуть цели. Например, если у вас 80 граблей и лопат, целью не сможет стать организация экологического субботника на тысячу человек.
- R – Relevant: цель релевантна, то есть адекватна; соответствует другим приоритетным направлениям развития социума; актуальна. Цель не должна противоречить здравому смыслу, иным мероприятиям по решению обозначенной проблемы и пр., иначе масштабная сверхцель по формированию гармоничного гражданского общества не будет решена. Например, не вполне приемлемо будет выбирать целью создание спортивно-тренировочного корта на особо охраняемой природной территории.
- Т – Time-bound: цель ограничена сроком, измерима во времени. Мечтать можно сколько угодно, но для эффективного планирования нужно иметь временную точку достижения целей. Например, можно сказать «… до конца 2018 г. обучить 500 детей с ЗПР по программе…».
Стоит сказать, что при формулировке цели для социальных проектов, кроме пяти SMART-критериев, можно указать сверхмиссию. Примером SMART-цели с миссией может быть такое целеполагание: «Формирование проектной культуры посредством проведения online-обучения трёх тысяч старообрядцев до конца 2018 года».
Задачи — конкретное описание того, что будет выполнено и достигнуто, частные результаты, этапы на пути к достижению цели. Решение задач должно неизбежно приводить к достижению поставленной цели. Задачи отражают стратегию реализации проектной идеи.
Признаками верного формулирования задач являются:
- Логичное и последовательное решение проблемы.
- Взаимосвязь с деятельностью по проекту (каждое мероприятие проекта должно быть связано с одной из задач).
- Чёткие и конкретные формулировки задач, выраженные не общими словами, а в количественных и качественных индикаторах, которые могут стать показателями успешности выполнения проекта.
При формулировании задач проекта рекомендуется не применять такие слова, как «поддерживать», «улучшать», «усиливать», «содействовать», «координировать», «перестраивать». Лучше сказать: «подготовить», «распределить», «увеличить», «уменьшить», «организовать», «установить порядок». Иначе говоря, лучше избегать глаголов несовершенного вида и применять глаголы совершенного вида, так как именно они демонстрируют нацеленность грантозаявителя на результат.
На что обратить внимание при описании механизма реализации проекта?
Механизм реализации проекта должен быть синхронизирован с задачами, скрупулёзно детализирован и по возможности включать инновационные методики.
Если говорить подробнее, то каждое мероприятие календарного плана (дорожной карты) должно быть направлено на решение задач, приведённых в описании проекта. Описание мероприятия должно включать подробную информацию о том, каким образом оно будет реализовано, для какой целевой группы. Необходимо указание сроков и конкретных результатов (согласно количественным показателям) по итогам каждого мероприятия.
Если вы предлагаете принципиально новые и свежие механизмы решения проблемы, то это сможет стать хорошим бонусом при оценке экспертами вашей проектной идеи. При этом нововведения должны обеспечивать эффективное сглаживание или нейтрализацию проблем. Например, если ваша цель — формирование экологического сознания путём проведения природоохранных мероприятий, то малопродуктивными будут традиционно предлагаемые мероприятия по очистке берегов рек от мусора или проведение мастер-классов по экологии. Данные работы нужны, но они не решают проблемы: после уборки территории её загрязняют вновь. Оригинальным решением, способствующим большей результативности в устранении экологической катастрофы, может стать обмен собранного мусора на саженцы деревьев и их посадка.
Какие количественные и качественные результаты указывать в грантовой заявке?
Качественные результаты должны включать в себя индикаторы, характеризующие изменения в целевой группе благодаря реализации проекта.
Количественные показатели — цифры, с помощью которых можно определить соразмерность запрашиваемой суммы гранта и результатов проекта. Ориентироваться удобнее всего на мероприятия проекта в календарном плане.
Фонд грантов Президента РФ рекомендует оценивать показатели по следующим требованиям:
- «Адекватность (показатель характеризует реальную ситуацию в результате достижения цели или решения задачи);
- достижимость (значения этого показателя реалистично получить в рамках реализации проекта);
- достоверность (способ сбора и обработки исходной информации можно будет подтвердить документально);
- измеримость (у показателя должны быть числовые значения);
- объективность (не допускается использование показателей, которые могут улучшаться при ухудшении реального положения дел);
- однозначность (смысл показателя не должен вызывать разночтений, поэтому следует избегать сложных формулировок)».
Примером планируемых количественных и качественных показателей, обоснования их достижимости для проекта по созданию цифровой образовательной эдьютейнтмент-среды по русскому языку может послужить следующий отрывок из грантовой заявки.
Реализация предусмотренных в проекте цели и задач обеспечит достижение следующих показателей:
— качественных показателей:
- создана доступная, бесплатная и основанная на современных цифровых эдьютейнтмент-методах и технологиях обучения система изучения и преподавания русского языка как родного, неродного и иностранного;
- сформирован устойчивый интерес к освоению русского мира и совершенствованию языковой культуры,
- налажены диалоговые межнациональные взаимоотношения.
