Протоиерей Евгений Алексеевич Бобков (6 июля 1939–25 ноября 1985)
Протоиерей Русской Православной старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии. Родился в посёлке Кучино Московской области. Будущий пастырь был родом из семьи потомственных старообрядцев. Отец его А. Д. Бобков (по профессии юрист) в 60-е годы XX века являлся председателем Московской Рогожской общины и пользовался большим авторитетом среди старообрядческих священнослужителей. В возрасте 9-ти лет был поставлен во чтецы Покровского Собора на Рогожском кладбище в Москве. Рукоположение совершил епископ Геронтий (Лакомкин). В 1956 г. закончил 1-ю Кучинскую среднюю школу и поступил на юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, где учился на «отлично», принимал участие в поднятии целины и имел за это государственную награду.
В 1959 г. во время учебы на 3-м курсе, на Евгения был сделан донос и выяснилось, что он является верующим-старообрядцем, стихарным Московского Покровского собора. От юноши потребовали отречься от религиозных убеждений, но он категорически отказался это сделать. Началась травля. На факультете (в здании бывшего Синодального училища) был устроен публичный диспут на тему «Есть ль Бог?». Юноша твердо отстаивал свои убеждения и, подняв перед всеми Евангелие, твердо заявил:
Я верю в Его могущество!
Твердо отстояв свою позицию, Евгений был отчислен из МГУ. На страницах газет появились злостные публикации, посвященные этому событию: Карпель Р., Некрасов Ю. «Хамелеон», «Еще раз о Хамелеоне» (Московский Комсомолец. 1959. 11 апр., 13 окт.) и др. Реакция же на них последовала прямо противоположная: в деканат юридического факультета посыпались письма от читателей с поддержкой и восхищением взглядов и поведения Евгения. Руководство факультета вынуждено было их конфисковывать. В определенной степени это приостановило выход новых статей в прессе.
После отчисления из университета работал в Издательском отделе Московской Митрополии, ОР НБ МГУ им. А.М. Горького, Фольклорной комиссии Союза композиторов СССР. Изгнанному студенту оказывали поддержку священнослужители, ученые, друзья. В Москву на Рогожское стали специально приезжать люди из разных уголков страны, чтобы познакомиться с ревностным христианином, не побоявшимся бросить вызов господствовавшей в стране атеистической идеологии. Несмотря на притеснения со стороны властей, в 1960 г. заканчивает Всесоюзный юридический заочный институт. С 1960 по апрель 1961 г. служил в армии. По возвращении принимает активное участие в делах Покровского храма на Рогожском кладбище.
В декабря 1963 г. поступает в очную аспирантуру юридического института, из которой был отчислен в феврале следующего года по доносу одного из бывших однокурсников. С сентября 1964 г. — заведующий книгохранилищем Покровского храма. 7 августа 1966 г. архиепископом Московским и всея Руси Иосифом поставлен в диаконы к Покровскому храму на Рогожском кладбище.
Широкая популярность отца Евгения в кругах московской интеллигенции (что для старообрядческих священников было редкостью) вызвала повышенное внимание со стороны госбезопасности и Совета по делам религий.
Энергичный, общительный, эрудированный диакон, поддерживаемый архиепископом Иосифом, многое сделал для активизации жизни в старообрядческой церкви и увеличения числа молодых верующих. Вдобавок отец Евгений был дружен не только со старообрядцами других согласий, но и с такими одиозными для властей фигурами, как священник РПЦ Александр Мень. 6 июня 1975 г. Совет по делам религий при Совмине СССР потребовал от архиепископа Никодима перевести диакона Евгения из Москвы куда-либо в провинцию в течение 24 часов, при этом оставив его в сущем сане. Однако 11 июня епископ Донской и Кавказский, Клинцовский и Новозыбковский Анастасий (Кононов) вопреки мнению властей поставляет его в сан священника, а архиепископ Никодим назначает его настоятелем в храм пророка Илии в Гомеле (Белоруссия).
