Уврачевание раскола

Сергий 985Сергий 985

Необходимости уврачевать церковный раскол так или иначе признают обе стороны — и старообрядцы, и новообрядцы. Но очевидно, что это уврачевание потребует определенных жертв с обеих сторон. То есть соглашение будет возможно только при условии, если каждая сторона в чем-то уступит, откажется от чего-то на чем ранее стояла. Так, например, РПЦ поэтапно на протяжении нескольких веков шли на сближение, создавая единоверие (пусть и не без выгоды для себя), а так же признавав равноспасительность старых обрядов и отмены проклятий Собора 1666 года. Возможно, это не последняя жертва, и придется уступить еще в чем-то. Например, в вопросе признания БИ.Но очевидно, что игра не может быть лишь в одни ворота, и РПСЦ так же придется пойти где-то на жертву ради великого дела уврачевания. В чем-то придется проявить смирение и уступить в чем-то менее важном ради более важного. Не получится уврачевать раскол на категоричных условиях одной стороны, лишь на уступках другой.Как считаете?

Комментарии (36)

  1. Интересно узнать, а о каком проклятии идет речь?
    «…Соборъ 1667 года отмѣнилъ определенія такъ называемаго Стоглавнаго Собора, какъ несогласныя съ греческими и древними харатейными словенскими книгами; и разрешилъ и ни во что вченилъ клятву, произнесенную Стоглавнымъ Соборомъ, какъ неразсудительную: но самъ не произнесъ проклятія ни на Стоглавный Соборъ, ни на ученіе Сгоглавнаго Собора о сложеніи двухъ перстовъ для крестнаго значенія, и о сугубой аллилуіи, и о прочемъ; потому что оно происходило отъ простоты и невѣдѣнія, а не отъ еретическаго мудрованія, и не отъ противленія Православной вселенской Церкви. Слѣдственно, и после того времени, и ныне, кто употребляетъ двуперстное крестное знаменіе, сугубую аллилуію и подобное, но не имѣетъ еретическаго мудрованія, ни противленія православной Церкви: тотъ Соборомъ 1667 года не подвергнуть проклятію. Соборъ 1667 года изложилъ обряды на основаніи древнихъ греческихъ и харатейныхъ словенскихъ книгъ; а обрядовъ Стоглавнаго Собора не одобрилъ, однако и не проклялъ.
    На кого же падаетъ проклятіе Собора 1667 года?
    Чтобы ответствовать на сіе, опять надлежитъ обратиться къ его определенію. Въ немъ написано:
    «Аще ли же кто не послушаетъ повелеваемыхъ отъ насъ, и не покорится Святой Восточной Церкви, и сему Освященному Собору, или начнетъ прекословити и противлятися намъ, и мы таковаго противника данною намъ властію отъ Всесвятаго и Животворящаго Духа, аще ли будетъ отъ осващеннаго чина, извергаемъ, и обнажаемъ его всякого священнодействия, и проклятію предаемъ. Аще же отъ мірскаго чина (будетъ), отлучаемъ и чужда сотворяемъ отъ Отца, и Сына, и Святаго Духа: и проклятію, и анафеме предаемъ, яко еретика, и непокорника, и отъ православнаго всесочлененія, и стада, и отъ Церкве Божія отсѣкаемъ, дондеже уразумится, и возвратится въ правду покаяніемъ».
    Здѣсь видно, что проклятіе произнесено на непокаряющихся Святой Восточной Церкви и Освященному Собору, на противниковъ, яко еретиковь и непокорниковъ.
    Изъ точнаго сличенія приведенныхъ здъсь частей опредѣленія Собора 1667 года, и изъ всего опредѣленія его открывается следующее:
    1.) Соборъ сей изложилъ и подтвердилъ обряды, основанные на древнихъ греческихъ и словенскихъ харатейныхъ книгахъ, Православною Церковію издревле до нынѣ содержимые.
    2.) Обрядовъ такъ называечаго Стоглавнаго Собора онъ не одобрилъ, но и не проклялъ.
    3.) Посему содержащее сіи обряды, за одно сіе, проклятію Собора 1667 года не подлежатъ.
    4.) Проклятію сего Собора подлежатъ тѣ, которые не только содержатъ обряды Стоглавнаго Собора, но, по случаю сихъ обрядовъ, являются противниками Православной Церкви, дондеже уразумятся. И сіе осуждение согласно съ словами Христа Спасителя: аще и Церковь преслушаетъ, буди тебѣ, якоже язычникъ и мытарь (Матф. гл. 18, ст. 17.).
    5.) Кто уразумился, и престаетъ быть противнікомъ Святыя Церкви: тотъ долженъ быть разрѣшенъ и свободенъ отъ проклятія, положеннаго на противниковъ.
    Изъ сего слѣдуетъ, что держащіеся обрядовъ Стоглавнаго Собора, если перестають быть противниками Православной Церкви, и входятъ въ примиреніе съ нею, по силъ самаго опредѣленія Собора 1667 года, должны быть разрешены, и действительно разрешаются отъ проклятія Святейшимъ Cинодомъ и данного отъ Бога архіерейскою властію. А что они остаются при обрядахъ Стоглавнаго Собора, сіе не должно приводить ихъ въ сомненіе, потому что на сіи обряды Соборомъ 1667 года проклятія не положено, какъ выше доказано; Святешій же Синодъ, по снисхожденію, благословляетъ имъ соблюдать сіи обряды…»
    Более подробно:
    Изъяснение о проклятии, положенном от собора 1667 года.
    http://www.bogoslov.ru/biblio/text/343374/index.html

    • Пора взрослеть, панове верующие, а значит, — забыть об обрядах, ибо они — детские игры.
      Ищите познания истины!

