Признаться, я никогда не слышал о подобном определении. Но оно меня тоже заинтриговало, и я соглашусь немного пофилософствовать о времени. Наверное, в сознании современного человека словосочетание «повелитель времени» вызывает какие-то фантастические ассоциации. Тем более что, оказывается, есть одноименный американский фильм (Timemaster). Но мы поговорим о другом, поговорим о богословии времени.
1. Откройте Библию. Первая ее строка говорит о начале времен:
В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1).
Подобно тому начинается и евангелие от Иоанна:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть (Ин. 1:3).
Бог есть создатель времени. Если Вы когда-то изучали философию, то вспомните тему о единстве пространства и времени. Время начинает течь с момента творения мира. Не может быть времени, если нет сотворенного; раньше всякого времени есть Бог — вечный Создатель всех времен. Бог Отец творил мир Словом Своим, Которое «прежде всех век», и Духом Святым. Об этом глубоко и поэтично рассуждает блаженный Аврелий Августин в своей «Исповеди» (Книга одиннадцатая). Прочтите ее всю, а здесь приведем лишь маленький фрагмент:
Всякое время создал Ты и до всякого времени был Ты, и не было времени, когда времени вовсе не было. Не было времени, когда бы Ты не создавал чего-нибудь; ведь Создатель самого времени Ты. Нет времени вечного, как Ты, ибо Ты пребываешь, а если бы время пребывало, оно не было бы временем.
2. Христианское вероучение принимает историческое время очень серьезно. Время — не просто некий срок или координата; время — обещание и исполнение предвечного замысла Божия о мире и человеке. Библия уже в Ветхом Завете повествует об осмысленном пути от сотворения человека до призвания Авраама и обетований, данных ему, далее от Исхода и Синайского откровения (10 заповедей) к предсказанному пророком Иеремией «новому завету» (Иер. 31:31) и приходу Мессии — Господа нашего Исуса Христа.
И в этом смысле время меняется, а повелитель этих перемен — Слово Божие, Единородный Сын Божий Спаситель мира Исус Христос. Апостол Павел так проповедует:
… когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление (Гал. 4:4).
Так, время — условленный срок, когда Божию обещанию придет пора сбыться, когда оно начнет осуществляться. Это выразительно высказал тот же апостол Павел:
Древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17).
Обратите внимание, что в Новом Завете указываются конкретные хронологические рамки важнейших событий. Рождество Спасителя: «Исус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода» (Мф. 2:1), прозванного Великим. Начало проповеди Иоанна Крестителя: «В пятнадцатый же год правления цезаря Тиберия, когда Понтий Пилат управлял Иудеей, Ирод был тетрархом в Галилее, (…) был глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк. 3:1-2). В Символе веры мы ежедневно исповедуем распятие Христово «при понтийском Пилате».
В этом, кстати, кроется одно из важнейших отличий христианства от всех других религий. Так, язычество особенно почитает природные циклы; в индуизме немыслимое количество дней Брахмы, каждый из которых по 8640000000 лет; в буддизме бытие во времени всего лишь иллюзия; даже в исламе отношения Бога и человека довольно статичны: откровение дается через пророков, последний из которых — Мухаммад. В христианстве же время рассматривается как «священная история» спасения человека от сотворения Адама и Евы вплоть до откровения о конце мира и о новом небе и новой земле. Об этом сказано в Ветхом Завете в пророчестве Исайи (Ис. 65:17) и повторяется в словах Господа в книге Апокалипсис:
Се, творю все новое (Откр. 21:5).
А апостол Павел в другом своем послании вновь говорит о «полноте времен»:
…в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1:10).
3. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру» (Еккл. 3:1:8). Это цитата из книги Екклесиаста напоминает нам о различных периодах в жизни каждого из нас и жизни целых народов. И здесь также — Повелитель Бог. Нам же заповедано во всякое время творить волю Его на земле. Причем «дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:16), как говорит апостол Павел. В церковно-славянском тексте стоит более точная фраза: «искупующе время». Это значит, что вся земная жизнь наша подобна производству торговли и мы во все минуты жизни должны приобретать пользу для души. Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна (Рим. 13:11).
Кроме того, мы призваны быть чуткими и зоркими по отношению к «знамениям времени», таких же реальных, как знаки погодных феноменов, но несравнимо более важных. В Евангелии от Матфея мы встречаем характерную укоризну Христа Его современникам:
Различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете (Мф. 16:3).
Очень надеюсь, что интерес, пробужденный в вашей душе словами «Исус — повелитель времени», поведет Вас и дальше от временного к вечному, к познанию единого истинного Бога и посланного Им Исуса Христа. В этом и состоит жизнь вечная (Ин. 17:3).