Начав свое служение в Гомеле, о. Евгений продолжал привлекать молодежь к церкви. Престольный праздник в честь Св. Пророка Илии в Гомельской общине превращался в своего рода молодежный слет, на который ехали верующие из разных приходов России, Украины, Молдовы.
В начале 80-х гг. о. Евгений также окормлял общины в селе Добрянка (Черниговская область) и деревне Тураево (Раменский р-н, Московская область). В конце 1970-х гг. о. Евгений становится благочинным Донской, Кавказской и Клинцовско-Новозыбковской епархий и секретарем епархиального управления, а 27 мая 1983 г. епископ Анастасий возводит о. Евгения в сан протоиерея.
Являясь фактически секретарем и архиепископа Никодима, о.Евгений деятельно участвовал в устроении жизни белокриницкого согласия в 1-й половине 80-х гг.: искал кандидатов на священные степени, участвовал в урегулировании взаимоотношений между старообрядческими общинами и государственной властью, посещал приходы, передавая распоряжения архиепископа Никодима, жившего в селе Старая Добруджа (Молдавия).
Протоиерей Евгений активно интересовался историей старообрядчества, неоднократно выступал в периодической печати со статьями, вел хронику современной старообрядческой жизни, собирал и изучал рукописи и старопечатные книги, сотрудничал с археографами из Пушкинского Дома (публиковался в научном сборнике и консультировал других специалистов).
В 1984 г. там был образован персональный фонд Евгения Бобкова, куда старообрядческий священник начал передавать книги из своей коллекции. В этом же году переведен настоятелем храма Рожества Богородицы в с. Тураево Московской области.
Отец Евгений интересовался вопросами древнерусского и старообрядческого церковного пения, собирал певческие рукописи, написал на эту тему несколько статей, первым описал «ветковский роспев» и особенности оформления гуслицких певческих рукописей.
Также был дружен с руководителями всех старообрядческих согласий, особенно с председателем московской Преображенской федосеевской общины библиофилом М.И. Чувановым, наставником рижской Гребенщиковской общины С. Михайловым. Отец Евгений поддерживал дружественные и деловые связи со многими священнослужителями Русской Православной Церкви: председателем Издательского отдела Московского Патриархата архиепископом Питиримом (Нечаевым), Саратовским архиепископом Пименом (Хмелевским), экзархом белорусской Церкви митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, священником Александром Менем и др. К старообрядческому священнику обращались за консультациями многие медиевисты. С некоторыми учеными его связывала многолетняя дружба, в их числе: Д.С. Лихачёв, Н.Н. Покровский, А.М. Панченко, В.И. Малышев, Н.В. Понырко, Н.Г. Денисов и др.
Такая активная деятельность протоиерея Евгения Бобкова привела к давлению на него со стороны властей, к угрозам расправы в его адрес. В середине 80-х годов в обществе стали назревать перемены, многие стали смотреть на старообрядческую Церковь как на духовную альтернативу другим конфессиям, не скомпрометированную сотрудничеством с атеистическим режимом. Многие ожидали что отец Евгений Бобков станет одним из духовных лидеров этого старообрядческого возрождения. Однако этим надеждам не суждено было сбыться: 25 ноября отец Евгений погиб в автомобильной катастрофе при таинственных обстоятельствах. Такси, в котором он ехал в аэропорт, врезалось в грузовик. Водителя такси в момент столкновения в машине не оказалось.
Его трагическая гибель потрясла общественность и многими старообрядцами была расценена как месть со стороны спецслужб. Очевидно, что такая значимая и яркая личность явно «не вписывалась» в планы государственного аппарата и тогдашней идеологии. Протоиерей Евгений похоронен рядом с отцом на Рогожском кладбище в Москве. Погребение возглавил епископ Анастасий в сослужении 19 священников.
Отец Евгений погиб, однако благие дела его не забыты до сих пор. Для многих он является добрым примером пастырского служения, горячей любви к Богу и ближним, деятельного и необычайно активного делания на благо Церкви. Да помянет Господь душу раба Своего протоиерея Евгения в селех праведных, идеже несть болезни, ни печали, ни воздыхания. Но жизнь вечная!
Вечная память!
Воспоминания об отце Евгении Бобкове
Сергий Бобков
Сын отца Евгения, старообрядческий священник
Так получилось, что я выучился сначала читать по-славянски, лишь потом по-русски. Отец умел так поставить, что без приказов, лишь посмотрит, и уже было желание что угодно сделать для него. Отец был человеком, который считал, что нельзя заставлять, а убедить можно. У нас не было запретов. Пожалуйста, возьми атеистический словарь, пожалуйста, возьми книгу новобрядческого автора или католического.
Никола Бобков
Сын отца Евгения, старообрядческий священник
Однажды мама купила нам пароход «Ленин». Большая игрушка, чтобы ее пустить по речке, она могла плавать. Но вот отец увидел, что «Ленин», как же, говорит, Ленин может быть у нас в доме? Мы его взяли, сломали, подожгли и вот шли по своему участку около церкви и кричали, что жжем Ленина. Я помню, что даже из-за цвета флага красного нам старались не покупать красную одежду, хотя этот цвет очень красивый и на многих иконах, многих облачениях часто использован. Он старался, чтобы мы все служили Богу, чтобы мы все молились в церкви, убеждал нас в истинности староверческой церкви.
Ирина Ильинична Бобкова
Вдова отца Евгения Бобкова
Отец Евгений погиб трагически в 1985-м году здесь в Москве. Остались у меня десять человек детей и свекровь, мать отца Евгения. Мне до 1989-го года государство на детей не платило денег, и я жила подаянием. Но, вы знаете, народ не только в России откликнулся, даже из Германии протестанты присылали помощь, и католики присылали, и из Англии. Это какая-то была всемирная поддержка.
Никола Косырев
Старообрядческий протоиерей, настоятель храма Ильи пророка в Гомеле, Беларусь
Отец Евгений не обольщался ни своей незаурядной грамотностью, ни почетом, ни уважением. Даже носил рваные ботинки. Скорее всего, не на показуху, а от экономического недостатка — семья была очень большая. Его образ является обличителем нынешнего бесчестного духовного состояния. Он был носителем веры и Божией благодати, которая нынче в нас практически угасла. Принципиальное честное отношение к своим обязанностям, почтение и чествование святых, почтение святительского чина (чего сейчас нет), борьба за духовную чистоту Церкви. Он был достойным последователем протопопа Аввакума и специально собирал людей в День его памяти, чтобы достойно отслужить ему службу (из интервью к 30-летию памяти о.Евгения).
Интересные факты
1. Отец Евгений никогда и ни при каких обстоятельствах не брился даже до принятия сана;
2. У отца Евгения было 10 детей: 9 сыновей и одна дочь. Трое из его сыновей стали старообрядческими священниками:
- Бобков Сергей Евгеньевич — община в селе Белая Криница, Черновицкая область, Украина;
- Бобков Никола Евгеньевич — община в г. Моршанск, Тамбовская область, Россия;
- Бобков Глеб Евгеньевич — община на хуторе Новонекрасовский, Приморско-Ахтарский р-н, Краснодарский край, Россия.
4. Директор еврейского издательства «Гешарим» Михаил Львович Гринберг (Иерусалим) на презентации в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье» им. А. Солженицына заявил о том, что вышедший в издательстве сборник трудов известного старообрядческого деятеля Владимира Рябушинского «Старообрядчество и русское религиозное чувство» он посвятил протоиерею Евгению Бобкову, своему близкому другу и соседу;
5. Деятельность отца Евгения (под именем Геннадия Попкова) отражена в книгах Ф. Чащина «Тайна Белой Криницы» (Кишинёв, 1987) и «Белокриницкое согласие» (Кишинёв, 1990);
6. Протоиерей Евгений Бобков был чрезвычайно терпим к людям иной веры. Приходя в гости к своему другу и соседу Михаилу Гринбергу (правоверному иудею), он из уважения к традициям еврейского дома оставался в головном уборе. При этом у о. Евгения наблюдалось твердое стояние в своей вере и отсутствие каких либо колебаний.