  2. Александр 985
    Александр 985

    Пусть рпц мп возвращается в лоно РПсЦ. Рпцмп же отделилось от церкви во время раскола, потому что они изменили множество молитв в худшую сторону

    • Никандр Ершов
      Никандр Ершов

      Угу, а все другие 14 поместных Православных Церквей с которыми РПЦ МП имеет и евхаристическое и литургическое общение, и которого не имеет не с одной из них РПсЦ, им как тоже прикажите вернуться в лоно РПсЦ?

    • Дмитрий Трубанов
      Дмитрий Трубанов

      "14 поместных Православных Церквей.." — тут ещё разобраться нужно: патриарх Варфоломей (константинопольский) творит такие безобразия в экуменическом духе, что это уже и православием трудно назвать: напр. причащается в общей Литургии с католиками, поддерживает "новостильные" церкви(т.е. живущие по григорианскому календарю…- в Греции кажется Элладская старостильная осталась, может ещё есть…) — и ещё много чего — инфа открытая… — И что, по Вашему, разумно будет для РПсЦ присоединиться, таким образом, к Экуменическому Сообществу?)

    • 14 поместных Православных Церквей и патриарх Варфоломей — не одно и тоже.
      Полнота Вселенской Православной Церкви обеспечивается евхаристическим общением.

    • владимир а.

      если они отрекутся от своих обрядов, то перестанут быть собой.
      это то же самое если вам скажут,- отрекитесь от своих.
      они же искренно верят в то, во что верят, как это они отрекутся? предадут самих себя.

  3. Приведу консервативное мнение на сей счет: Церковь Христова одна и чтобы соединиться с ней, нужно покаяться и измениться, быть способным принять Бога. Это касается не только РПЦ, но и каждого христианина, чада РПсЦ. А в отношении канонических границ думается, что соединения не будет и если даже оно возможно, то будет в ущерб двух сторон. Старообрядчество растворится, а РПЦ утратит некий строгий образец жизни, который всё же еще остаётся у старообрядцев.

    Есть мнение историков, что если бы не старообрядчество, то Русская Церковь уже давно могла стать католической. По сути, этому помешал раскол и абсолютная твёрдость старообрядцев во главе с протопопом Аввакумом. А посмотреть на начало XIX века. В каком состоянии было начальство РПЦ, духовные академии? Не все, конечно! Но очень часто после учебы в семинарии, человек становился безбожником и был из первых добровольцев революции. Примеров десятки и сотни.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      А если это не соединение, а взаимопризнание без лишней интеграции? Скажем так: есть вот, скажем, Болгарская Православная Церковь (БПЦ) которая признана РПЦ, но в то же время имеет ряд своих отличий, в т.ч. традиционных, обрядовых. И речи о растворении РПЦ в БПЦ и наоборот не идет, существуют и существуют церкви каждая сама по себе, но при этом не считают друг друга еретиками и "мужиками в поповских халатах".

    • Это тоже сложно представить, как невозможно взаимное признание православных и католиков/протестантов. Отдельные "православные" архиереи могут даже совместно служить с католиками, но большинство против.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      У православных, католиков и протестантов различен догмат и отсюда слишком большие расхождения, сложенные веками. Слияние потребовало бы взаимного искажения вероучений.

      У РПЦ и РПСЦ догматы единые, различна обрядовая часть. Поэтому слияние конечно невозможно без разрушения индивидуальной обрядовости и традиции, а вот именно взаимопризнание вполне возможно с налаживанием определенного ограниченного молитвенного пересечения на которое можно наложить строгие правила.

      Но даже в самом оптимистичном случае это взаимное признание будет долгим и постепенным процессом. Должно будет вырасти новое поколение старообрядцев для которых дистанцирование от РПЦ не будет самоцелью и фактической внегласной частью учения. Поколение которое с одной стороны будет сосредоточено на древней богослужебной традиции, а с другой стороны изживет в себе обиды раскола и перестанет снова и снова ковырять болячки и делать их неотдельным элементом своей религиозной культуры. Это поколение само будет видеть плюсы от сближения и не видеть никаких преимуществ дальнейшего нахождение в необщении. И взаимное признание будет естественным. Безусловно, тут торопиться нельзя, иначе будет только хуже, все назад будет отброшено.

