Ctrl+Enter — отправить

Иван Калашников

Сердюков Михаил Иванович (Бароно Силингинов, Бароно Имегенов) (1678-1754) – старообрядец-бурят, купец, выдающийся гидротехник, которому благоволил император Петр I. Создатель Вышневолоцкой водной системы, впервые соединившей Балтийское море с Волгой.

В 1723 г. М.И. Сердюков был обвинен вице-председателем Святейшего Синода никонианским митрополитом Феодосием Новгородским в расколе. Сердюков был арестован и помещён под следствие за принадлежность к старообрядчеству. Незадолго до ареста Сердюкова, 15 мая 1722 г. никонианский Синод издал указ: «Которые крест на себе изображают двумя персты, а не треперстным сложением: тех,… писать в раскол не взирая ни на что» (Собрание постановлений по части раскола, кн. I, С. 35).

По этому указу «запись в раскол» обрекала старообрядцев на постоянные преследования, тяжкие наказания: медленная смерть в тюрьме, ссылке или просто на виселице и плахе. И только благодаря заступничеству царя Петра I Сердюков был оправдан.

Из сохранившихся протоколов допроса Михаила Ивановича в Синодальной канцелярии известно, что он был «мунгальского народу», и звали его Бароно, Имегенов сын. Родился в 1678 г. в Монголии на берегу реки Селенги. Его отец Имэгэн-Силиген был мастеровой человек, делал луки, стрелы и сёдла. И ездил в Китай для продажи лошадей. По показаниям Сердюкова в России он оказался в 1691 г., в возрасте 13 лет, когда был захвачен в плен казаками Демьяна Многогрешного. В начале, Бароно попал в Селенгинский острог, а затем казаки перевезли его в Енисейск и продали приказчику староверу Ивану Сердюкову за 10 руб.
28 июля 2017

Константин

"а затем казаки ... продали приказчику староверу Ивану Сердюкову за 10 руб"... Казаки тоже поди сплошь староверы...
28 июля 2017

Иван Калашников

Какой веры были казаки в известных архивных документах ничего не сказано. Но если учесть, то обстоятельство, что потомки казаков проживающие в современном Селенгинском районе все никониане, то видимо и в то время были никонианами. Также в пользу этой версии говорит факт о том, что в архиве найдены архивные документы 1812 г., где в селенгинском остроге служат казаки, которые все никониане. Вообще в Забайкалье казаков-старообрядцев не очень много, на территории современной Бурятии казаки-староверы есть только в одном селе Бичура и всего лишь живут на одной улице. Эта улица до революции так и называлась ул. Казачья.

В Читинской области современное название Забайкальский край, там несколько станиц где живут казаки-староверы, например станица Доно, которая стоит на границе и др. станицы в соседних районах. Забайкальское казачье войско состояло из русских, тунгусских и бурятских казачьих полков, а также в казаки поверстали рабочих с горнорудных заводов, потому что протяженность границы огромная и войск не хватало.
31 июля 2017
Ctrl+Enter — отправить