Иосиф, епископ Дальневосточный

Епископ Иосиф (Иаков Исаакович Антипин, 1853 — 1927 гг.)

Примером подвижнического святительского служения Церкви был явлен в начале XX столетия преосвященный Иосиф, первый архиерей на восточной российской земле. Благоговейную память о нем бережно хранят христиане в Сибири, на Дальнем Востоке, в православных старообрядческих приходах Австралии, Америки и в других странах, куда заброшена была в годы гонений его многочисленная паства.

Преосвященный Иосиф в миру носил имя Иаков Исаакович Антипин. Родился Иаков в 1853 году в лесной деревушке Крюк, на реке Сылве Пермской губернии Кунгурского уезда Урминской волости в крестьянской семье. Родители его были старообрядцы-безпоповцы. В раннем детстве Иакова отдали в учение грамоте к одной начитанной женщине, знающей Писание. Не имея и семи лет от роду, он уже читал Псалтырь, а к восьми годам читал кафизмы на службе, быстро развиваясь в изучении богослужебных книг. На 17 году отец Иакова женил.

Когда Иакову исполнилось 25 лет, его взяли на военную службу, где он сумел значительно пополнить свои знания изучением светских предметов. Вернувшись после службы в родное село, он с еще большим усердием принялся за изучение Священного Писания. Видя его благочестивую жизнь, глубокое знание и начитанность в святом Писании, безпоповское общество единодушно избрало его в 1895 году в духовные наставники. Среди паствы своей он пользовался большим авторитетом.

Углубляясь все больше и больше в изучение истинного учения Церкви Христовой, он начал колебаться в безпоповском веровании. Постигая книги священного Писания, Иаков увидел, что он стоит не на правом пути, что Церковь не может существовать без священства, которое по обетованию Спасителя должно пребывать вечно. Совесть его стала смущаться от безпоповских действий. При совершении треб он приходил в трепет и ужас, его начал одолевать страх. Иаков стал усердно молить Бога, чтобы Он указал ему путь правый, ведущий ко спасению.

Однажды ему было видение, будто бы очутился он на кладбище у могил, в них лежали трупы, покрытые множеством червей. Весь воздух заразился от трупов невыносимым смрадом. Тут явился седой старец и сказал: «Вот, смотри и порадуйся на этот смрад. Это ваш путь ведет в вечную погибель». Иаков пришел в ужас и от видения и от слов явившегося старца. Смрад же он чувствовал натурально. Стал он со слезами горячо просить Бога, чтобы Он показал ему путь спасительный.
Много он молился и трудился, чтобы найти истинную Церковь Христову. Однажды ночью ему было новое видение, будто бы в молитвенный дом явились святые апостолы, Петр и Павел, и сказали: «Церковь и священство есть и будет». Это видение представлялось Иакову до трех раз. С тех пор он оставил безпоповское учение и начал искать истинное священство.

Наконец, как Корнилия сотника, упоминаемого в Деяниях апостольских, Иакова осенила благодать Божия и он, движимый верою во спасение, отправился в 1896 году вместе с супругой в томскую тайгу, где в лесной глуши был старообрядческий скит, в котором проживал епископ пермский и тобольский Антоний. Проведя ряд бесед и с епископом и с прочим духовенством, проживающим в скиту, Иаков убедился в истинности исповедания Белокриницкой иерархии и присоединился к святой Христовой Церкви.
Увидев добродетельную жизнь Иакова и его начитанность, преосвященный Антоний пермский рукоположил его в этом же году в священный сан на приход в деревню Павловскую Пермской области. Стал он священнодействовать в своем приходе, и безпоповцы начали присоединяться к Церкви Христовой. В течение пяти лет присоединилось около 200 душ. Довольно скоро увеличилось стадо у искусного пастыря: приход о. Иакова увеличился до 1000 душ! Но священствовал он недолго. Верующая душа искала иной жизни — отшельнической.

Случилось так, что о. Иаков тяжко заболел, в болезни он дал обещание принять иночество. Поправившись, он купил небольшое место в 55-ти верстах от с. Тайны, при речке Тарбояк. Тут он по благословению правящаго епархией епископа Иосафа в 1909 году начал строить монастырь. В нем начали селиться иноки. В марте 1911 года отец Иаков по взаимному согласию супругов принял пострижение с именем Иосиф.

О ревностном священноиноке было известно и в Московской архиепископии. Освященный Собор старообрядческих епископов в августе 1911 года избрал священноинока Иосифа во епископы на вновь открываемую, Амурско-Иркутскую и всего Дальнего Востока епархию по единодушной просьбе сибирских и приамурских приходов. Хиротония епископа Иосифа, состоялась в Москве, на Рогожском кладбище, 18 декабря 1911 года. Совершили ее архиепископ Иоанн (Картушин) и рязанский епископ Александр. Новорукоположенный епископ вскоре отбыл к месту своего служения.

