16 сентября 2019 года на 54 году жизни скончался доктор исторических наук Александр Владимирович Пыжиков.
В 1989 году А. Пыжиков окончил исторический факультет Московского областного педагогического института им. Н. К. Крупской, спустя десять лет защитил кандидатскую диссертацию по историческим наукам «Общественно-политическое развитие советского общества в 1953–1964 гг.». Спустя год защитил докторскую по теме «Исторический опыт политического реформирования советского общества в 50-е–60-е годы» (М., 1999).
Однако в последние годы Пыжиков стал широко известен благодаря своим исследованиям раскола Русской Церкви в XVII веке и истории старообрядчества. В своих трудах он старался показать, что русское старообрядчество сыграло важную роль в революционных событиях начала XX века и становления советского строя. Эти мысли он выдвигал в таких своих книгах, как «Грани русского раскола», «Корни сталинского большевизма», «Взлет над пропастью».
А. Пыжиков, в частности, утверждал:
Советское общество — общество беспоповцев. Купеческие миллионеры, которые всё затевали с царизмом, нуждались в капитализме, в либерально-западном варианте, как во Франции и Англии. Ничего другого там не было. Пусть национал-капитализм, хотя даже я в этом теперь сомневаюсь. Их часть, особенно у Корнилия приближенные любят говорить, что вела себя, как национальная буржуазия. Только вела себя она абсолютно не национально.
Советская команда — беспоповцы. Поповская модель — модель западная, частная собственность — святое, и никаких разговоров. Основная масса же, внецерковная, беспоповская — то, на чем вырос СССР. Они его и сделали.
Также Александр Васильевич ввел в публицистический оборот термин «украинско-польское иго». В своем интервью «Комсомольской правде» он заявил:
Что такое украинско-польское иго? Конечно, в первую очередь это конструирование новой церкви. Русская православная церковь при Романовых и раньше — это две большие разницы… До Романовых русская церковь отличалась сильно. В доромановской церкви были очень сильные веяния на то, что церковь не может быть коммерческим субъектом… Украина стала источником государственной власти для Романовых. Они пришли сюда, и Алексей Михайлович отменил все Земские Соборы. Они ему были не нужны… Закрепощение крестьян также стало делом Романовых.
В старообрядчестве сочинения А. Пыжикова вызывали неоднозначные мнения. Многие говорили, что его концепция тенденциозна и не подтверждается полнотой исторических источников. Другие высказывали, что, несмотря на то, что идеи Пыжикова излишне категоричны, в них есть здравое зерно, позволяющее иначе взглянуть на историю старообрядчества и российского государства.
В эфире радиостанции «Вести FM», состоявшемся в марте 2017 года, прошла встреча историка с предстоятелем РПсЦ митрополитом Корнилием (Титовым). На этой встрече Александр Владимирович отметил:
Староверие ниоткуда не появлялось, оно всегда было! Оно составляет суть этой земли. Это даже не староверие, а истинноверие. Это магистральный духовный путь нашей страны, это выражение сути самой России, которая без староверия не существует в принципе. А где центр тяжести в причине раскола? Центр тяжести староверия находился в народе, а то, что было навязано, имело центр тяжести в элите. И это породило раскол. Преодолевать его можно только на условиях равноправности. Староверие нелегитимно, как объявляет РПЦ. Но как можно добиться равноправия, если староверов считают нелегитимными?
Читатели нашего сайта также могут ознакомиться с интервью Александра Пыжикова корреспонденту Накануне.RU.
Да, лихие были времена — за один год от кандидатов в доктора! Что касается темы староверия, то непоследовательность, противоречия и амбициозность явно зашкаливали, хотя отдельные моменты были весьма любопытны.