Известный российский блогер-тысячник Антон Афанасьев, действительный член Русского Географического Общества, представляет очередной фоторепортаж. Сегодня автор показывает и рассказывает то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда.
Основной целью поездки в г. Семенов было даже не посмотреть городок, а сходить в местный музей. Именно в нем, как оказалось, есть небольшая экспозиция, посвященная старообрядчеству. Ну и, конечно, целый зал, отведенный под ложкарный промысел, но про него я расскажу отдельно, так как это широчайшая тема. В сегодняшнем рассказе хотелось бы показать то, как, где и чем жили старообрядцы Семеновского уезда.
На первом этаже музея представлена часть интерьера купеческого быта второй половины ХIХ века.

На втором начинается интересующая меня экспозиция. Вот, например, памятная доска, отлитая в 1861 года в память о диспуте епископа Питирима с руководителем «дьяковцев» Александром в октябре 1719 года в с. Пафнутово. Формально раскаявшийся под угрозой пыток, Александр вскоре продолжил борьбу, но был схвачен и казнен в Нижнем на центральной площади в марте 1720 года: ему отрубили голову, останки сожгли, пепел бросили в Волгу. Эта «традиция» была вполне в рамках дозволенного у «православных» священников того времени.

Обратите внимание на перепись населения. До так называемого «питиримова разорения» в уезде жили больше 50 000 человек, 40 000 из которых — староверы. И это с учетом того, что это только видимая часть айсберга — большинство старообрядцев старались не попадать ни в какие переписи. После выгонки же там почти не осталось людей — край буквально опустел. И возродился лишь в ХХ веке, в царствование Николая II, который принял закон о веротерпимости.

Интересное удостоверение.

А вот и сама печать, которой заверили удостоверение.

Карта ХVIII века. Копия, конечно.

Очень, кстати, интересная карта, много скитов обозначено, которых я и не видел никогда — прогуляюсь по тем местам летом

Вериги — их носили некоторые скитники для умерщвления плоти. Они сильно натирали кожу, да и вес у них был до 10 килограммов!

Медное литье. Литья производили на Керженце не так, конечно, много, как на Выге в свое время, но в начале ХХ-го века количество его тут тоже увеличивается.

Рукописный сборник второй половины ХVII века.

Ложка старообрядца.

Платок женщины-старообрядки не завязывают, а закалывают определенным образом.

Красный угол.

Певческая книга с крюками.

Еще одна характерная особенность дома старообрядца — домовые доски с глухой резьбой с изображением сирина.

Предметы быта.

Светец с лучинами.

Вот такую штуку ставили с водой под светец, чтоб не спалить избу.

Про ложки расскажу отдельно, оно того стоит!

А вот именно от этих деревяшек пошла поговорка «Заруби себе на носу». Неграмотные люди делали на бирках надрезы, указывая размер долга, раскалывали дощечки пополам, одну часть отдавали должнику, другую оставляли себе, а когда расплачивались, складывали их для проверки. Так долги не только записывали, но и запоминали. Бирку с метками называли иначе носом — от слова «носить». В данном конкретном случае — данные о долгах крестьян деревни Хвостиково.

Пила для продольного реза ствола.

Первый план Семенова.

Всякая всячина торговых людей.

Комната купца.

На первом месте — всегда Закон Божий.

Благодарственное письмо.

Комментариев пока нет