Митрополит РПЦ Тихон (Шевкунов) совершил первую за несколько веков архиерейскую литургию древнерусским чином

14 октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Псковский и Порховский митрополит РПЦ Тихон (Шевкунов) совершил первую за несколько веков литургию древнерусским чином в храме святителя Николы от Торгу на подворье Псково-Печерского монастыря в городе Пскове.

Богослужение состояло из полунощницы, встречи и облачения архиерея по древнерусскому чину, чтения 3-го, 6-го и 9-го часов и Божественной литургии. Митрополиту сослужили: настоятель единоверческого храма святителя Николы в Студенцах города Москвы игумен Петр (Васильев); настоятель подворья Псково-Печерского монастыря в городе Пскове иеромонах Анатолий (Донцу); диаконы Александр Короплясов и Антоний Кармазин.

Тихон Шевкунов

Песнопения Божественной литургии исполнили сводный хор единоверческих общин Московской епархии под управлением головщика Василия Сорокина и мужской хор подворья Псково-Печерского монастыря под управлением регента Юрия Герасимова. За богослужением молились прихожане храма и паломники, специально прибывшие на торжество.

По запричастном стихе митрополит Тихон обратился ко всем собравшимся с архипастырским словом. Во время проповеди владыка сказал:


«Мы, священники, сегодня молились в алтаре теми молитвами, которые от сердца и словами шли к Богу и у преподобного Сергия Радонежского, и у преподобномученика Корнилия. Все священники, до конца XVII века, молились именно так. Это молитвы совершенно особенные: очень глубокие, очень трогательные и очень ясные. Желая сделать более ясным славянский язык, как это ни парадоксально, во многом его усложнили. Молитвы древлеправославного богослужебного чина значительно понятнее даже для обычного человека, чем молитвы никоновского перевода. Но не нам судить их! Мы собрались для того, чтобы еще раз напомнить себе, как тяжело совершить ошибку по отношению к церковному Преданию.

Тихон Шевкунов

Сегодня мы надеемся, что положили начало возрождению единоверческих богослужений в Псковской епархии. В храме святителя Николая с 1844 года начались единоверческие богослужения. Единоверие — это та часть Русской Церкви, те чада, верные Русской Церкви, которые со всеми нами состоят в евхаристическом общении, но совершают богослужения по старому дониконовскому чину. Они сохранили песнопения, молитвы и обряды такими, какими они были при наших отцах, условно, до 1654–1656 года. Конечно, было непривычно, потому что немало того, к чему привык глаз и слух, здесь по-другому. Надеюсь, что найдутся люди, которые особым образом полюбят это неспешное, размеренное и сосредоточенное, без излишних красот партесного пения, без торопливости, богослужение, и станут прихожанами этого прихода».


Как сообщается на официальном сайте Московского Патриархата, в храме святителя Николая Чудотворца в Пскове начинается возрождение богослужебной жизни единоверческого прихода, действовавшего в этом храме с 1844 года. На приходе подворья Успенского Псково-Печерского монастыря, в составе которого находится Никольский храм, в дальнейшем будет создан кружок по изучению знаменного пения, будут проводиться беседы о древнем чине богослужения, истории и культуре единоверия.

Митрополит Тихон (Шевкунов) — глава Псковской митрополии РПЦ, священноархимандрит и игумен Псково-Печерского монастыря. С 1995 по 2018 год был наместником Сретенского монастыря Москве. Председатель Патриаршего совета по культуре. Сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы. Церковный писатель, сценарист. Является главным редактором интернет-портала Православие.Ru. С 2000-х годов имеет репутацию близкого к Кремлю человека и духовника Владимира Путина. Принял активное участие в процессе воссоединения РПЦ с РПЦЗ. Автор книги «Несвятые святые и другие рассказы» (2011), представляющей собой сборник реальных историй из жизни людей, которых он знал лично. Книга стала бестселлером, ее общий тираж к началу 2016 года достиг 2 млн. экземпляров.

Тихон Шевкунов


Источник: Псковская митрополия РПЦ

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (4)

  1. Так наонное пение и священномученик Аввакум уже не использовал и хвалил наречное:»А церковное пение сам же, и чту и пою единогласно и на-речь пою, против печати слово в слово: крюки те в переводах тех мне не дороги и ненайки те песянныя не надобе ж… Да не собою я затеял так. Видев в писании, со отцы трудилися так: епископ Павел Коломенский, Данил протопоп Костромский, священномученик же Михайло, священномученик же архимарит Тихон Печерский, архимарит Суздальский Иосиф за Волгою, в пустыни с сим пением и скончался так, протопоп Конон Нижегороцкий; Логин, протопоп Муромский мученик и поборник велий, Марфа, игумения на Везниках, на-речь и единогласно пение бысть у нея… И Андреян, архимарит Троицкой, добро же житие проходил, а пел единогласно ж. Да и много бысть добрых людей, все блажиша и хвалиша пение единогласное и наречное. Многие с перевода ветхаго, по нем же аз певал, списывали, а я и без перевода, Богу помогающу, по печати пою, да и крюков тех не изгублю, ненайки лише не пою. А как один молюсь, так и не говорю: един Бог знает, как делаю, нельзя сказать».

    • михалычъ

      желание стать более старообрядным старообрядцем чем самые наистарообряднейшие старообрядцы можно новоначальным энтузиастам пожалуй и простить…

      В том регионе наон существовал, что некоторым образом может нынешний эксперИмент оправдать
      Не конкуренты оне белокриницким.
      В принципе не конкуренты.
      Старообрядческое «электоральное поле» намного шире возможностей
      любого из согласий.
      А может и всех согласий вместе взятых. Насколько оно покрывается — на 50%, на треть, а может и только на 10
      И единоверцы гораздо меньше возможностей имеют, чем РПСЦ, РДЦ и даже ДПЦ.

      Структуры у единоверцев не сформировано. Где возникнет что, там и есть.

  2. михалычъ

    регион этот слаб в старообрядческом отношении.
    Там и до революции было несколько сотен староверов.

    какой-то приход там был в 90-х, но не срослось тогда.
    Вероятнее всего из новообрядцев. Наон не белокриницкий обычай

  3. А прихожане единоверцы там есть? или это формирование прихода «сверху». Несколько лет во Пскове пытается организоваться белокриницкая община, думаю они могут составить часть будущих прихожан.

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля