Полиект Анисимович Елисеев, иерей

Полиект Анисимович Елисеев
(1881—1938)

Родился в 1881 году в деревне Авсюнино Богородского уезда Московской губернии в семье старообрядческого священника — отца Анисима Елисеева. Около 25 лет отец Анисим прослужил священником в Вышнем Волочке Тверской губернии. Имел свое хозяйство: «1 лошадь, 1 корову и мелкий с/хозяйственный инвентарь» [1]. Предположительно в конце ХIX — первом десятилетии ХХ века его сын Полиект женился. 10 сентября 1910 года Полиект Елисеев был рукоположен епископом Александром (Богатенковым), временно управлявшим Петроградско-Тверской епархией, ко храму во имя Казанской иконы Богородицы в городе Кронштадте. Этот храм был построен в 1903 году и располагался по адресу: дом № 12 на Сайдашной (Велещинского) улице.

В 1918 году закончились 8 лет мирного служения о. Полиекта в Кронштадте. Он был лишен права голоса и вместе с семьей выслан из города. Через некоторое время Елисеевы поселились в селе Кузнецово Калининской области. В 1919 году о. Полиект Елисеев становится настоятелем старообрядческого храма во имя Тихвинской иконы Богородицы в селе Кузнецово. Церковь эта была заложена в 1914 году, а уже в 1915 году освящена Геронтием (Лакомкиным), епископом Тверским и Петроградским. В 1930 году мощная волна безбожия захлестнула и старообрядческую церковь, храм спешно закрыли. Отца Полиекта арестовали и обвинили в антисоветской агитации, а вскоре и осудили на 3 года лишения свободы. Трудно представить, что в те годы испытала семья священника, сколько лишений пришлось им перенести; арест главы семейства, постоянный голод изрядно подорвали здоровье матушки. Сведения о детях священника Полиекта Елисеева весьма скудны. Известно, что в 1925 году у Елисеевых родилась дочь Валентина.

В сентябре 1933 года о. Полиект был освобожден и вернулся в Калининскую область, в село Конаково, где поступил работать на железную дорогу. В 1935 году он работал сторожем в отделе капитального строительства бывшей фаянсовой фабрики, а на тот момент уже завода им.М.И.Калинина. В 1936 году здание старообрядческой Тихвинской церкви было взорвано.

В 1937 году село Конаково приобрело статус города. 28 февраля 1938 года в дом № 15/24 на улице Революции, в котором проживала семья священника Полиекта, заявились энквэдэшники. Последовал обыск, который произвел комиссар Оперотдела Ревизоров. Были изъяты следующие предметы: «1) Паспорт Елисеева БЗ. № 514518. 2) Книг на слав. языке церковных 47 шт. 3) Книг церков. на русском языке 20 шт. 4) Библия 1 шт. 5) Книга церковного служения 1 шт. 6) Икон спряженных на чердаке 4 штуки» [2]. Затем последовал арест старообрядческого священника. В это время с о. Полиектом проживала его двенадцатилетняя дочь Валентина. Иных данных о родственниках на момент ареста Полиекта Елисеева не имеется.

Неспроста сотрудники НКВД по Калининской области пришли в дом Елисеевых. Незадолго до ареста на Полиекта Елисеева были накатаны доносы. Отца Полиекта оклеветали потомки тех, кто трудился на фабрике старообрядческого мецената Матвея Сидоровича Кузнецова. Внуки и дети были уже советскими рабочими завода им.М.И.Калинина. Завод им.М.И.Калинина дал страшную клеветническую характеристику на старообрядческого священника — мерзости, высказанные начальством в адрес сторожа, просто не укладываются в голове.

Начались допросы старообрядческого иерея.

«Вопрос: Дайте следственным органам правдивые показания, какую контрреволюционную агитацию Вы проводите среди населения г. Конакова и рабочих отдела капитального строительства?

Ответ: Работая в гор. Конакове я антисоветской агитации никакой не проводил…

Вопрос: Следственные органы имеют точные сведения и показания свидетелей, что Вы проводили антисоветскую агитацию, а поэтому я требую от Вас правдивых показаний, дайте следствию ответ?

Ответ: Показания мои правильные других дать не могу, агитации я антисоветской не проводил, записано в протоколе допроса все правильно с моих слов мне прочитано» [3].

Оперуполномоченный НКВД по Калининской области 2 марта 1938 года подготовил обвинительное заключение, на основе клеветнических доносов:

Я Опер. Уполномоченного Конаковского Райотделения НКВД Ревизоров сего числа рассмотрев следственное дело № 2567 по обвинению Елисеева Полиекта Анисимовича 1881 г/рождения уроженец Московской области Богородского района д.Авсюнино, по социальному происхождению сын старообрядческого попа. Сам Елисеев также работал старообрядческим попом как до революции, а также после вплоть до 1930 года. В 1918 году как служитель культа /поп/ был лишен избирательных прав (неразборчиво) Кронштадта, где он служил попом был в 1918 г. со своей семьей выслан. В 1930 году л/свободы, срок наказания отбыл. В момент ареста работал в г. Конаково Калининской области, работал сторожем в отделе Капитального строительства.

Установлено, что

Елисеев Полиект Анисимович являясь чуждым по своему социальному происхождению враждебно настроен к существующему строю в СССР, проводил активную антисоветскую деятельность против всех мероприятий проводимых партией и советским правительством. В своих контрреволюционных высказываниях Елисеев П. А. среди рабочих и (неразборчиво) Отдела Капитального строительства заводы «им. Калинина» (неразборчиво) контрреволюционную жизнь заявляя: Советская власть невинных людей расстреливает, эти люди были хорошие». Распространял клеветнические слухи в Советском Суде заявляя: «Советская власть судит людей ни за что, забирает попов в том числе меня забрала, раньше и меня судили за какую-то антисоветскую агитацию (неразборчиво) а/с агитации подтверждены показаниями свидетелей 1/ Макаровым А. П., 2/ Кузнецовой М. Н., 3/Логиновой А. Р., 4/Никифоровым И. П. Обвиняемый Елисеев Полиект Анисимович виновным себя не признал [4]».

Дело № 2567 по обвинению Елисеева П.А. было передано на рассмотрение Тройки УНКВД КО, которая 25 марта 1938 года постановила: «Елисеева Полиекта Анисимовича расстрелять [5]».

28 марта 1938 года в 7 часов утра старообрядческий иерей Полиект Анисимович Елисеев был расстрелян.

5 июля 1989 года Полиект Анисимович Елисеев был реабилитирован, согласно ст. I Указа Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв политических репрессий, имевших место в период 30–40-х и начала 50-х годов».

Биография составлена М.Волосковой на основе архивного УСД № 22451 с. Также о судьбе о. Полиекта Елисеева рассказывается в статье Марины Волосковой «Старообрядческий священник, уничтоженный работниками фаянсового завода».


[1]. Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 7. 
[2]. Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 2.
[3]. Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 2.
[4]. Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 16
[5]. Архив УФСБ по ТО. Д. 22451с. Л. 17

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля