В 2022 году близится дата четырех юбилеев для старообрядческого г. Клинцы Брянской области:
- 315-летие основания г. Клинцы даниловскими крестьянами;
- 240-летний юбилей обретения слободой Клинцы статуса посада, т.е. поселка городского типа — своеобразного промышленного центра, полученного согласно Указу Екатерины Второй от 1782 года;
- 100-летие обретения уездным посадом Клинцы статуса уездного города Клинцы в 1922 году на основании Постановления председателя первого советского правительства РСФСР;
- 245-летие обретения городского статуса с. Даниловским (ныне г. Данилов Даниловского района Ярославской области) на основании Указа Екатерины Второй от 1777 года, откуда вышли в 1707 году основатели поселения у Польского рубежа.
Самое время узнать чуть больше друг о друге и наладить культурные и торговые связи между тремя родственными, побратимскими, историческими городами ЦФО: Клинцы, Данилов, Кострома. Было бы замечательно, если бы на призыв откликнулись Общественные некоммерческие организации (НКО) из Ярославской, Брянской или Костромской области, у которых есть полномочия подать Заявку в «Фонд президентских грантов» для получения средств на изготовление и установку двух памятных поклонных крестов: в г. Данилов Ярославской обл. и в с. Хабарово Даниловского района Ярославской области в преддверии четырех юбилеев 2022 года. На крестах должна быть привинчена табличка с изображением клинцовского памятника, установленного в 2007 году в г. Клинцы, и текстом:
ИЗ ОНОЙ ДАНИЛОВСКОЙ ВОЛОСТИ, ПРИСЕЛКА НИКОЛЫ ХАБАРОВА КОСТРОМСКОГО УЕЗДА, ВЫШЛИ БРАТЬЯ, ПАВЕЛ И ВАСИЛИЙ АФАНАСЬЕВИЧ КЛИНЕЦ, ОСНОВАВШИЕ СЛОБОДУ КЛИНЦОВУ В 1707 ГОДУ ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА.
Жесточайшие карательные меры после Раскола ХVII века вынудили старообрядцев спасаться в Сибири, Запорожье и в Стародубье. Предпочтение отдавалось последнему, расположенному возле западных границ Русского государства. К тому же здешние природные условия позволяли надежно скрываться от преследований. Кроме того, юго-западные районы Брянщины славились процветающими староверческими монастырями, где были сосредоточены духовные силы Церкви и где имелась возможность совершать духовные дела.
Духовных центров в истории старообрядчества было несколько. Наиболее прославились Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Из исторических документов известно, что в начале ХVIII столетия переселенцы-староверы из ярославских земель и Костромского уезда массово селились в местности, расположенной вокруг г. Стародуба на Брянщине, и в местечке Ветка, у реки Сож, где образовалось около 20 старообрядческих слобод (ныне г. Ветка Ветковского района Гомельской области, Республика Беларусь). Петр Великий обращал внимание на этот духовный питомник старообрядчества, но ничего с ним не мог поделать, так как он находился за границей. Но как только Польское королевство ослабело, русское правительство с императрицей Анной Иоанновной решило разорить Ветку в 1735 году.
С 1680-х годов на Ветке, в слободе Елеонка, обитало несколько костромских семей староверов. В одной из них был войтом старик Мелентий Панов. Может, он и посоветовал весточкой своим землякам, братьям Василию и Павлу Афанасьевичу Клинец из приселка Николы Хабарова Даниловской волости Костромского уезда (ныне г. Данилов Даниловского района Ярославской области) переселиться к Польской границе от преследования костромских церковных и светских властей. Возможно, он и посоветовал землякам, где подобрать более удобное место, на котором можно осесть, чтобы оно было ближе к Польше и было богато дарами природы: рыбой, дичью, бортьевыми пчелами, ягодами и грибами, да чтобы рядом была река и питьевые источники. Может, самостоятельно братья Клинцы и их спутники отыскали нужное место для своего поселения. Но существует исторический документ: слободу Клинцы осаживали у реки Туросна преодолевшие 900 верст крестьяне-старообрядцы братья Клинцы в 1707 году.
Конечно, попали они как «из огня да в полымя». Через год шведские войска напали на Россию и двигались от Могилева через Стародубье на Украину, чтобы соединиться с гетманом Мазепой. Петр Великий в августе 1708 года издал Указ, гласивший:
Город Стародуб укрепить, около него и внутри строения на тридцать сажень выломать, в уезде казакам и крестьянам хлеб спрятать в ямы, також себе и скоту место в лесах и крепких местах приготовить, а из мельниц жерновье и снасти вывезти в леса.
На пути войск Карла ХII на Стародубье все чаще вырастали препятствия. Это старообрядцы, «сами собой собравшись», вместе с жителями других поселений «показали значительный опыт верности к царю и отечеству». Они с кольями и топорами нападали на неприятеля, пока не добыли себе трофейное оружие. Особенно тяжелые бои клинцовские партизаны вели на переправах через реку Ипуть и у села Чертовичи (ныне с. Ольховка). Потерпевшие поражение под Полтавой, уцелевшие от разгрома армии Карла ХII пытались бежать из России через Стародубье, надеясь на поддержку русских старообрядцев. Но они жестоко просчитались: старообрядцы оказались настоящими патриотами. Не давая покоя «нехристям», они вылавливали, убивали и брали в плен шведов, отнимали у них обозы с военным имуществом и снаряжением. Так население старообрядческих слобод кровью заслужило милость великого царя, который 28 февраля 1715 года специальным Указом повелел не настаивать на возвращении старообрядцев на прежнее жительство, а лишь «положить их в оклад».
Уже в 1729 году, по данным переписи, произведенной капитаном Брянчаниновым, было установлено, что на слободе Клинцова находилось 17 дворов. Население занималось исключительно промыслами: восемь дворов, в том числе и шестидесятидвухлетний холостяк Василий Клинец, торговали конопляным маслом, три двора выделывали деревянные ложки и прочие предметы из дерева, два двора шили рукавицы и один столярничал.
Может, и не расти бы Клинцовской слободе далее, если бы через шесть лет после данной переписи не случилось одно важное событие в 100 верстах, в торговой слободе Ветка, принадлежавшей польскому пану Халецкому, — «Ветковская выгонка». Царица Анна предложила всем старообрядцам вернуться в Российскую Империю, но ветковцы отказались. В 1735–1736 годах последовал жесточайший разгром слободы с сожжением всех построек, что дало слободе Клинцова новых переселенцев. Особенно выросла слобода после второй «Ветковской выгонки», предпринятой Екатериной Второй в 1763 году. В ней тогда уже проживало 1200 душ.
В настоящее время г. Клинцы является вторым по величине промышленным и культурным центром Брянской области, после областного г. Брянска, и имеет около 65 000 жителей. Являет собой на географической карте Российской Федерации единственный крупный город, носящий свое имя от фамилии крестьянина, его основавшего. В 2007 г., во время празднования 300-летнего юбилея основания Клинцов даниловскими крестьянами, благодарными клинчанами был открыт величественный бронзовый памятник первопоселенцам в виде колокола с крестом и тремя фигурами: мужчины, женщины и ребенка (главный спонсор АО «Клинцовский автокрановый завод»). Ежегодно в г. Клинцы в двадцатых числах сентября проводится приуроченный к Дню освобождения г. Клинцы от немецко-фашистской оккупации «День города Клинцы».
Никольского храма как такового не было,это были ворота с надвратной церковью в честь спаса нерукотворного,в Покрово-Никольский собор белокриницкого согласия.
Подскажите, к какому согласию в начале ХХ века относился Никольский храм Клинцов?