Какие святоотеческие наставления необходимы для вступающих в брак?
Какие святоотеческие наставления необходимы для вступающих в брак?
В последнее время среди многих, именующих себя христианами, отношение к святому таинству брака стало положительно противохристианским. Нарушение супружеской верности стало обыденным явлением; оставление мужьями жен и женами мужей, чтобы сойтись с другими, приходится наблюдать все чаще и чаще. В то же время, вместо установленного Господом законного брака, в большом ходу так называемые браки гражданские. Все это должно быть чуждо подлинным последователям Христа Спасителя, Который сказал искушавшим Его фарисеям: «Не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф., 19: 4‑6). Когда же фарисеи возразили: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с женою, Исус Христос на это сказал: «Моисей, по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала было не так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф., 19: 8,9). Брак есть святое таинство.
В послании к коринфяном св. апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе» (1 Кор., 7: 39). Последнее выражение «только в Господе» естественно приводит к той мысли, что брак, о котором здесь речь, должен быть заключен во имя Господне или согласно с тем, как повелел Господь и его апостолы, а следовательно, с ведома и благословения Церкви, которое, как можно думать, соединено было с тем освященным словом Божиим и молитвою, о котором апостол упомянул в послании к Тимофею (1 Тим., 4: 5). Но особенно заслуживает внимания сказанное апостолом в послании ефесяном: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф., 5: 22‑32).
Таким образом, по апостолу, характерная особенность христианского брака заключается в том, что этот союз представляет собою отпечаток духовно-благодатного союза Христа с Церковью; потому-то глава жены — муж является в отношении к жене тем, чем является в отношении Церкви Христос, ее Глава и Спаситель ее тела, и подобно тому, как Церковь повинуется Христу, так и жена должна повиноваться мужу, и как Христос возлюбил Свою Церковь до того, что предал Себя за нее ради ее святости и непорочности, так и муж должен любить свою жену как собственное тело, а потому брак составляет не только тайну, но и великую тайну, как выражается о сем апостол: я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
Св. Игнатий Богоносец в послании к Поликарпу говорит: «Сестрам моим внушай, чтобы они любили Господа и были бы довольны своими сожителями по плоти и по духу. Равным образом и братьям моим заповедуй именем Исуса Христа, чтобы они любили сожительниц своих, как Господь — Церковь. А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божию» (Писания мужей апостольских, с.310 изд. 1895 г.). Брак христианский свят и духовен, как свят союз Христа с Церковью. Поэтому и апостол говорит: «Брак у всех да будет честен, и ложе непорочно» (Евр., 13: 4) и заповедует христианским супругам: «Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1 Сол., 4: 3-5). Брак не расторгается до смерти одного из супругов: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф., 19: 6). «Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, и мужу не оставлять жены своей» (1 Кор., 7: 10,11). Единственная достаточная причина для развода — прелюбодеяние; но и в таком случае муж и жена разводятся не иначе, как властию самой Церкви чрез ее законных пастырей, т.е. тою властию, которая сочетала их. Всякий иной развод, помимо Церкви, осуждается приведенными выше словами: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Пророк, обличая оставляющих законную жену, чтобы вступить в связь с иною, говорит: «И вот еще что вы делаете: вы заставляете обливать слезами жертвенник Господа с рыданием и воплем, так что Он уже не призирает более на приношение и не принимает умилостивительной жертвы из рук ваших. Вы скажете: за что? За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя» (Малах., 2: 13,14). Святой апостол Павел говорит: «Если жена при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею» (Рим., 7: 3). И Сам Спаситель возвестил: «Кто разводится с женою своею кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; а кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф., 5: 31,32). «Блудником же и прелюбодеям судит Бог» (Евр., 13: 4).
Святой Иоанн Златоуст (т. 8, с. 427) так высказывается в этом отношении: «Каждый должен довольствоваться своею женою и не падать с другою. А кто не довольствуется, тот не может спастись, но неизбежно погибнет, хотя бы имел тысячи добродетелей. В самом деле, блуднику невозможно войти в Царство Небесное, а тут уже не блуд, но гораздо более — прелюбодеяние. Как жена, которая связана с мужем, если будет еще в связи с другим, уже прелюбодействует, так точно и муж, связанный с женою, если будет иметь еще другую, прелюбодействует. А такой не наследует Царства, но будет ввержен в геенну. Послушай, что о таких людях говорит Христос: червь их не умирает, и огнь не угасает (Мр., 9: 44). Подлинно, тяжкий грех прелюбодеяние, и тяжкий, и готовящий нескончаемое наказание».
«Слово Церкви», 1915 г., № 32