— количественных показателей:
- в единой цифровой образовательной эдьютейнтмент-среде для организации обучения русскому языку и на русском языке на всех уровнях подготовки разработано семь мультимедийных и интерактивных онлайн-курсов,
- создана ежедневно обновляющаяся база учебно-тренировочных, игровых, мультимедийных методических материалов для изучения русского языка как родного, неродного и иностранного, в том числе издан печатный сборник эдьютейнтмент-упражнений по русскому языку для иностранцев;
- численность прошедших онлайн-курсы – не менее 2,5 тыс. человек,
- в Интернет-олимпиаде по русскому языку для одарённых детей поучаствовали не менее 250 школьников;
- осуществлено повышение квалификации не менее 250 преподавателей;
- более 350 лиц с ограниченными возможностями здоровья смогли пройти обучение с учётом специальных условий и требований.
Достижимость программных индикаторов и показателей
Как грамотно оценить ресурсы проекта?
Прежде чем запрашивать определённую сумму денег у грантодателя, нужно оценить имеющиеся ресурсы. Как правило, адекватная оценка ресурсной базы позволяет существенно снизить финансовые запросы и сделать бюджет проект соизмеримым результатам.
Ресурсы проекта:
- Материальные ресурсы. Например, наличие ноутбуков, помещения для проведения мероприятий, лопат, мешков для мусора и пр.
- Кадровые ресурсы. При описании команды проекта нужно показать, что она справится с решением задач, указанных в заявке, что она обладает достаточными знаниями, опытом и компетенциями для качественной реализации проекта. Важно объяснить: кто именно и какие задачи будет выполнять, какой у каждого члена команды имеется практический опыт. Фонд грантов Президента РФ рекомендует указывать 5–7 ключевых членов команды (всего возможно добавить до 15 человек).
- Административные ресурсы. При реализации проектов при государственной поддержке желательно заручиться поддержкой властей. Внимание местной власти к проекту и его поддержка будет не только способствовать реализации проекта, но и одновременно свидетельствовать о значимости решаемой проблемы.
- Информационные ресурсы. Ваша организация должна быть информационно открыта: иметь аккаунты в соц. сетях и мессенджерах, по возможности — сайт. Публиковать в медиа и СМИ информацию о своей деятельности. Эксперту, а затем и обществу, должно быть понятно, что госфинансирование досталось не случайным заявителям, а положительно зарекомендовавшим себя организациям.
- Финансовые ресурсы. Это один из важнейших пунктов грантовой заявки. При формировании бюджета необходимо подробное финансово-экономическое обоснование проекта. Ознакомиться со всеми нюансами бюждетирования можно на сайте Фонда грантов Президента РФ, расположенном по адресу https://президентскиегранты.рф/public/home/documents.
Как охарактеризовать целевую аудиторию и географическую территорию проекта?
Целевая аудитория — это благополучатели, социальная группа, ради которой делается проект. Чем более точный портрет целевой аудитории имеется, тем проще выявить её проблемы, найти способы решения проблем.
Охарактеризовать целевую аудиторию можно по следующим критериям:
- Возраст.
- Количество. Некорректно указывать, например, что благополучателями является вся молодёжь N-ой области. Так как это далёкие от реальности цифры: эксперт посмотрит в Росстате, что в области проживает 20 тысяч молодых людей, а проект рассчитан лишь на 3 тысячи. Лучше указать примерное количество участников будущих мероприятий. Кроме того, среди участников стоит указывать только тех, кто действительно будет задействован в мероприятиях проекта. Не нужно включать тех, кто сможет посмотреть в открытом доступе в Интернете, например, ролики, баннеры проекта, так как найти доказательства того, что это просмотрела именно обозначенная целевая группа, будет проблематично. Пусть благополучателей окажется меньше, но их количество будет соответствовать действительности.
- Социальный статус (дети, школьники, пенсионеры, многодетные семьи, студенты, неблагополучные семьи, люди без определённого места жительства и пр.).
- География. Географическая территория должна не противоречить той, что указана в уставе НКО.
Каковы критерии оценок проектов?
Критерии оценок проектов могут отличаться у разных грантодателей. Фонд президентских грантов РФ оценивает проекты в зависимости от запрашиваемой суммы по следующим критериям:
- Актуальность и социальная значимость проекта.
- Логическая связность и реализуемость проекта, соответствие мероприятий проекта его целям, задачам и ожидаемым результатам.
- Инновационность, уникальность проекта.
- Соотношение планируемых расходов на реализацию проекта и его ожидаемых результатов, адекватность, измеримость и достижимость таких результатов.
- Реалистичность бюджета проекта и обоснованность планируемых расходов на реализацию проекта.
- Масштаб реализации проекта.
- Собственный вклад организации и дополнительные ресурсы, привлекаемые на реализацию проекта, перспективы его дальнейшего развития.
- Опыт организации по успешной реализации программ, проектов по соответствующему направлению деятельности.
- Соответствие опыта и компетенций команды проекта планируемой деятельности.
- Информационная открытость организации.
Участие в грантовой деятельности требует от грантозаявителя желания неустанно совершенствовать мир и решать проблемы общежития, даёт возможность выстраивать гражданское общество страны по законам человеколюбия. А это значит, что участвовать в конкурсе социальных проектов просто необходимо.
В конце 2017 года победителем конкурса президентского гранта стал проект РПсЦ «Развитие научной и культурно-просветительской деятельности в области древнерусской культуры и старообрядчества», направленный на создание комплекса уникальных научно-просветительских и информационных материалов о древнерусской культуре и старообрядчестве с их последующим размещением на официальном сайте РПсЦ — rpsc.ru
Молодец! Не теоретик — кандидат о давно минувшем, а написала фактически нужное методическое пособие для практиков. Побольше бы таких молодых кандидатов (со временем и докторов) в региональных общинах!