Дионисий Васильевич Батов (1825 — 1 ноября 1910 гг.)
В начале ХХ века одной из глубоко религиозных купеческих семей считались Батовы[1]. «Жизненный путь Дионисия Васильевича очень прост, — пишет В.Н. Хвальковский, — все в нем естественно, спокойно и последовательно; это выделяет Дионисия Васильевича среди окружающих»[2].
Дионисий Васильевич Батов родился в 1825 году в городе Туле Российской Империи. День его Ангела — 18 мая. Его отец был столоначальником при Тульском оружейном заводе, на котором недолгое время проработал его сын Дионисий. По окончании училища работал слесарем на заводе. После работал на разных частных конторах и учреждениях[3]. Дедушка Михаил Анникеевич, по воспоминаниям, был человеком глубоко верующим, не пропускал ни одну службу в храме, что и привил потомкам. Перед смертью с разрешения жены раздал все деньги бедным и неимущим[4].
В свое время Дионисий Батов был знаменитым деятелем поморской Церкви, наставником общины, начетчиком, апологетом. Автор статей публицистического характера: «О богопрославленных поморских сподвижниках», «Броня правды (апологетическое исследование)», «О разномыслии старообрядцев», «О способах самоличного спасения», «Благосовещание настоятелей», «Общение с внешними», «Врачевание бракоборного недуга», ««Двоедушие» единоверческих униатов», «Замечание сопровождателем 19 столетия», «О вечности священства», «Замечания старообрядцам-беглопоповцам»[5]. В гектографированном виде полный круг певческих книг знаменного распева и уставы: богослужебный, «о христианском житии», «о молитве домашней». Автор около 300 произведений[6]. Произведения Д. В. Батова чаще всего имеют форму монолога[7]. В изданном в его книгопечатне каталоге «Список рукописей копировального производства» названо 261 издание, включая «Манифест 17 апреля 1905 года» о веротерпимости и свободе печати[8].
«За отсутствием настоятеля, — пишет в докладе Хвальковский, — Дионисий Васильевич сам совершал богослужение; имел благословение от духовного отца на совершение таинства святого крещения. Были также случаи исповеди, причем к нему обращались не как к заместителю настоятеля, а как к благочестивому христианину»[9].
Во время совершения богослужения в его доме, наставник после окончания службы, давал Дионисию читать его статьи и проповеди[10]. Так во многом он приобрел авторитет и уважение вначале среди христиан города, позже и по всей России. В Риге в 1870-х годах, во время старообрядческого съезда, саратовские христиане, познакомившись с Батовым, упорно его просили прийти учителем в Саратовскую старообрядческую школу[11]. Однако он долгое время не соглашался, ссылаясь, что не хочет оставлять свой родной город и приход, но под настойчивостью христиан Батов все же соглашается и приезжает на 5 лет в Саратов под предлогом: «чтобы поставить школьное дело». Предварительно сдав экзамен на народного учителя, преподавал в школе славянскую грамоту, закон Божий, русский язык, арифметику[12]. Он был учителем такому сильному начетчику старообрядчества, как Терентий Акимович Худошин, который с 1881 года сам будет учителем в Самарской поморской школе. Д. В. Батов в период жизни в Саратове (1875 – 1880) познакомился с работой на гектографе. Точных данных нет, чья была типография. Предполагают, что одного из поморских деятелей Саратова, но об этом ничего не известно[13]. Будучи в Саратове он пишет и впоследствии издает труды: «Замечание саратовским ущельникам или подпольникам, именующим себя странниками»[14]; «Копия с письма о хомовознаменном пении» Автор: Худошин Т. А.; издатель Батов Д.В., 1878 год, гектограф с рукописи; «Ответы на вопросы некоторых пришельцев Саратовской губернии». Разсмотрение и обсуждение «о некоем иноке Иякове, Павло Прусской обители воспитанника…»; «Решения Саратовского собора старообрядцев-поморцев законно брачного согласия о единоверческом иноке Иякове, «самочинно восхитившем священство»; «Саратовским вероотступникам замечание» Автор Ионов Андрей, издатель Батов Д.В. и другие[15].
Терентий Акимович Худошин, ученик и в последствии помощник в школе при Батове, вспоминал, что особо Дионисий Васильевич преподавал Закон Божий, умел просто и понятно объяснить внутренний смысл Писания: «поэтому уроки Закона Божьего считались в школе самыми живыми и пользовались любовью учеников»[16]. Лев Феоктистович Пичугин признавал своим учителем Батова[17].
После 5 лет обучения там в качестве вероучителя, правительство совместно с духовенством господствующей церкви, которое хотело иметь в школе своего законоучителя, школу закрывает (из-за несогласия христиан-поморцев на это) и Дионисий Васильевич возвращается в Тулу, где его избирают настоятелем общины поморцев[18]. На Соборах 1881, 1887, 1889, 1896 годов Батов вместе с другими учителями Церкви выступали против самокрестов (последователей самокрещенства), которых к концу XIX века насчитывалось более 9 тысяч[19]. Обличал деятельность известного «двукрещенника» миссионера Петра Леднева (Павла Прусского) из города Сызрани[20]. Петр, при второкрещении усвоивший себе имя Павла, — укорительно писал о нем Д. В. Батов, — трость ветром колеблемая… устроился энергичным против беспоповского староверия"[21].
Вопрос о бессвященнословном браке ставился на Озерском соборе 1875 года.
Д. В. Батов направил «отцам» Первого Озерского собора пять вопросов, в которых доказывал неправомерность действий соборян[22].
Батов вел огромную переписку со старообрядцами Сибири, Приуралья, Прибалтики, Поволжья. Свои письма он объединял в брошюры, гектографировал и рассылал по России.
В 1885 и 1892 годах был привлечен к суду, который вынес оправдательный приговор. Судили по статьям 205, 151 и 1008 ст. улож. о наказ. Один раз осудили на четыре дня ареста. «Прискорбно невинному покориться следствиям и быть на скамье преступников пред уголовным судом, — пишет Батов, — но утешаюсь проповеданною верховными Апостолами «отрадою оскорбляемым» (зач. 72 и 274)»[23].
Дионисий Васильевич — участник съезда наставников, посвященный перестройке и обновлению виленского храма, который проходил 1-3 октября 1901 года, на котором Батов председательствовал[24]. В 1906 году также принимал активное участие на Поморском Соборе в г. Вильнюсе[25].
Скончался Дионисий Васильевич Батов 1 ноября 1910 года. Был погребен в городе Туле.
Степанов Дмитрий Владимирович, учитель МБОУ СОШ № 17 г. Кузнецка
Примечания
[1] Деяния Второго Всероссийского собора Христианского поморского церковного общества в царствующем граде Москве в лето от сотворения мира 7421 сентября в дни с 10 по 17. Посвящается вечнодостойной памяти великого подвижника и защитника веры Льва Феоктистовича Пичугина. Москва. 1913. С. 167.
[2] Деяния Второго Всероссийского собора… С. 167.
[3] Агеева Е. А., Батова Е. К.: БАТОВ Интернет ресурс: // http://www.pravenc.ru/
[4] Деяния Второго Всероссийского собора… С. 167- 168.
[5] Скворцов Д. И. Тульский поморский наставник Д. В. Батов. Тула, 1911
[6] Палкин А. С. Отношение старообрядцев поморского согласия к единоверию (на примере полемических сочинений И.И. Зыкова и Д.В. Батова из собрания древлехранилища ЛАИ УРФУ. С. 1. Интернет ресурс http://www.benran.ru/magazin/inaros/seminar/2012/42.pdf
[7] Там же. С.1.
[8] Бубнов Н.Ю. Старообрядческие гектографические издания библиотеки Российской Академии Наук последняя четверть XIX — первая четверть XX вв. Спб., 2012, С. 7-8.
[9] Деяния Второго Всероссийского собора… С. 170.
[10] Деяния Второго Всероссийского собора… С. 170.
[11] Молодов А. О Дионисии Васильевиче Батове // Там же. С. 46-49;
[12] Яксанов В. З. Два светильника (памяти Д. В. Батова и А. А. Надеждина) // Щит веры. Саратов, 1912. № 1. С. 33-45.
[13] "Сызранская старообрядческая гектографическая типография П. М. Безводина" Интернет ресурс: http://www.syzranhistory.ru/put/book-2.htm
[14] Бубнов Н.Ю. Старообрядческие гектографические издания… С. 83.
[15] Бубнов Н.Ю. Старообрядческие гектографические издания библиотеки Российской Академии Наук последняя четверть XIX — первая четверть XX вв. Спб., 2012
[16] Деяния Второго Всероссийского собора… С. 172.
[17] Самойленко А.И. Поим — центр старообрядчества Пензенской губернии и Поволжья. http://www.borovskold.ru/
[18] Там же. С. 172.
[19] http://www.pravenc.ru/
[20] он в 1846 году появился в обители Преображенского кладбища в Москве, затем в Пруссии основал монастырь и стал игуменом, потом уехал в Белую Криницу и присоединился к поповцам, но вскоре разошелся с ними и вернулся в Пруссию, и в 1868 году перешел в "единоверие"
[21] Хвальковский В.В. Сказание о Патриаршине [древлеправославие] http://www.portal-credo.ru/
[22] Мангилев П.И. Очерки по истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий http://www.tavatuy.ru/
[23] Деяния Второго Всероссийского собора… С. 17
[24] Там же.
[25] Краткие сведения из жизни известных деятелей Поморской Церкви http://staroobrad.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=17