В полупустом зале нижнетагильского ДК Железнодорожников проходил этот редкий для Среднего Урала праздник. Несмотря на то, что зрителей было мало, торжество прошло так, как должно было бы проходить при аншлаге — качественно, красиво, чтобы запомниться всем, кто пришел. Временами ловил себя на мысли, что слушаю не старообрядческий концерт духовных песнопений, а профессиональных певцов. Настолько качественно было подготовлено выступление.
Но сначала перед собравшимися — организаторы ждали, что придет много горожан, но не случилось — выступил председатель тагильской общины РПсЦ Павел Петров. В своем жестком и очень честном докладе он отметил, что староверы неизменно держатся православной веры, как и 90 процентов купечества в начале ХХ века — все они готовы были отстаивать старую веру.
Вся историческая улица Ленина в Нижнем Тагиле была заселена старообрядцами, — отметил он, подчеркнув, что для местной общины вопроса о том, может ли город стать очагом возрождения старообрядчества, не стоит.
Отец Михаил Лоскутов, окормляющий тагильчан, выступил конферансье. И создавалось ощущение, что священник специально ставил голос, и долго, тщательно и скрупулезно репетировал — так блестяще все у него получилось!
О выступающих на сцене певцах разговор отдельный. Поделиться своим певческим мастерством к зрителям поочередно выходили хоры из Перми, поселка Баранчинского, Шамар. И хотя репертуар у всех был приблизительно одинаковый и изначально все были на равных, подлинное мастерство показал хор из храма поселка Шамары. Не хотелось, чтобы умолкали эти дивные звуки богослужебных песнопений, пробирающие до мурашек! Судите сами: в большом зале звучали Псалом 102, «Приидите поклонимся» с припевами, подобен «Доме евфравоф» и второй подобен «Ангелския преидите силы», богородичен седьмого гласа «Время ми покаяния», осьмогласник «Святыя славы», «Хвалите Господа с небес» с припевами и стихи. А пока они пели, в сердце у слушателей невольно возникала гордость за то, что современные верующие так бережно, старательно сохраняют уникальное пение. И даже приумножают его!
Георгий, Юлия и Прохор Нестеровы, несмотря на то, что задержались в дороге и не успели к началу концерта, внесли яркие краски в этот зимний вечер в полутемном в зале Дворца культуры. Они исполнили ряд казачьих песен, многие из которых не все и слышали. Ну и что, что они мало известны на современной арене?
Оказалось, Георгий еще и сам себе ведущий. Выйдя на сцену с женой и младшим сыном, он сразу заявил: казаки папах не снимают.
Когда мы выступали в Большом театре, нам разрешили не снимать традиционные головные уборы, — поведал он, отметив: первая песня в их исполнении «расширяет наше традиционное представление о старообрядчестве».
Их манера выступления оказалась столь не похожей ни на что другое, что, слушая, хотелось шептать и подгонять: «Продолжайте, братцы, не останавливайтесь!»Между песнями Нестеровы делали паузы, которые заполняли предысторией каждой композиции, и выходило это очень естественно. Так, одно из произведений было сохранено для потомков казаками-некрасовцами.
Другого такого примера мировая история не знала, — уверил Георгий. — На чужбине люди сохранили свою культуру и веру и вернулись в 1962 году в Россию гораздо более русскими, чем некоторые из тех, кто жил здесь безвылазно.
А к другой песне пояснением стало суждение о том, что мужское в современных мужчинах надо укреплять еще сильнее, как и женское в девушках.
Это сегодня особо актуально, как и поется в некоторых казачьих песнях, — добавил старовер.
Ярким пятнышком на этой большой сцене стали юные старообрядцы — это хор пос. Баранчинского, большую часть которого составили дети отца Михаила: Виталий и Василий, Аня и Елена, а еще Сережа, Даша и Настя Дубровины. Вот уж точно достойная молодая поросль от могучего древа староверского! Если так поют они сейчас, то что же будет через пять-семь лет?
Пермяки подобрали свой репертуар: из их уст прозвучали «Царю небесныи», «На гору учеником», «Величание святителю Стефану» и несколько стихов. Примечательно, что в хоре пел и отец Георгий Дубровин — мощно, основательно!
Прекрасно показали себя и взрослые хоры Баранчинского — мужской и женский. Пели «Глас Господень на водах», величание Богоявлению, стихеру Рожеству «Волсви персидстии», светилен Богоявлению, «О выше ума» и духовные стихи.
Вы прикоснулись к удивительной культуре, — в конце выступления взял слово епископ Казанско-Вятский и Уральский Евфимий (Дубинов). — Все мы испытываем разные эмоции. В раздражении бранимся, если в чьей-то душе бесы, он беснуется, но если начинаем душу чистить, то она поет. Так, как эти певцы. К сожалению, все звуки имеют разное воздействие: если постоянно слушать свистопляску, то и настроение будет таким, а если слушать скулеж — будет уныние. Когда мы слушаем духовное пение, оно нас очищает. Конечно, душу нужно чистить через покаяние, через чтение книг святых отцов, но и пение сильно воздействует. И важно отметить: перед вами пели не профессионалы, а те, кто просто ежедневно поет в храме или у себя в келье. И я вас уверяю, там они поют гораздо лучше, чем на сцене. Потому что они не артисты. И это пение — большой дар для вас, вы прикоснулись к удивительной культуре старообрядческого пения. Но если вы услышите его в храме, оно будет гораздо лучше.
Нижний Тагил, исторический старообрядческий город, хотя и обречен быть всегда на вторых ролях у Екатеринбурга, превзошел уральскую столицу в главном: тут впервые на большой сцене прошел подобный концерт. Его уровень позволяет говорить: староверам пора заявлять о себе, но не громкими призывами или ничего не значащими лозунгами, а старорусским пением, которое они идеально освоили и, как знамя, уверенно несут в будущее.
Фоторепортаж автора
Интересный вывод. Получается у автора, что кроме пения у нас ничего и нету. Так, что ли? Про «ничего не значащие лозунги» тоже не поняла. Вот бы пример привёл автор для ясности. Какие у нас есть конкретные лозунги, которые ничего не значат? Что-то не могу припомнить