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      Главная, на мой взгляд, проблема в устойчивости взаимных мифов, без разрушения которых невозможно взаимопонимание. Пример: для большинства чад РПЦ старообрядцы упёртые и раздражённые фанатики изображающие из себя средневековых людей в современном мире. Обратный пример: чада старообрядческих Церквей считают РПЦ единой отлаженной машиной с единым мнением и взглядом на жизнь (ныне выражаемым о. Всеволодом Чаплиным). И то, и другое — мифы, и подобных ми несть числа.
      Никонианство — болезнь, и если не приводит к смерти, по воле Божьей, то должна излечиваться со временем.
      И процесс этот в РПЦ идёт, хотя снизу и медленно.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Константин, а какие процессы идут в старообрядчестве для изжития этих мифов? Процессы в РПЦ, хоть медленно, но идут. И интегральное мнение и отношение новообрядчества к старообрядчеству куда терпимее и позитивнее, чем наоборот? Разве может эта проблема решиться усилием лишь одной из сторон?

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      Главный процесс, на мой взгляд, это растущее общение напрямую между рядовыми членами церквей. Если раньше, в основном, общалось (или не общалось) начальство и результаты доводились сверху вниз, теперь, в том числе и благодаря интернету,ситуация кардинально поменялась. Мне она напоминает "эпоху" телемостов СССР-США 80-х годов.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Это хорошо, потому что возможность рядовым членам церквей сформировать свое видение другой стороны, во всем разобраться, задать вопросы, поговорить. Это лучше, чем черпать информацию, пропущенную через фильтры начальствующих.

    • игорь козьмин

      СЛИШКОМ БОЛЬШАЯ РАЗНИЦА МЕЖДУ РПЦ МП И РПСЦ К СОЖЕЛЕНИЮ ВОЗМОЖНЫ ТОЛЬКО РАЗГОВОРЫ ПЕРЕГОВОРЫ И ВСЕ

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Тоже дело, пусть ездят в гости друг к другу, разговаривают, подарочками обмениваются.

    • Сергий 985
      Сергий 985

      А посмотрим. Пусть будет процесс, а там Божией волей разрулится как надо.

    • игорь козьмин

      ОЧЕНЬ КОНЕЧНО ОПТИМИСТИЧНО. НО КТО К КОМУ ДОЛЖЕН БУДЕТ СОЕДЕНИЦА?

    • игорь козьмин

      инициатива объединения? или какая инициатива? если объединения то это вряд ли.масло с сырой водой не смешается.,

    • Сергий 985
      Сергий 985

      Инициатива, чтобы РПЦ признали законной иерархию РПсЦ. Про объединение ничего нет.

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      А я вот по своей врождённой тупости не могу понять: зачем РПсЦ нужно признание законности своей иерархии РПЦ-ю. Единственное что приходит в голову — чтобы открыть путь безпрепятственного бегства из последней.

    • Яробор Казак
      Яробор Казак

      из за фанатиков,дуболомов,неучей и обиженных с обоих сторон расскол не преодолеть человекам,сами пред богом провинились самим и преодолевать.многих казнили-простить,как христос на кресте.понять что мы дети святой руси обняться и во хрисе воскресшем облабызаться.и первый шаг будет сделан.простите христа ради казака лавра(старообрядец)

    • владимир а.

      есть Евангелие, слова Христа, а всё остальное — слова людей.
      пока не перестанут ровнять слова людей с божьими, и считать их истиной, единства не видать, возможно лишь сотрудничество в общих целях.
      люди поделились на своих толкованиях, а не на божьем слове.

    • владимир а:
      **пока не перестанут ровнять слова людей с божьими, и считать их истиной, единства не видать,**
      ////////////////////////
      Именно по причине "равняния слов людей с Божьими", ныне все конфессии имеют единство в поклонении антихристу вместо Христа.

    • владимир а.

      ну так бы в поклонники антихристу всех сразу я бы не записывал.
      но проблемки от канонов думаю есть, хотя и польза тоже есть, они дисциплинируют буйство анархии.
      ведь когда придёт Сам, Он же будет говорить Своё, неудобное зачастую.
      и придётся тогда дорогое своё засунуть подальше и заменить на Его.
      причём опираясь не на страх "божий" а на доверие голосу сердца своего,
      ибо ожидают чудес, а явить чудо, значит заставить человека взять то, что он не видит, чем не дорожит, но испугался потому что ему доказали он увидел силу и испугался её.

    • **
      владимир а.
      ну так бы в поклонники антихристу всех сразу я бы не записывал.**
      //////////////////////
      Будучи сам этим поклонником, вы готовы и всех других туда не записывать.
      ———————

      **ведь когда придёт Сам, Он же будет говорить Своё, неудобное зачастую.**
      //////////////////
      А то, что Он уже пришел и "говорит неудобное", вы не замечаете?

    • владимир а.

      "Будучи сам этим поклонником, вы готовы и всех других туда не записывать." — может быть.

    • владимир а.

      что бы сказать "да" мне нужны какие-то доводы, что бы понимать о чём говорю.

    • Доводы появятся, когда уразумеете различие между Христом и антихристом.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?