Иоанн Гаврилович Кудрин, протоиерей

Иоанн Гаврилович Кудрин
(10 декабря 1879 — 29 июня 1960)

Протоиерей Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии РПсЦ, участник гражданской войны, Главный Старообрядческий Священник Армии и Флота Верховного Правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака, настоятель кафедрального собора свв. апп. Петра и Павла в Харбине, Главный старообрядческий священник 3-й Армии Восточного фронта Русской армии генерала К.В. Сахарова, Главный старообрядческий священник Дальневосточной армии, редактор журнала «Дальневосточный Старообрядецъ», издававшегося во Владивостоке Временным Приамурским правительством, церковный публицист. О.Иоанн Кудрин родился 10 декабря 1879 г. в Средне-Рождественском заводе при с. Ножовка в Оханском уезде Пермской губернии Российской империи в многодетной семье. Родители будущего священника были старообрядцами часовенного согласия. Его отец — Гавриил Николаевич Кудрин, служил на местном заводе, производившем чугун и железо. После того как завод в Ножовке разорился, Кудриным пришлось кормиться землепашеством и промыслами.

В 1886 году жители Ножовки приняли священство белокриницкой иерархии. Тогда же и семья Кудриных присоединилась к Церкви Христовой. С 7 лет Иоанн был взят своим дядей по линии  матери, старообрядческим священником для прислуживания в храме. Способный и смышленый юноша, Иван читал много, но без разбора. Ему не хватало знаний по истории и богословию. Это огорчало его. Но сельский начетчик Зотик Иванович (по другим данным — Игнатьевич) Ханжин занялся образованием Кудрина. Так, под руководством Ханжина, Иоанн начал учиться грамоте.

Юноша с увлечением начал читать исторические и богословские книги. Их он брал с собой в поле и, когда бывал отдых прочитывал по нескольку страниц и делал отметки. Отличаясь большими способностями и любознательностью, Иоанн скоро приобрел большие познания в области духовной и светской литературы. Пятнадцатилетним юношей Иван управлял церковным хором, а в 18 лет принимал участие в диспутах с миссионерами никонианской церкви и беспоповцами. Известно также, что в юности Иоанн был кузнецом, потерял на работе один глаз. 

14 февраля 1898 г. Иоанн Кудрин женился на Анне Зотиковне Ханжиной (1881 — 1958), дочери старообрядческого псаломщика и начетчика Зотика Ивановича (Игнатьевича) Ханжина. В семье Иоанна Гавриловича и Анны Зотиковны родилось девять детей: три сына и шесть дочерей. В 1901 г. появился на свет старший сын Константин, в 1904 г. родилась дочь Анна, в 1906 г. — дочь Лидия, в 1908 г. — сын Александр, в 1911 г. — дочь Антонина, в 1914 г. — сын Авфоний, в 1917 г. — дочери Марфа и Валентина, в 1923 г. — дочь Павла.

Повседневные труды Кудрин совмещал с чтением книг, изучением церковного пения, поездками по Уралу и собеседованиями с иноверцами. На молодого человека обратил внимание Пермский и Тобольский епископ Антоний (Паромов). В 1906 г. на двадцать седьмом году жизни Иоанн Кудрин был рукоположен преосвященным епископом Антонием в сан диакона Древлеправославной Церкви Христовой (современное название — РПСЦ). А уже 12 ноября того же года диакон Иоанн был рукоположен в сан священника, получив поручение от епископа Антония организовать старообрядческую общину в Саранинском заводе Пермской губернии (ныне в Свердловской области ). Там о. Иоанн пробыл два года, построил храм, но община так и не собралась — этому противились местные новообрядцы и беспоповцы.

В 1909 году о. Иоанн был переведен в село Рухтино Уфимской губернии, где жили поповцы и возводился каменный храм. В том же году достроенная церковь была освящена во имя Рождества Христова. О. Иоанн прослужил при ней до 1919 г. В тот период, в 1918 году он был в заключении две недели у красных как «представитель культа». Кроме выполнения своих прямых обязанностей, священник принимал значительное участие в жизни епархии, был не раз делегатом на соборах в Москве, членом архиепископского совета, затем председателем Епархиального совета Пермско-Тобольской епархии. Также он слушал лекции в Московском сельскохозяйственном институте.

