Вот тут интересный вопрос задан был священникам старообрядческим, и на него ответили https://ruvera.ru/vopros/jit_po_vereВопрос писал человек явно пока далекий от Православия и церкви, и он хочет начать разбираться в чем-то. В ответ ему посоветовали начать читать Евангелие. У меня вопрос: кто начал воцерковление и катехизацию с чтения Евангелия, все там понял и ни в каких толкованиях не нуждался? Вот у меня так не вышло. И кроме Евангелия приходилось и приходится читать или слушать различные богословские или святоотеческие труды, толкующие суть Евангелия и Православния. Иначе абсолютно ничего не понятно и сложно понять. Это как если человек хочет научиться математике, имеет к ней тягу, но ничего почти не знает, то советовать ему надо читать какие-то базовые книжки, основы, простые, на пальцах, для детей, а не сразу читать научные фундаментальные труды, пусть медленно, вдумчиво и с молитвой.Тот же Алексей Ильич Осипов много раз предупреждает, что даже вредно может быть начать читать Евангелия без святоотеческих толкований соответствующих уровней. И что протестантизм это и есть результат того, что чтением Евангелия и только Евангелия начали и закончили. В общем, мне показался странный такой совет — читать сразу Евангелие. Мне кажется, что полезно начинать с каких-то более простых лекций того же Осипова, благо их в Интернете много, и очень хорошо рассказывает, и полезно всем — и новообрядцам, и старообрядцам. А дальше уже можно и усложнять книги, в том числе и чаще обращаясь непосредственно к Евангелию.Вот мой опыт был именно такой. Сперва пробовал читать сразу Евангелия и Св.Отцов. Ни о чем было, ничего не ясно. Потом слушал лекции Осипова, Кураева — и стал что-то понимать, стало намного интереснее. И появился интерес к первоисточникам на которые опираются лекторы. В итоге пришел и к чтению Святых Отцов, и к Евангелию, но уже более осмысленно, с поиском, с интересом. Хоть и тоже не просто. То есть надо идти от легкого к сложному, не пытаясь прыгнуть через голову. Конечно, у старообрядчества туговато с начальной школой: нет современных миссионеров, проповедников, учителей которые могли бы выступать перед большими аудиториями (или в Интернете). Но к счастью, старообрядцы вполне могут пользоваться литературой и лекциями новообрядцев по данным вопросам, так что можно отсылать учиться и к этим трудам.
Я читаю полное собрание творений Игнатия Брянчанинова. У него пока нахожу ответы на свои вопросы. Он же пишет о чтении Евангелия:
"При чтении Евангелия не ищи наслаждения, не ищи восторгов, не ищи блестящих мыслей: ищи увидеть непогрешительно святую Истину.
Не довольствуйся одним бесплодным чтением Евангелия; старайся исполнять его заповедания, читай его делами. Это книга жизни, и надо читать ее жизнию.
Не думай, что без причины священнейшая из книг, Четвероевангелие, начинается Евангелием от Матфея, а оканчивается Евангелием от Иоанна. Матфей научает более, как исполнять волю Божию, и его наставления особенно приличествуют начинающим путь Божий; Иоанн излагает образ соединения Бога с человеком, обновленным заповедями, что доступно одним преуспевшим на пути Божием…"
"…Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания. Писание произнесено святыми Пророками и Апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа [109]. Как же не безумно истолковывать его произвольно?
Святой Дух, произнесший чрез Пророков и Апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых Отцов. И Слово Божие, и толкование его — дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь! Только это одно истолкование принимают ее истинные чада!
Кто объясняет Евангелие и все Писание произвольно, тот этим самым отвергает истолкование его святыми Отцами, Святым Духом. Кто отвергает истолкование Писания Святым Духом, тот, без всякого сомнения, отвергает и самое Священное Писание.
И бывает слово Божие, слово спасения, для дерзких толкователей его, вонею в смерть, мечом обоюдоострым, которым они закалают сами себя в вечную погибель…"
Так о том и речь. Но меня откровенно смущает, когда новичка от Православия посылают сразу читать Евангелие, без подготовки и без предварительного прочтения целого набора книг типа "Детской библии" и тому подобного, по возрастающей сложности. Помимо личного опыта, я наблюдал как люди пытались сразу начать с Евангелия, типа "нечего всяких толкователей читать, мало ли как они поняли и зачем мне объясняют что-то — буду сам читать оригинал". Закончилось это чтение очень быстро, с пониманием близким к нулевому.
Ну в любой науке, в любом ремесле есть четкий путь постепенного обучение — от легкого к сложному. Это нельзя игнорировать.
ПО МОЕМУ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА ПРОСТО ПОСЛАЛИ….. МОЛ НЕ ДО НЕОФИТОВ…ОЧЕНЬ ГРУСТНО.
то есть если бы человек спросил: "что такое океан?" надо было дать ему пачку соли и отправить в ванную комнату? Я начал с Ветхого Завета и, будучи ошарашен пришёл уже закономерно к экзегетике, патерике и прочим вспомогательным писаниям, т.е. только поразившись видом "Океана" начал изучать его "обитателей". Однако, пути бывают разные, ввиду этого участники беседы по-своему правы