Иван Васильевич Шурашов

Иван Васильевич Шурашов

Годы жизни: 1883 — дата смерти неизвестна

Упование: Белокриницкое согласие (РПСЦ)

Сфера деятельности: Старообрядческий начётчик

 

 

 

 

 

 

Родился в 1883 году в семье крестьян-старообрядцев, проживавших в д. Заломаево Городецкого района Нижегородской губернии. До революции Иван учился в сельской школе, затем работал плотником у судовладельцев Петра Дерюгина и Тараса Зайкова. Позже стал служить начётчиком в Нижегородской епархии, являлся членом Союза старообрядческих начётчиков. На родине стяжал известность опытного проповедника и полемиста.

Нижегородский новообрядческий викарий Геннадий, после личного присутствия на нескольких собеседованиях Ивана с миссионерами, запретил им выступать с И. Шурашовым в публичных прениях. Часто случалось так, что миссионер приезжал в какую-либо местность и вызывал старообрядцев вступить с ним в собеседование. Выходил Иван Шурашов – миссионер отказывался с ним говорить и уезжал в другое место, а вслед за ним ехал и Иван Васильевич [1].

В 1907 г. И. Шурашов работал секретарем редакции журнала «Старообрядец». Принимал участие во Всероссийских старообрядческих съездах, проходивших в Нижнем Новгороде. В 1910 г., по приглашению владыки Геннадия (Лакомкина), вместе с семьей переехал в Донскую епархию, в г. Новочеркасск. Епархиальный съезд 1911 г. избрал Ивана Васильевича секретарём владыки Геннадия и епархиальным начётчиком [2]. На новом месте И. Шурашов с большим рвением берётся за дело проповеди и защиты старообрядчества. Например, с февраля 1911 г. по май 1912 г. И. Шурашов произвел 53 открытых собеседования «с лицами разного упования», а также прочитал несколько публичных лекций на религиозные темы [3].

Следует упомянуть, что в новообрядческой Донской епархии, помимо приходского духовенства, в те годы служило несколько десятков миссионеров, которые постоянно разъезжали по местам проживания старообрядцев и вели открытые беседы с целью обращения оных в единоверие. Иван Васильевич был единственным старообрядческим начётчиком в Донской епархии. Сначала новообрядческие миссионеры охотно соглашались вести с ним публичные беседы, но затем стали избегать собеседований. Назначали беседы, а сами не являлись на них, или сразу по 2-3 миссионера предлагали ему собеседования в разных местах. В последнем случае, Иван Васильевич физически не мог присутствовать на всех заявленных диспутах. В 1912 г., с подачи новообрядческих миссионеров, на Ивана Шурашова был составлен протокол с привлечением к судебной ответственности. Окружной суд обязал его дважды в неделю посещать полицейский участок [4].   

После очередного публичного собеседования с миссионерами, Шурашова обвинили в порицании «православной церкви и её святых угодников». На основании такого обвинения, окружной суд, в январе 1913 г. приговорил Ивана Васильевича к одному году заключения. Императорским манифестом от 21 февраля того же года, срок заключения Шурашову был сокращен до восьми месяцев [5].

Освободившись из «тюремной крепости», Иван Васильевич вновь стал подвизаться на ниве начётничества. В 1915 г. Шурашов призывается в действующую армию. На епархиальном съезде, состоявшемся в апреле 1916 г., принимается решение об оказании материальной помощи семье Шурашовых, т.к. отец семейства находится на фронте. Постановили выплачивать по 20 рублей в месяц, а также выплатить полное жалование за время «сидения в крепости» Ивана Шурашова  в течение 8 месяцев [6].

О дальнейшей судьбе Ивана Васильевича известно не много. После революции он вернулся в родные пределы Нижегородской области.

С 1934 г. и на момент ареста работал плотником Городецкого отделения Судостройпроекта, с 1933 г. также служил председателем церковного совета Архангельской церкви г. Городца, на момент ареста в 1935 г. проживал в деревне Заломаеве 1-го Кумохинского сельсовета Городецкого района Горьковского края. Состав семьи на момент ареста: жена Шурашова Наталья, домохозяйка; сын Николай, 24 года, работает плотником в Судостройпроекте; сын Григорий, 18 лет, работает на Курзе слесарем и учится в ФЗУ; сын Дмитрий, 16 лет, рассыльный колхоза «Кр. Маяк»; дочь Татьяна, 25 лет, замужем за Кадниковым Николаем Ивановичем, который работает столяром в лесоартели; дочь Любовь, 14 лет, работает в колхозе (так в документе). Отец умер в 1924 г. [7].

21 мая 1935 г. Иван Васильевич Шурашов арестован Городским РО НКВД по обвинениям в том, что «совместно с попом Доброхотовым, Соколовым, Грошиковым и другими организовали в ночь на 28 апреля 1935 года террористический акт против комсомольской и пионерской молодежи, в результате выстрелом из охотничьего ружья были ранены 3 пионера» (ст. 58, п.8 УК РСФСР). Виновным в предъявленных обвинениях И.В. Шурашов себя не признал.

Приговором выездной сессии Военного трибунала Внутренней охраны Горьковского края в открытом судебном заседании в городском театре в г. Городце, 23-25 июня 1935 года Иван Васильевич Шурашов признан виновным в подстрекательстве к террористическому акту над школьной молодежью по мотивам религиозного фанатизма и классовой ненависти и на основании ч. 2 ст. 17 и ст. 58 п. 8 УК РСФСР приговорен к лишению свободы сроком на 3 года, без поражения в правах и без конфискации имущества, с отбыванием наказания в лагерях НКВД, считая срок с 21 мая 1935 г.

Постановлением Особого совещания при Народном комиссаре внутренних дел СССР от 2 августа 1938 г. Иван Васильевич Шурашов за контрреволюционнную деятельность приговорен к заключению в исправительный трудовой лагерь сроком на 5 лет, считая срок со дня вынесения настоящего постановления. Сведений о месте заключения И. В. Шурашова после вынесения приговора в 1935 и 1938 гг., а также сведений о дате его смерти и захоронения в следственном деле не обнаружено.

Заключением прокуратуры Горьковской области от 23 ноября 1989 г. Шурашов Иван Васильевич подпадает под действие ст.1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению социальной справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов», внесудебное решение от 2 августа 1938 г. в отношении Шурашова Ивана Васильевича отменено и он считается реабилитированным [8].  


[1]. Церковь 1913. № 22. С. 534-535.
[2]. Церковь 1911. № 32. С. 776.
[3]. Церковь 1912. № 23. С. 562.
[4]. Там же.
[5]. Церковь 1913. № 22. С. 534-535.
[6]. Слово Церкви. 1916. № 31. С 654-655.
[7]. Архивная справка ГКУ ЦАНО № 1867/07-17 от 16.08.2018.
[8]. Архивная справка ГКУ ЦАНО № 1867/07-17 от 16.08.2018.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля