Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви Митрополит Корнилий дал совет таёжной отшельнице Агафье Лыковой: «Либо жить в пустыне и не роптать, либо выходить к людям».
Слова Митрополита Московского и всея Руси Корнилия цитирует глава Таштагольского городского поселения Алексей Путинцев в ответе, направленном в редакцию газеты «Красноярский рабочий», ведущей сбор помощи для отшельницы. Алексей Путинцев уточнил, что «решение должна принять сама Агафья Карповна».
Напомним, что в 2011 году по благословению митрополита Корнилия Агафья Лыкова была присоединена к Русской Православной старообрядческой Церкви.
Агафья уже не первый раз пишет письма с просьбой о помощи. В них одинокая отшельница просит о новых припасах, инструментах, но более всего о помощнике, который мог бы жить с ней на лесной заимке.
Уже немало человек откликались на эти письма и предпринимали попытки поселиться на заимке Лыковых, однако никто не смог выдержать тяжелой жизни в таёжной глуши. Родственникам также не удалось уговорить Агафью переехать из тайги к ним в село. Последняя из помощниц Агафьи Надежда Усик так пишет о своём пребывании в таёжном скиту: «Конечно, она меня очень сильно ломала, ей даже палку приходилось иногда в руки брать, воспитывала меня».
В начале января 2014 года таёжная отшельница, много лет живущая в тайге близ реки Еринат в Хакасии, обратилась к главному редактору газеты «Красноярский рабочий» Владимиру Павловскому с просьбой найти ей помощника по хозяйству. Письмо вызвало большой резонанс, был организован сбор помощи и поиск кандидатуры помощника для Агафьи. В ближайшее время, как сообщает газета, все поступившие предложения будут отправлены губернатору Кемеровской области Аману Тулееву и руководству заповедника «Хакасский».
Агафью Карповну много раз пытались убедить переехать к единоверцам, проживающим на территории Таштагольского района в посёлке Килинск. Они давно готовы принять Агафью Лыкову, оказать ей всяческую помощь. Но, в силу непростого характера и религиозных убеждений отшельницы, к ней очень сложно найти подход.
Руководство заповедника «Хакасский» и власти Кузбасса регулярно доставляют на заимку вертолетом продукты, необходимые в быту вещи и лекарства. Несколько раз Лыкову навещал врач.
Гораздо менее известно, что Лыкова далеко не единственная отшельница в лесах Сибири и Алтая. В этих лесах имеются скиты, в которых проживают как одинокие старообрядческие иноки, так и целые группы семей. В лесных деревнях эти христиане живут за счет натурального хозяйства и практически не контактируют с миром. Исключение составляет редкий сезонный бартер, в ходе которого обитатели лесных деревень обменивают плоды своего труда на инструменты, соль и боеприпасы.
В таких поселениях староверы давно отказались от любых социальных пособий, включая пенсии, а некоторые уничтожили и паспорта. Разумеется, отказываясь от общения с миром, эти староверы надеются только на свои силы.
Довольно сложный случай. И можно понять отшельницу. Она выросла в лесу и прожила здесь большую часть жизни. Выйти в мир означает погибель, а оставаться в тайге тоже уже очень сложно. Дай Бог крепости.