Когда церковь отдали под склад, его спалила молния
Фроловский микрорайон Грачи — в отдалении от центра. Здесь начинаются степные просторы, и, казалось бы, земля не расположена к буйству растений. Однако на территории старообрядческого храма во имя Святителя Николы, епископа Мир Ликийских Чудотворца, деревья и кустарники удивляют пышной листвой даже в первые заморозки. Шиповник — с перепелиное яйцо, а на небольшой грядке лежат прихваченные морозцем ярко-красные ягоды клубники. Чудеса объясняются просто: прихожане церкви очень трудолюбивые люди.
Нас встречает настоятель храма, отец Иоанн Горшенин. Прежде чем проводить в новое здание просторной церкви, построенной, как говорится, всем миром два года назад, он открывает двери маленькой избушки. Когда-то она служила местом для молений, а прихожане часто стояли даже на улице, так как места в старом храме не хватало.
Как поясняет священник, здешние места на Донской земле в русле реки Арчеды издревле были заселены православными старого обряда. Сам хутор Грачи и многие другие населенные пункты края основаны казаками-староверами. Согласно переписи, проведенной сразу после революции, большинство населения здесь исповедовало древлеправославие, а в окрестностях Грачей и в других хуторах располагалось более 30 старообрядческих церквей, часовен и моленных комнат.
В 1907 году в хуторе Грачи был освящен храм во имя Святителя Николы. Но грянули годы революции, а затем и коллективизации. В 30-х годах Грачевскую церковь закрыли. Председатель колхоза, по свидетельствам старожилов, сам был человеком верующим и решил исполнить указание партийного начальства щадящим способом — не устраивать на святом месте танцы с пивнушкой, а оборудовать зерносклад. Только засыпали пшеницу в храм — загремел гром, ударила молния. После пожара не осталось ни урожая, ни церкви. Суд Божий? Отец Иоанн не произносит этих громких слов. Говорит, в их местах молнии — частое явление.
Господь — наш «спонсор»!
В 1946 году, когда Сталин объявил религиозную оттепель, старообрядцы стали строить новую церквушку, но снова деревянную. Ее нам и показал отец Иоанн. А одна из прихожанок, сухонькая и маленькая пожилая женщина, отметила: пращуры церковь также строили, всем миром. Времена были голодные, послевоенные.
— Подавали на храм больше не деньгами — яйцами, молоком, — рассказывает детский врач на пенсии Надежда Серафимова. — Сподвижники шли на рынок и продавали эти продукты, хоть сами были голодными. И так они смогли купить материалы для молельного дома.
Однако постройка послевоенной поры сейчас пришла в негодность — прохудилась крыша, местами провис потолок. Сырость могла погубить старинные иконы, и несколько лет назад каждый из прихожан начал вносить посильные пожертвования на строительство белокаменного храма.
— Если кто из гостей видит храм, непременно задает вопрос про спонсоров, — говорит отец Иоанн. — А я отвечаю: Господь — наш «спонсор». Он обитель помог построить. Некоторые жертвователи узнавали о нас как будто случайно. Другие, местные жители, хранили реликвии с дореволюционной поры. Одна из прихожанок принесла малый колокол из дома: когда первая постройка храма сгорела, ее предки спасли и сохранили святыню.
Отец Иоанн распахивает двери нового храма. Своими силами и с привлечением профессиональных церквостроителей были возведены стены, установлены купола, закончена внутренняя отделка, сооружен иконостас.
Мы входим в обитель — здесь уже тепло и особая, намоленная атмосфера. Иконы современных мастеров соседствуют с мощами святых, древними крестами, казачьими походными иконами. Прихожане храма в Грачах способствуют реставрации старинных святынь — батюшка демонстрирует восьмиконечный крест. Он размером с человеческий рост и был вырублен более 100 лет назад. Но краски достаточно яркие. Придет час, и реликвию заберут на реставрацию иконописцы — отец Иоанн часто ездит в Москву, знаком со многими известными мастерами.
Синдром Барселоны
Священник отмечает особый виток возрождения духовности в нашей стране, но с недоумением относится к некоторым нюансам европейского религиозного туризма.
— Был в кафедральном соборе 14 века в Барселоне, — вспоминает отец Иоанн, — хотел посмотреть мессу. С трудом нашел помещение, где проводятся службы, — маленькая комнатка, и горстка прихожан. Собор буквально захватили туристы — некоторые из них вальяжно заходят в шортах и шлепках. Думаю, это неприемлемо, теперь называю такие разрекламированные турмаршруты «синдромом Барселоны».
Священник корит себя за некоторые блага цивилизации, которыми пользуется. Говорит, ни телевизора, ни Интернета в его доме нет, а от современного отопления отказаться не получается. Но все-таки основы древнего уклада здесь стараются сохранять. В чести у православных старого обряда всегда был сельскохозяйственный труд, и в каждой семье здесь держат коров или, по крайней мере, домашнюю птицу.
К беседе подключается один из молодых прихожан Сергей Потылицын.
— Как же без коровы, она всегда спасала казачьи семьи, — говорит Сергей, — у меня дома и буренки, и утки, и куры. Хочу, чтобы на столе всегда была самая здоровая и свежая пища.
Сергей старается для сына — первенец в их семье очень долгожданный. С супругой Софьей они мечтали родить ребенка более 15 лет совместной жизни. Сейчас Саше уже три с половиной года.
— Видимо, Господь проверял наш брак на крепость, — считает Сергей, — врачи говорили, что мы здоровы, а детей не было. Молились очень усердно, прежде чем заслужить такое счастье, как рождение ребенка.
Сейчас Сергей при храме — звонарь и столярных дел мастер. Он вырезал обрамление для иконостаса, а теперь изготавливает лестницу. Маленький Саша уже помогает отцу — старательно собирает стружки.
— Мы живем, как жили наши деды, — говорит Потылицын-старший. — Помню, бабушка сызмальства брала меня на службу. Тяжело сначала было устоять, а потом привык. А теперь смотрю — и Сашенька за мной тянется. Прихожу домой, а он говорит, что научился в колокольчик звонить. Вот, сделаю лестницу к колокольне — чтобы на века. Ведь и внуки сюда приходить будут!
Старообрядец Зукельман
По словам местных жителей, сейчас в их храм приезжают не только потомки казаков-старообрядцев. Фроловский предприниматель Дан Зукельман живет неподалеку.
— В Никольский храм, по возможности, хожу, и вам советую, — говорит он. — Строили мы его, действительно, всем миром, за это время сроднились все.
Теперь у прихожан Никольского храма планы — с Божией помощью, развивать дендрарий при храме и продолжать восстанавливать грачевский пруд. Его здесь называют лиманом — на заповедный водоем прилетают даже цапли.
— Православные старообрядцы — самые активные участники субботников, — говорит председатель ТОСа «Грачи-Фролово» Владимир Барышников. — В озерцо даже мальков карася запускали. Но сперва пришел один дедок — говорит, зачем вам это, я их лучше курам скормлю. Затем приехала молодежь и быстро выбила рыбу электроудочками, не дали малькам подрасти. Что же, все зависит от родительского воспитания. Думаю, хороший пример прихожан Никольского храма будет со временем принят окружающими.
Верит в это и отец Иоанн — даже в новом здании церкви иной раз не хватает места. Все больше людей хотят жить по традициям предков.
Источник: vpravda.ru
Комментариев пока нет