Десятина в христианстве

БорисъБорисъ

Старообрядческий епископ Иннокентий писал в Харбине в 1930 году: «Апостолы не брали десятой части с обращенных ими в христианство, а принимали только добровольныя приношения. Так теперь обыкновенно содержатся и все христианския исповедания и секты. Адвентизм, эксплуатирующий религиозныя чувства людей, обративший религию в самое доходное предприятие, есть позор для всего христианств, стыд для всего человечества. Чтобы очистить свою совесть, каждый должен бороться с этим могучим злом. Иначе может погибнуть или повредиться все христианство и всякая религия».
Вот как! Стыд для всего христианства! Даже апостолы не собирали десятину! А все христианские общества содержатся на добровольные приношения.

Комментарии (8)

  1. Борисъ Кокорин
    Борисъ Кокорин

    Для каждого христианина первое дело — спасение души, как говорят святые, постом, молитвой, добрыми делами и искренним покаянием. В последнее десятилетие ( в новом, 21 веке) в наших храмах появились требования вносить десятину от своих доходов. В начале 90-х в нашей церкви была издана в МП «Печатник» Бородулино репринтная брошюрка старообрядческого белокриницкого епископа Иннокентия «Почему христиане празднуют воскресение, а не субботу» 1930г. Харбин.
    Основная тема книги вынесена в названии, а о существовавшем правиле десятины упомянуто вскользь и в контексте характеристики адвентистов. По этому, видимо, книга прошла мимо цензуры современного старообрядчества.
    Чтобы очистить свою совесть в отношении десятины, я задал вопрос активу общины моего города. Вместо аргументированного ответа я получил предложение не возмущать спокойствие – это частное мнение епископа, давно сказанное, а если не согласен платить, то меня ни кто не будет заставлять это делать.
    Тогда я взялся искать ответ в церковных книгах.
    В первую очередь решил исследовать сборник поучений на каждое воскресение под названием «Златоуст». Ведь она должна читаться христианам для научения о спасении души и все важные требования должны быть изложены.
    Только в одном поучении Иоанна Златоустого о святом посте в неделю сыропустную сказано: «…великий пост честныи, прообразованный от Бога… …воспримем истинное покаяние, да приближимся к Богу, частыми молитвами слезами и милостынею…. десятина бо всего лета сей пост есть, да поне ту часть отдадим Богу…».«…Христос учит ны глаголя, не скрывайте имения вашего на земли,…но скрывайте сокровище ваше на небесех, рекше: излишняя ваша дадите неимущим, то мните яко нА небесех скрыете».
    Во всех остальных, как и в поучении святаго Василия Великого на неделю 8-ю, по памяти всех святых «како подобает христианину жити», говорится о посте, молитве, милостыне и покаянии. «Милостынями и верою очищаются грехи, молитвами же и постом от зла избавляемся.» (неделя 4 поста, о посте и молитве).
    В кормчей, как книге правил для христианской жизни, я даже такого вопроса не нашел.

    • Иван Останин

      Думаю интересно узнать как на данный момент обстоит дело с финансированием пастырства.

      У безпоповцев, видимо, этот вопрос не стоит ;). Тем не менее и у них церкви (здания), моленные и богослужения есть. Люди самоорганизуются как-то. Там где церковь зарегистрированна, то есть гос.поддержка.

      Интересно как у белокринницких… не знаю, думаю, что на пожертвования плюс какая-то государственная поддержка.

      У Мельникова можно встретить упоминание о том, что раньше (еще на Руси) церковь имела громадные имущества: земли, угодия. И якобы основные доходы собирались в центр, то есть в епископате и патриархии. Низшее священство кормилось как могло.

    • Сергей
      Сергей

      для более достойного обсуждения прибавлю Борису слова Апостолов.
      1. Постановления Апостольские:
      — из книги седьмой. "Всякий начаток плодов от точила, гумна, также волов и овец давай священникам, чтобы благословлялось отложенное в кладовых твоих и произрастения земли твоей, чтобы ты утвердился пшеницею, вином и елеем, и чтобы умножились стада волов твоих и стада овец твоих. Всякую десятину давай сироте и вдовице, бедному и пришельцу. Всякий начаток хлебов теплых, вина из сосуда, или елея, или меда, или плодов, винограда или других плодов начаток давай священникам, а от серебра и одежды и всякого стяжания — сироте и вдовице.";
      — из книги восьмой. "Всякий начаток приносить епископу и пресвитерам и диаконам на пропитание их, а всякую десятину приносить на пропитание прочих клириков и девственниц и вдовиц и угнетаемых бедностью; ибо начатки принадлежат священникам и служащим им диаконам.";
      — из второй книги — "Слушай теперь, Церковь великая, Церковь верующая, что сказано прежде: части, десятины и начатки — первосвященнику Христу и служителям его, десятины спасения, начало имени Исусова."
      2. 1 Кор. зач.142 — "Невесте ли яко делающие священная, от святилища ядят. и служащие олтарю, со олтарем с’делаются. тако и господь повеле, проповедающым благовестие, от благовестия питатися".

    • Константин Краснов
      Константин Краснов

      Т.е., на сколько я понял, десятина — в общину, начатки (произвольного размера) — попам.

    • Борисъ Кокорин
      Борисъ Кокорин

      Вынужден ответить Сергею на постановления апостолов цитатой: "Вальсамон. Из 60-го правила мы узнали, что не должно читать имеющие подложные надписания книги нечестивых, как святые. А теперь узнаем, какие книги должны читать из Ветхого Завета и из Нового. А ты знай, что хотя и написано здесь, чтобы мы читали Постановления Климента, не обнародывая однакоже их; но второе правило шестого собора воспретило чтение их, потому что в них совершено повреждение."
      Т.е. дораскольная церковь и никонианская запрещают мыслить по сделанным цитатам.
      Получается что, возникшая в последнее время, традиция требовать десятину в церковную кассу уничтожает добровольность пожертвований и лишает нас спасительной милостыни. В головы старообрядцев проникли протестанские мудрования!…

    • «Сборник Апостольских постановлений дает нам полную картину устройства, управления и жизни церкви в первые три века христианства, почему этот сборник и имеет особенно важное значение для церковного права. … определение Трулльского Собора … не отрицает решительно значения этих постановлений, так как признает, что их основание составляет «благолепная красота божественного учения»; собор лишь предупреждает интересующихся этими книгами, что книги эти, каковыми они были в их время, не могут служить руководством для епископов, а должны быть отвергнуты; однако собор не говорит, что их надо отвергнуть и тогда, когда они очищены будут от всего, что не строго православно в них. Что в этом смысле церковь понимала определение Трулльского Собора, свидетельством служит множество рукописей этих постановлений из последующего времени, на основании чего можно заключить, что эти постановления употреблялись в практике церковной, конечно очищенные от всего, что в них было неправославного; и история не говорит нам, чтобы против этого употребления церковь когда-либо восставала. Лучшим же доказательством этого служит свидетельство константинопольского патриарха Фотия, который в своей «Библиотеке», упоминая Апостольские постановления, замечает, что в них лишь три вещи нужно выбросить, но эти три вещи таковы, что в их каждый может заметить; следовательно, всем остальным в постановлениях может беспрепятственно пользоваться. Этим объясняется и то, что из восьмой книги Апостольских постановлений в канонический Синопсис внесены 17 правил под именем апостола Павла (гл. 32). 17 правил под именем апостолов Петра и Павла (гл. 33) и 2 правила под именем всех апостолов (гл. 46); эти правила находятся в нашей Кормчей.»

    • Борисъ Кокорин
      Борисъ Кокорин

      Если посмотреть во времени на жизнь церкви, то увидим что сохранение церковного устройства было общим делом всех членов церкви. А милостыня нуждающимся — обязательное условие спасения души. Но сейчас, видимо, в обществе нет общего дела.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код


Восстановление пароля

В связи с обновлением сайта, просим Вас воспользоваться формой для восстановления пароля от личного кабинета.

Восстановить пароль Зачем мне это?