13 февраля 2020 года в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева состоялась презентация выставки «Дорогами Святой Руси. Иконы русских святых из собрания Николая Паниткова». Куратор выставки — ученый секретарь Музея имени Андрея Рублева Н. И. Комашко.
На мероприятии были представлены собранные Николаем Панитковым на протяжении многих лет образы русских святых, изображенных на фоне храмов и монастырей. Собрание дополняют образы, представляющие явления на Руси чудотворных икон Святой и Живоначальной Троицы и Пресвятой Богородицы, а также некоторые важные исторические события, такие, как принесение в Москву в 1625 году Ризы Христовой.
На выставке экспонируется около 70 произведений XVII–XIX веков, дающих возможность увидеть святые места древних русских городов и земель, совершить по ним виртуальное путешествие. Многие из изображенных на них церквей и целых монастырских ансамблей не дошли до нашего времени, а места, где они стояли, оказались заброшены.
Выставка является виртуальным путешествием по древнерусским городам, святым местам и монастырям, точно представленным на иконах русских святых XVII–XIX веков. Посетители узнают о многих святых подвижниках, оставивших заметный след в русской культуре и истории — князьях, преподобных, праведных и блаженных. Один из них, Иоанн Большой Колпак, стал прототипом юродивого в драме Пушкина «Борис Годунов». Отдельные разделы выставки посвящены различным регионам Русского государства — от Москвы до отдаленных северных окраин.
Среди уникальных изображений русских подвижников, представленных на выставке, образы Даниила Переславского со сценами жития конца XVII в., Тихона Калужского конца XVIII в., Артемия Веркольского конца XVII — начала XVIII века и многие другие. Один из главных шедевров экспозиции — икона «Собор Белозерских святых» начала XVIII столетия, где вместе со своими монастырями изображены восемь святых Русского Севера — как знаменитых, так и малоизвестных. Практически все иконы одного небольшого размера, так как являлись подарочными.
Многие иконописные образы, представленные на выставке, сохранились до наших дней лишь потому, что в течение столетий находились в старообрядческой среде. На таких иконах сохранилось традиционное двуперстие. Однако есть и интересные образцы, связанные с никоновой реформой. Так на иконе «Святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверской» персты князя нарочито сложены в троеперстие, а обе благословляющие руки Христа изображают так называемую «малаксу» — греческое именословное благословение.
Среди икон находится и необычный экспонат — бумажная акварель XIX века с изображением четырех самых известных наставников Выгорецкой поморской обители. Очевидно, что это изображение было изготовлено незадолго до разорения монастыря во времена правления Николая I.
К открытию выставки был подготовлен полный каталог собрания и запущен бесплатный аудиогид «Русские монастыри и их основатели» на платформе izi.travel, воспользоваться которым может любой желающий. Выставка продлится до 17 мая 2020 года.
» «Сайт «Русская вера» создал информационное пространство для диалога старообрядчества с властью», такой материал появился на сайте сегодня, а поля для комм. нет. Прочитал и здесь выражаю благодарение за информацию. Узнал, что благодаря сайту стал возможен диалог с властью и визит Президента РФ. А я все не мог понять, почему он приезжал?
Действительно, а почему нет поля для комм.? Вроде бы Мария весьма бодренько и развернуто для шеф-редактора малоизвестной областной газеты ответила, в том числе и на узкоспецифичные вопросы, что нельзя не приветствовать. Или я ошибаюсь?
«Сам себя не похвалишь…» — Мария можетъ.
Неверующие могут почитать ее материал 5 летней давности https://ruvera.ru/articles/mariya_orlova_ochen_vajno_rasskazyvat а также другие ее публикации на религиозные темы на других ресурсах.Например на Правмире