Революция прервала деятельность о. Иоанна в селе Рухтино, и в 1919 г. он покинул его с семьей и другими односельчанами, спасаясь от наступающей Красной армии. Прибыв в город Курган, о. Иоанн вступил в Просветительное отделение 3-й армии Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака. Поскольку против коммунистов сражалось много староверов, нуждавшихся в духовном наставнике, генералы Белой гвардии предложили Кудрину должность главного старообрядческого священника армии и флота. Так он был назначен Главным старообрядческим священником 3-й Армии Восточного фронта Русской армии генерала К.В. Сахарова. 25 августа 1919 года был утвержден в звании Главного Старообрядческого Священника Дальневосточной Армии и Флота, в непосредственном ведении Начальника Штаба Верховного Правителя с правами командира Отдельной Армии, и был им до весны 1922 года. 

По поручению военного министерства разработал «Положение о старообрядческом духовенстве, обслуживающем армию и флот». Приказом по Военному ведомству было объявлено:

Учреждаются штаты Старообрядческого Военного Духовенства, в основу сего издается «Положение о Старообрядческом Военном Духовенстве». Главным (Старшим) Священником Армии и Флота утверждается священник о. Иоанн Кудрин с правами прежде бывшего в России «Главного Священника Армии и Флота», имеющего быть в непосредственном ведении Начальника Штаба  Верховного Правителя, как командир Отдельной Армии.

Отец Иоанн оказался на переднем крае гражданской войны во имя спасения России и на новом поприще показал себя деятельным организатором. Он организовал управление, состоящие из трех лиц: начальника канцелярии, делопроизводителя и писаря. Под свое начало о. Иоанн Кудрин принимает четырех священников и распределяет их по своему усмотрению по известным частям. Старообрядческие священники были нужны и во вновь сформированных дружинах Святого Креста, туда о. Иоанн направил двух священников. После этих организационных дел он немедленно выехал на Восточный фронт, в район Тобольска, где находились части Воткинской дивизии. Управление о. Иоанна как самостоятельная единица по приказу военного министра выехало в направлении г. Иркутска. В конце концов 4 декабря 1919 года о. Иоанна со служащими причислили на законном основании к Воткинскому конному дивизиону. Так начался для него героический Сибирский «Ледяной поход».

Создал летучий санитарный отряд при Воткинской конной дивизии армии генерала Каппеля для сотен больных тифом солдат. С армией адмирала Колчака О. Иоанн выступил на восток и прошел знаменитый «Ледяной поход», разделяя участь колчаковцев, а впоследствии и каппелевцев, вплоть до Приморья. Свою работу в Воткинской дивизии он продолжал на протяжении всего похода. Не раз он рисковал жизнью под пушечным и пулеметным огнем заботясь о раненых и умирающих. После перехода зимой по льду через Байкал сам заболел тифом и получил истощение. В феврале 1920 года, прибыв в Читу сразу попал в госпиталь. По выздоровлению, сразу приступил к своим обязанностям и отправился на фронт в г. Нерчинск к своим одноверцам, где шли бои с войсками Красной армии.

В 1921 г. во Владивостоке было образовано национальное правительство и создано Народное Собрание. «Каппелевская» Армия в июле 1921 года избрала своим представителем в Народном Собрании старообрядческого священника Иоанна Кудрина. В июле 1922 г. отцу Иоанну довелось участвовать в качестве депутата от армии в работе народного Приамурского Земского Собора. Некоторое время являлся проповедником 3-й армии. В годы «смутного времени» гражданской войны, многочисленное никонианское священство оказалось не в состоянии быть духовно-объединительной и направляющей силой русского народа. Вся тяжесть духовной борьбы легла на плечи подавляемого и уничтожаемого на протяжении 250 лет раздробленного и обескровленного старообрядческого духовенства. Противостоящие силы против богоборческой власти оказались слишком неравными. Белые проиграли Гражданскую войну, тысячи русских, боясь жестокостей большевиков, бежали из России в Маньчжурию, в город Харбин. 

После конца белого движения в Приморье, в сентябре 1922 г. (по другим данным — в 1923 г.) о. Иоанн переехал в г. Харбин. По прошению общего собрания Харбинской старообрядческой общины владыка Иосиф (Антипин), епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока, 14 марта 1923 г. благословил священноиерея Иоанна (Кудрина) на должность настоятеля Харбинской старообрядческой общины. Верующие собирались для молитвы на дому у архиерея. Это было неудобно. На общем собрании прихожан было решено строить свой храм. Епископ и о. Иоанн приняли активнейшее участие  в строительстве старообрядческого Храма в г. Харбине во имя святых всехвальных апостол Петра и Павла. Во время постройки храма о. Иоанн проявил огромную энергию в сборе средств. Среди своей паствы и всех знающих его, о. Иоанн пользовался большим авторитетом и уважением, что способствовало быстрому строительству Харбинской старообрядческой церкви.

В декабре 1923 года (по другим данным — в 1924 г. на праздник Рождества Христова) священноиерей Иоанн Кудрин был возведен сан протоиерея. В июле 1924 г. было получено разрешение на постройку храма по ул. Ляоянской и 16 августа того же года состоялась торжественная закладка старообрядческой церкви. Община испытывала трудности со средствами. Но епископ был настолько воодушевлен возведением храма, что когда денег не хватило, пожертвовал на стройку все свои сбережения. Наконец, церковь была построена и уже 22 июня 1925 г. освящена епископом Иосифом, во имя апостолов Петра и Павла. Через неделю в церкви праздновали храмовый праздник святых апостол Петра и Павла.

Церковная жизнь Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии требовала нормализации. В июле 1925 г. в Харбине усилиями епископа Иосифа был создан Епархиальный Совет и утверждено «Положение об Епархиальном Совете». Протоиерей о. Иоанн Кудрин был назначен заместителем председателя Епархиального Совета. В условиях эмиграции о. Иоанн Кудрин много писал на богословские темы, издавал брошюры, участвовал в издании старообрядческих журналов. Являлся наиболее публикуемым старообрядческим автором русской эмиграции в Маньчжурии и Китае.   

14 января 1927 г. в праздник Обрезания Господня, владыка Иосиф, епископ Иркутско-Амурский и всего Дальнего Востока преставился Богу. Чин погребения служили два священника: протоиерей Иоанн Кудрин и священноиерей Иоанн (Старосадчев). В связи со смертью владыки Иосифа, о. Иоанн был временно исполняющим должность председателя Епархиального Совета. Священник наладил контакты и вел переписку о нуждах старообрядческих общин в Китае с рукоположенным в 1929 г. на Иркутско-Амурскую и всего Дальнего Востока епархию епископом Афанасием (Федотовым), находящимся в Забайкалье (с. Тарбагатай), на территории Советской России, которого советские власти расстреляли в 1938 г. 

В 1945 году государство Маньчжурия прекратило сущестование, а в 1949 году оно было присоединено к Китаю. Русским стало невыносимо жить в Харбине. Многие уехали в Австралию и Америку. Но священник служил в Храме до тех пор, пока не осталось почти ни одного прихожанина. В октябре 1957 г. о. Иоанн вместе с семьей переехал к своему среднему сыну Александру в Австралию. Перед отъездом немногие оставшиеся старообрядцы передали о. Иоанну иконы, утварь и книги из Петропавловской церкви, чтобы они не достались китайцам.

В январе 1958 года Кудрины из Гонконга отправились на параходе в Австралию. По дороге произошло несчастье — 15 января внезапно умерла м. Анна Кудрина. Священнику пришлось отпеть жену и похоронить не по-христиански, в земле, а бросить в бездну вод. После такого необычного погребения Иоанн сказал детям и внукам: «Не только у Пушкина памятник нерукотворенный, но и у бабушки памятник тоже нерукотворенный. Бог создал океан. И вот теперь он будет её памятником, который никто не сможет разрушить». Кончина супруги опечалила старца и пагубно сказалась на его здоровье. 

По приезде в Австралию, в январе 1958 г., священник поселился в г. Сиднее и задумал открыть там старообрядческую церковь. Все оставшиеся силы он отдал на оборудование старообрядческой церкви в специально для того приобретенном доме. 7 января 1959 г. в праздник Рождества Христова о. Иоанн Кудрин освятил храм во имя святых славных Апостол Петра и Павла и совершил первую Божественную Литургию на Австралийской земле. Это была первая и на то время единственная церковь истинной православной веры в Австралии. 

В феврале 1959 года со священником случился легкий сердечный удар. Затем последовал второй. У о. Иоанна отнялась вся правая сторона. Он лишился возможности двигаться и говорить, хотя и пребывал в полном сознании. После тяжелой болезни, 29 июня 1960 г. старообрядческий протоиерей Иоанн Гаврилович Кудрин, преставился ко Господу. 2 июля 1960 года его похоронили вдалеке от родины, на кладбище Руквуд в Сиднее, а погребение отслужил в Харбине старообрядческий священноиерей Иоанн (Старосадчев).

Протоиерей Иоанн Кудрин много лет своей жизни отдал беззаветному служению на благо Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви, в тяжелые годы лихолетья остался верен древним русским устоям, вере своих предков. Его жизнь — пример верности и твердости старой православной вере.

В 2006 году, в Барнауле, опубликовали книгу воспоминаний самого протоиерея И. Г. Кудрина под названием «Жизнеописание священника и отца семейства» («Памятка в назидание потомству»). 

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля