Ковылинские чтения — новая страница

Пятые чтения имени московского купца, основателя московского Преображенского кладбища и старообрядческой общины, старовера Ильи Алексеевича Ковылина состоялись в конце ноября 2024 года в г. Санкт-Петербурге. Они были посвящены 330-летию Выговского общежительства и 350-летию со дня рождения киновиарха Андрея Дионисиевича (князя Мышецкого). В этом году чтения проходили в Государственном музее истории религии.

Осенний Петербург

Приветственные слова прозвучали от директора Государственного музея истории религии Екатерины Александровны Терюковой, председателя Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви Владимира Викторовича Шамарина, члена Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Андрея Станиславовича Клямко, директора Института русской литературы (Пушкинский дом) Валентина Вадимовича Головина, директора библиотеки РАН Ольги Владимировны Скворцовой, директора Российского этнографического музея Юлии Аркадьевны Купиной.

Участники Ковылинских чтений

Участники чтений из Москвы, Петербурга, Екатеринбурга, Самары, Карелии, Ленинградской и Новгородской областей обсудили историю и традиции Выговского поморского общежительства — крупнейшего духовного центра русского старообрядчества, оказавшего огромное влияние на культуру и быт крестьян Русского Севера и ставшего, подобно большинству древнерусских монастырей, центром книжности и духовного просвещения. Как подчеркнули собравшиеся, Выговская обитель, обретя статус оплота старой веры и будучи преемницей традиций Соловецкого монастыря в целом русского православного севера, стала центром притяжения древлеправославных христиан, отказывавшихся принять реформы патриарха Никона, царя Алексея Михайловича и их последователя Петра I.

Сообщения, которые подготовили ученые Эрмитажа, Русского музея, Российской государственной библиотеки, Пушкинского дома, Музея истории религии, представители российской высшей школы, настоятели старообрядческих общин касались личности киновиарха (основателя общины) Андрея Дионисиевича, биографии и творческого наследия настоятелей Выговский обители, анализа главного апологетического труда староверия — «Поморских ответов».

Также предметами обсуждения стали проблемы сохранения веры, исторического наследия и культурных традиций в условиях глобализации и влияния новых технологий на повседневную жизнь, перспективы развития старообрядческого предпринимательства, вопросы международного сотрудничества.

М. Пашинин

Организатор конференции, председатель Культурно-Паломнического Центра им. прот. Аввакума Максим Борисович Пашинин отметил, что первые Ковылинские чтения состоялись 10 лет назад в стенах Историко-архивного института. По его словам, никто тогда и не представлял, что этот проект будет так долго продолжаться и выйдет на столь высокий уровень. В своем научном докладе он рассказал о поморских лубках, посвященных вероучительным текстам и поучениям, истории старообрядческого согласия. Эти изображения иллюстрируют христианские добродетели и Евангельские заповеди, представляют панораму Выговской обители и изображения молитвенников-иноков, а также портреты Андрея Дионисиевича и Симеона Дионисиевича, авторов «Поморских ответов» — одного из главных апологетических произведений староверов всех согласий. Лубки вешались в молельных и частных домах, являясь ежедневным наставлением и напоминанием о принципах христианской жизни.

В. Шамарин

Председатель Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви, духовный наставник Невской поморской общины, руководитель Духовно-канонического отдела Российского Совета ДПЦ Владимир Викторович Шамарин отметил, что в этот раз совещание Российского Совета состоялось прямо перед Ковылинскими чтениями, чтобы участники Совета могли принять в них участие. Также он рассказал о роли Ильи Ковылина в истории староверия. Именно ему удалось объединить общины федосеевского (старопоморского) согласия в общее церковное движение. При Ковылине продолжалось взаимодействие и культурный взаимообмен между поморцами и федосеевцами, что привело, например, к установлению единой певческой традиции. «Некоторые недоумевают, — отметил Шамарин, — почему конференция имени Ковылина проводится в Петербурге, а не в Москве, где и занимался своей деятельностью именитый наставник. Причина проста — научные и общественные темы, звучащие на этих чтениях, давно вышли за пределы фигуры основателя Преображенского кладбища и федосеевского согласия. Конференция посвящена в целом староверию, и переросла причину своего основания».

Как отметил ответственный секретарь Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ Андрей Третьяков, поприветствовавший участников конференции, Ковылинские чтения сегодня — не только праздничное мероприятие для старообрядцев-поморцев и представителей других согласий, но и повод для глубокого размышления о прошлом Российского государства и нашей общей российской идентичности, о духовных корнях нашего народа, и о том, как важно передавать знания и культурное наследие следующим поколениям.

Андрей Клямко, заместитель председателя Российского совета Древлеправославной церкви, отметил важность юбилейных дат:

Сегодняшнее мероприятие посвящается 330-летию Выговского общежительства — беспоповского Иерусалима, как мы его называем. Эта уникальная община, известная всему старообрядческому миру, образовалась во время раскола и выработала основополагающие правила духовной жизни после потери священства. Создание Выговского общежительства стало важнейшим событием не только для староверов, но и для истории нашей страны, и показало нам, как можно поддерживать духовную жизнь, русскую культуру, творить. Наша задача — оставаться достойными потомками соловецких старцев и выговских киновиархов, которые сумели, не обозлившись ни на царя, ни на гонителей, только через терпение и труд сохранить нашу историю и древлеправославную поморскую церковь.

А. Деликатный

Алексей Геннадьевич Деликатный (Крестцы), настоятель Крестецкой старообрядческой общины, выступил с докладом «Устав Поморский. Богослужебный устав обители Святаго Богоявления на Выгу реце». Он рассказал о прославлении на соборе 1912 года выговских отцов и восстановлении мест их почитания. Тогда же впервые был типографским образом издан устав Выгорецкого монастыря. Это стало возможным, благодаря установлению свободы совести, после указа императора Николая II «Об укреплении основ веротерпимости». Издание Устава было необходимо, поскольку после 1905 года стали регистрироваться новые поморские общины и открываться новые храмы, а уставной богослужебной литературы было недостаточно. Также этот устав уникален и тем, что являлся первым печатным уставом бесвященнословной службы, поскольку древнерусские уставы подразумевали участие в службах таких клириков, как епископы, священники и диаконы.

А. Безгодов

Алексей Александрович Безгодов (В. Новгород), зам. председателя РС ДПЦ, выступил с сообщением «Традиции поморского лития от Преображенки до Выга». Несмотря на историческую канву названия, он рассказал о современном состоянии иконного литья в поморском староверии. Он сам с 1995 по 2001 год работал в литейной мастерской при Московской поморской общине. Главная задача, которая ставилась тогда и остается актуальной и сейчас, это чтобы староверы производили иконное литье сами и для себя, по возможности, не пользуясь услугами светских и инославных мастерских.

В этом, 2024, году на Выгу предпринята попытка восстановления традиционных выговских промыслов, в частности иконного литья. Возглавил эти начинания инок Варлаам, ныне возглавляющий возрождающуюся киновию. Этим летом в монастырь прибыла небольшая комиссия специалистов по литью, включающая А. Безгодова и К. Комкова.

Специалисты дали ряд важных советов по совершенствованию процессов литья. Так, наилучшие результаты при изготовлении форм для икон достигаются при использовании так называемой формовочный земли из молотого кирпича. Было указано, что первые литники могут быть деревянными, а последующие — только латунными. Можно сказать, что мастерская состоялась и готова принимать первые заказы на кресты и иконы, отлитые на Выгу.

Участники Ковылинских чтений

На чтениях была представлена выставка старообрядческого рукописного лубка, которая является частью традиций книжной миниатюры.

В кулуарах участники мероприятия обсуждались вопросы расширения тематики Ковылинских чтений и других подобных научных мероприятий. Среди возможных вариантов было названо проведение круглого стола или секции по актуальным проблемам староверия. Так называемые международные старообрядческие форумы, на которые возлагались большие надежды на обсуждение злободневных вопросов староверия, с этой задачей не справились. Большинство выступлений, на них звучащих, посвящены историко-юбилейной тематике и прозаическим сообщениям о повседневной жизни общин и деятельности отдельных организаций.

Питерские дворики рядом с Музеем истории религий

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментариев пока нет

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля