В Россию прибыли так назывемые «Дары Волхвов». Эта ранее неизвестная в России святыня, возраст которой составляет якобы около 2000 лет, хранилась в одном из Афонских монастырей. На поклонение этим дарам выстроились очереди в десятки тысяч человек.
Известно, что древняя история Церкви не знала фактов литургического поклонения этим дарам. Даже в самой Греции, где на острове Афон хранились эти дары, впервые они были представлены широкой публике лишь около 30 лет назад. В ноябре 1980 г. после разрушительного землетрясения в Салониках митрополит Лангадасский Спиридон попросил монастырь святого Павла о принесении «даров волхвов» в свою епархию для укрепления верующих.
По поводу происхождения самих даров мнения разделились. Одни, ссылаясь на отцов Церкви, указывают, что подлинные дары волхвов были проданы семьей Иосифа и девы Марии и потрачены на бегство и жизнь в Египте, когда было необходимо спасти родившегося Богомладенца от преследований царя Ирода. Другие уверяют, что дары не были проданы, а всю жизнь хранились у Богородицы, которая перед своим Успением передала их одному из иерусалимских монастырей. Третьи, ссылаясь на технические особенности золотых пластин, считают дары средневековой подделкой, коих было немало.
Вместе с тем очевидно, что привоз «Даров Волхвов» в Россию вызвал небывалый резонанс, сравнимый лишь с массовым поклонением Поясу Богородицы, выставлявшемуся в Храме Христа Спасителя в 2011 году. Очевидно, что у этого массового явления имеются не только религиозные, но и глубокие социально-психологические причины. Однако многие верующие, в том числе и христиане старообрядцы, недоумевают о происхождении этих даров, а также о богословском смысле факта поклонения им.
Сегодня сайт «Русская вера» публикует комментарии старообрядческих священников на эту тему.
Об истории происхождения так называемых «даров волхвов» ничего достоверно неизвестно. Есть определенная дата, с которой эта реликвия находится в сокровищнице афонского монастыря св. Павла. Как эти дары попали туда, неизвестно.
Если внимательно читать историю рождения Исуса Христа и скрупулезно исследовать то, что нам точно известно из Предания Церкви, то мне представляется, что принесенные Богомладенцу волхвами пожертвования в принципе не могли сохраниться. Миссия у волхвов была другая, чем остаться в истории и сотворить еще одну церковную святыню.
Дары были принесены для практического употребления, а не для того, чтобы через несколько столетий отправить их в афонский монастырь. Если бы Пресвятая Богородица и праведный Иосиф преследовали цель сохранить для будущего поклонения все предметы, которых касался Богомладенец, то почему мы не знаем великого множества всевозможных пеленочек, платочков, рубашечек, к которым прикасалось Пречистое Тело? По-моему, исторически этот артефакт не достоверен.
С другой стороны, следует признать, что ни одни из общеизвестных и почитаемых мощей и святынь, в которых у верующих людей нет сомнения, не имеют сертификатов качества и соответствия. В каждом конкретном случае богомолец руководствуется своей верой, потребностью и усердием. Никто никого за подобные стремления осуждать не должен.
Если сердце человека влечет поклониться тому или иному предмету, косвенно или напрямую связанному с Православием, то не следует его за это осуждать. Мы знаем из Евангелия, что не совсем понятные действия совершала женщина, лобызавшая ноги Спасителя, и ее за это осуждали, а Христос оправдывал. Или платки, к которым просто прикасался апостол Петр, имели хождение среди первых христиан. У каждого свое время и своя потребность.
Отталкивает от этого только неудержимая всеобщность, бизнес-составляющие элементы и полуязыческая оголтелость. От механического, бездумного подхода хотелось бы предостеречь. А то на просторах Интернета уже появился «канон Дарам Волхвов». Думаю, от такой бессмысленности и начиналось иконоборчество.
Вы знаете, я тоже не слышал ранее о существовании такой реликвии. Мы знаем из Писания, что волхвы принесли Христу дары. Мы знаем и святоотеческое толкование их значения. Бл. Августин и св. Григорий Двоеслов видят в приношении Волхвов признание Христа: Царем — почему приносится золото, Богом — почему приносится ладан. Человеком, имеющим подъять смерть — почему приносится смирна, служащая для помазывания мертвецов.
Св. Иоанн Златоуст видит в их дарах еще и следующее: они принесли Христу свою науку, послушание и любовь. Святитель Григорий Палама прекрасно учит о единстве этих даров: «Волхвы пали ниц, принося золото и ливан и смирну Тому, Кто Своею смертью, — символом чего была смирна, — даровал нам божественную жизнь, — образом чего был ливан, — и даровал нам божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы».
Есть безусловные святыни: Гроб Господень, древо Животворящего Креста Христова, Нерукотворный образ (ныне утраченный), пояс Пресвятой Богородицы, вериги святого апостола Петра и др. Этим святыням даже положены особые службы. Мы знаем из житий святых, что к ним совершали паломничества, от них получали исцеления верующие.
Поклонение же «дарам волхвов» вызывает вопросы. Нам достоверно ничего неизвестно об истории сохранения этих даров. Но мы знаем точно, что Дары были принесены Христу, и Он — наша Святыня, наш Путь, Истина и Жизнь. Ему мы должны принести свои дары: мудрость и боговедение, изучение святого Писания (золото), чистую келейную и соборную молитву (ладан), умерщвление тела в подвижничестве, т.е. пост, отказ от роскоши и сластолюбия (смирна).
Так толкует значение даров св. Григорий Двоеслов. Вот чего от нас ждет Господь и вот дары, которые Ему приятны. Это прямой, спасительный, но тесный путь, указанный нам Господом и святыми отцами. Немногие шествуют по нему.
Комментариев пока нет