16 мая 1912 года новопоставленный владыка прибыл в село Бардагон Амурской области. Настоятель местной старообрядческой общины, отец Иулиан, приветствовал владыку следующими словами: «Преосвященный владыко, милостивый архипастырь и отец! Вот и ты, святитель Божий, с нами, вот и дети твои с тобою. Посмотри, владыко, веселыми ногами стеклись они встретить тебя, своего отца, которого послал нам Сам Царь Небесный… Мы верим, владыко святый, что твои веления — это веления Святаго Духа, благодать которого сугубо почивает на тебе.

И мы готовы помогать тебе, владыко, в твоих святых заботах о спасении Богом вверенной тебе паствы…» Преосвященный Иосиф благоговейно и смиренно отвечал; «Благословен Бог, благоустроивший путь мой к вам, братия… С благодарением Богу и преданностью воле Его принял я настоящее мое назначение… Великое дело — любовь и единение духа между пастырем и паствою. Это сила, которая много может сделать и в духовной, и в общественной жизни нашей, и в делах веры, и в нравах народных, и в пользе Церкви…»

Преосвященный Иосиф на месте нового служения проявил исключительную энергию. Он регулярно совершал многомесячные объезды епархии, преодолевая в седле сотни верст. Эти поездки имели очень большое значение для верующих.

События, разыгравшиеся в 1919 и 1920 годах на Амуре, заставили преосвященнаго Иосифа покинуть избранное им место служения. Приход большевиков на Амур застал владыку объезжающим епархию. В середине 1919 года епископ Иосиф выехал в г. Хабаровск, потом — в Приморье, во Владивосток, затем в Никольск Уссурийский и, наконец, в начале 1921 года, в г. Харбин, где и обосновался на жительство. Место резиденции епископа в Бардагоне было разорено и архиерейский дом стал достоянием коммуны.
 
Когда же харбинский старообрядческий приход вознамерился строить свой собственный храм, и постройка эта уже была произведена вчерне, средства у прихода закончились, и источника для возобновления их не стало. Тогда преосвященный Иосиф все свои прежние сбережения отдал на окончание постройки храма.

Весной 1925 года он целые дни проводил на строительстве, и бывали случаи, что он даже и ночевал там, в сторожке. Огромная духовная радость охватила владыку, когда он освящал новый храм во имя святых верховных апостолов Петра и Павла. Участвовавшие в торжествах освящения христиане вспоминали, как плакал он от радости, плакал и улыбался какой-то неземной улыбкой. Много лет назад покровительство верховных апостолов Христовых помогло выбраться будущему владыке на спасительный путь. Их покровительства и заступления просил он для своей паствы, освящая православный храм в Китае, возведенный силами и молитвами гонимых за веру и вынужденных покинуть родину русских православных христиан.

В праздник Рожества Христова в 1926 году преосвященный Иосиф, хотя и сильно недомогавший, торжественно совершал богослужение: накануне — всенощное бдение, а в самый праздник — святую литургию, но после этого он более не служил. И 1-го января (по старому стилю) 1927 года, в праздник Обрезания Господня его святая душа преставилась Богу.

4-го января (по старому стилю) были похороны святителя Христова, на которые явилось множество старообрядцев — его любимых чад, и нестарообрядцев — его почитателей. Святительское погребение совершили настоятель храма протоиерей Иоанн Кудрин и иерей Иоанн Старосадчев. Перед концом службы прибыл новообрядческий архиепископ Мефодий, который простился с усопшим, поклонившись ему до земли. Владыка Иосиф был похоронен возле алтарной стены созданного им храма.

В своем завещании преосвященный Иосиф обращается ко всем нам, ибо для деяний духовных не существует препятствий в виде времени и расстоянии: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Возлюбленным моим чадам Иркутско-Амурской и всего Дальнего Востока епархии.

Находясь на смертном одре, пишу Вам и отечески наказую. Ничто я Вам не могу оставить, кроме завещания, завещаннаго нам Спасителем мира: будьте единомысленны и пребывайте в любви, никто не посягай на чужое, никто не твори зла своему ближнему; младшие повинуйтесь старшим, миряне — духовным своим вождям, бойтесь клеветы, особенно на предстоящих святому Алтарю и Престолу. «Тии бо бдят о душах Ваших». Слово праздное и гнилое пусть никогда не сходит с уст Ваших, знайте, что за все неправды и проступки Вы дадите ответ Богу. Меня же грешнаго поминайте в своих молитвах и не забывайте мою могилку. Жаль мне Вас оставлять, но Господь меня требует, и я от Вас ухожу с миром и мир оставляю Вам…
Если послушаете сего моего последняго наставления, то да почиет на Вас благословение Божие и моего смирения. Если же не послушаете, то пусть да будет Вам Судия Бог.

Простите меня все Христа ради. Аминь.
30 декабря с./с. 1926 года. г. Харбин».

По кончине преосвященного Иосифа, его ученики, последователи и духовные чада остались продолжать свой земной путь, каждый, в меру своих сил стремясь продолжить дело, начатое владыкой, и стараясь выполнять оставленное им духовное завещание.

Многие страдания претерпели чада епископа Иосифа, рассеянные по всей земле гонениями и преследованиями. Но и в самых трудных путях своих они хранили в сердце своем слова и поучения своего первосвятителя, основывая церковную жизнь в пределах Австралии, Южной Америки, Аляски.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля